Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Питер Акройд. Падение Трои
Перед нами не авантюрный исторический роман, а роман об исторической картине мира как таковой и наших о ней представлениях
Роман Питера Акройда «Падение Трои», выходящий сейчас на русском языке в Издательстве Ольги Морозовой, легко вписывается в наши представления об этом писателе. Мы уже знаем и Акройда-беллетриста, и Акройда-биографа, и это сочинение не выходит из уже существующего ряда. В жанровом отношении «Падение Трои» вполне традиционное для автора произведение, в котором вымышленные герои смело вмешиваются в историческую реальность, уточняя и подправляя ее, а их прототипы жертвуют некоторыми биографическими подробностями для пользы вымысла.
Не нужно быть специалистом по истории археологии, чтобы сразу понять, что за главным героем, господином Оберманном, скрывается Генрих Шлиман. И до поры до времени читатель будет испытывать иллюзию, что он может положиться на Акройда-биографа и почерпнуть некоторые новые подробности раскопок Трои, еще неизвестные ему, например, по «Греческому сокровищу» Ирвинга. Но это, конечно, не так, и «следить за руками» приходится уже начиная с того момента, когда Оберманн с молодой женой Софией только приезжают на место раскопок. Но, конечно, игра с биографией великого энтузиаста-археолога тут значит нечто гораздо большее, чем желание запутать читателя и зачем-то заставить его думать, что Шлиман, например, умер совсем не так и не тогда, как всем хорошо известно.
Для Акройда археологическая тема важна как продолжение его размышлений о наших отношениях с историческим знанием; о наших возможностях оценить хоть сколько-нибудь объективно историческую древность; о домыслах, которые мы допускаем; наконец, о том, как формируется картина мира и, в частности, прошлого в наших догадках и гипотезах. И наука археология подходит для этого как нельзя лучше. С одной стороны, материальная культура во плоти - ощутимые, в буквальном смысле слова вещественные доказательства. С другой стороны, невероятный простор для интерпретаций и сплошной волюнтаризм. Неслучайно среди археологов распространена такая полушутка, полуописание метода: если найденный объект не поддается опознанию, его можно провести по статье «предмет культового назначения».
А что мы знаем о Шлимане? С одной стороны, лихой энтузиаст, одержимый идеей раскопать именно Трою, и ничто другое, и тем самым частично погубивший ее. С другой - человек, заставивший науку признать гомеровский мир не только как миф, а всю мировую общественность - следить за сводками с археологических полей как за светской хроникой; открывший микенскую цивилизацию и вообще сделавший археологию предметом всеобщего интереса. Оберманн, то есть сверхчеловек, действует абсолютно в соответствии с этой устоявшейся трактовкой шлимановского характера - например, уничтожает улики, то есть находки, опровергающие его теоретические выкладки; рассуждает об археологии как об искусстве и считает, что идея важнее доказательств.
«Моя жена уже археолог, господа. Ей не нужно образование. Так же как и мне. Я стал археологом, когда решил найти дворец Одиссея. И, оказавшись на Итаке, нашел его. Я поднялся на гору Аэтос и начал копать. Вот она, археология. Интуиция!»
«- Доказательства? Доказательства здесь. - Он коснулся своей головы. - И здесь. - Он показал на сердце. - Другого руководства мне не нужно».
«- Не говорите мне, что возможно, а что невозможно, профессор. Если бы я придавал этому значение, я бы ничего не достиг».
И кого-то этот пылкий первооткрыватель и популяризатор, сочинитель истории напоминает. Кажется, самого Акройда - или по крайней мере обозначенный им собственный метод исторического расследованияOpenspace.ru/literature/events/details/24162/?expand=yes#name1">1. Интересно, не привлекает ли Акройда фигура любителя и энтузиаста, противопоставленная архивному ученому, в силу его собственных увлечений и методов работы. Ведь и сам он действительно мастерски воссоздает контекст эпохи, именно переплетая вымысел и реальность и сталкивая персонажей с историческими личностями. Так, например, повествование детективного романа «Процесс Элизабет Кри» очень оживляет появление Карла Маркса в библиотеке. И кто скажет, что он туда не ходил?
Однако в «Падении Трои» - как будто специально для того, чтобы отмежеваться от трактовки романа как очередной интерпретации вклада Шлимана в археологическую науку, - примерно с середины повествования вымысел выступает на первый план. Причем речь идет не просто о некоем альтернативном развитии событий, а о фантастических, едва ли не мистических происшествиях; невероятных находках, свидетельствующих о проклятии здешних мест (так, на расшифровываемых табличках появляются знаки - отрубленные головы) и злодейских вредительствах. Наконец, возникает любовная линия, вполне уместная в «Одиссее капитана Блада» и «Джейн Эйр» и совершенно выбивающаяся из биографического канона Шлимана и его верной жены и соратницы Софии.
И при этом, несмотря на то что к финалу сюжет закручивается все стремительнее, перед нами не авантюрный исторический роман, а книга об исторической картине мира как таковой и наших о ней представлениях. Вот как Александр Торнтон, сотрудник Британского музея, занимающийся протоисторической письменностью, пытается объяснить, как устроен один из этапов научного познания мира: «Я часто замечал, что вселенная словно самым естественным образом приспосабливается к нашим убеждениям и описаниям». Между тем ответ на вопрос о том, стали ли раскопки Трои ее «падением», остается открытым. В одной из бесед с коллегами Оберманн говорит: «Хорошо сказано... Мы все в Трое удивительные звери. Каждый из нас - деревянный конь». А имеются в виду турок Кадри-Бей - представитель турецкого правительства, без особого успеха следящий за тем, чтобы Оберманн не присваивал себе находки; англичанин Торнтон; француз Лино и, наконец, сам Оберманн - немец, коммерсант и авантюрист. Все они, и каждый по-своему, - представители современной европейской цивилизации, которые, в поисках корней и своего места во вселенной, привлеченные гомеровским мифом, штурмуют Трою.
Оберманн как-то с удовольствием замечает собственную оговорку: он назвал себя не открывателем Трои, а ее основателем. А в другой раз, когда найденные артефакты расходятся с его теорией, восклицает: «Ни один из вас не имеет ни малейшего представления об археологии. Я открыл новый мир, а вы хотите омрачить его. Вы хотите, чтобы он пал». И Троя все же гибнет в очередной раз. На этот раз это Троя Оберманна, то есть его мечта о ней.
___________________
Openspace.ru/literature/events/details/24162/?expand=yes#link1">1 О нем Openspace.ru/literature/projects/119/details/13265/">пишет, в частности, Варвара Бабицкая: «Говоря о родословной своего героя, Акройд пишет, что в этом вопросе "предположения важнее доказательств". Такая формулировка довольно точно характеризует подход Акройда к реконструкции шекспировской биографии вообще».
Питер Акройд. Падение Трои. - М.: Издательство Ольги Морозовой, 2011
Татьяна Григорьева
Коментарі
Останні події
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»