
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Питер Акройд. Падение Трои
Перед нами не авантюрный исторический роман, а роман об исторической картине мира как таковой и наших о ней представлениях
Роман Питера Акройда «Падение Трои», выходящий сейчас на русском языке в Издательстве Ольги Морозовой, легко вписывается в наши представления об этом писателе. Мы уже знаем и Акройда-беллетриста, и Акройда-биографа, и это сочинение не выходит из уже существующего ряда. В жанровом отношении «Падение Трои» вполне традиционное для автора произведение, в котором вымышленные герои смело вмешиваются в историческую реальность, уточняя и подправляя ее, а их прототипы жертвуют некоторыми биографическими подробностями для пользы вымысла.
Не нужно быть специалистом по истории археологии, чтобы сразу понять, что за главным героем, господином Оберманном, скрывается Генрих Шлиман. И до поры до времени читатель будет испытывать иллюзию, что он может положиться на Акройда-биографа и почерпнуть некоторые новые подробности раскопок Трои, еще неизвестные ему, например, по «Греческому сокровищу» Ирвинга. Но это, конечно, не так, и «следить за руками» приходится уже начиная с того момента, когда Оберманн с молодой женой Софией только приезжают на место раскопок. Но, конечно, игра с биографией великого энтузиаста-археолога тут значит нечто гораздо большее, чем желание запутать читателя и зачем-то заставить его думать, что Шлиман, например, умер совсем не так и не тогда, как всем хорошо известно.
Для Акройда археологическая тема важна как продолжение его размышлений о наших отношениях с историческим знанием; о наших возможностях оценить хоть сколько-нибудь объективно историческую древность; о домыслах, которые мы допускаем; наконец, о том, как формируется картина мира и, в частности, прошлого в наших догадках и гипотезах. И наука археология подходит для этого как нельзя лучше. С одной стороны, материальная культура во плоти - ощутимые, в буквальном смысле слова вещественные доказательства. С другой стороны, невероятный простор для интерпретаций и сплошной волюнтаризм. Неслучайно среди археологов распространена такая полушутка, полуописание метода: если найденный объект не поддается опознанию, его можно провести по статье «предмет культового назначения».
А что мы знаем о Шлимане? С одной стороны, лихой энтузиаст, одержимый идеей раскопать именно Трою, и ничто другое, и тем самым частично погубивший ее. С другой - человек, заставивший науку признать гомеровский мир не только как миф, а всю мировую общественность - следить за сводками с археологических полей как за светской хроникой; открывший микенскую цивилизацию и вообще сделавший археологию предметом всеобщего интереса. Оберманн, то есть сверхчеловек, действует абсолютно в соответствии с этой устоявшейся трактовкой шлимановского характера - например, уничтожает улики, то есть находки, опровергающие его теоретические выкладки; рассуждает об археологии как об искусстве и считает, что идея важнее доказательств.
«Моя жена уже археолог, господа. Ей не нужно образование. Так же как и мне. Я стал археологом, когда решил найти дворец Одиссея. И, оказавшись на Итаке, нашел его. Я поднялся на гору Аэтос и начал копать. Вот она, археология. Интуиция!»
«- Доказательства? Доказательства здесь. - Он коснулся своей головы. - И здесь. - Он показал на сердце. - Другого руководства мне не нужно».
«- Не говорите мне, что возможно, а что невозможно, профессор. Если бы я придавал этому значение, я бы ничего не достиг».
И кого-то этот пылкий первооткрыватель и популяризатор, сочинитель истории напоминает. Кажется, самого Акройда - или по крайней мере обозначенный им собственный метод исторического расследованияOpenspace.ru/literature/events/details/24162/?expand=yes#name1">1. Интересно, не привлекает ли Акройда фигура любителя и энтузиаста, противопоставленная архивному ученому, в силу его собственных увлечений и методов работы. Ведь и сам он действительно мастерски воссоздает контекст эпохи, именно переплетая вымысел и реальность и сталкивая персонажей с историческими личностями. Так, например, повествование детективного романа «Процесс Элизабет Кри» очень оживляет появление Карла Маркса в библиотеке. И кто скажет, что он туда не ходил?
Однако в «Падении Трои» - как будто специально для того, чтобы отмежеваться от трактовки романа как очередной интерпретации вклада Шлимана в археологическую науку, - примерно с середины повествования вымысел выступает на первый план. Причем речь идет не просто о некоем альтернативном развитии событий, а о фантастических, едва ли не мистических происшествиях; невероятных находках, свидетельствующих о проклятии здешних мест (так, на расшифровываемых табличках появляются знаки - отрубленные головы) и злодейских вредительствах. Наконец, возникает любовная линия, вполне уместная в «Одиссее капитана Блада» и «Джейн Эйр» и совершенно выбивающаяся из биографического канона Шлимана и его верной жены и соратницы Софии.
И при этом, несмотря на то что к финалу сюжет закручивается все стремительнее, перед нами не авантюрный исторический роман, а книга об исторической картине мира как таковой и наших о ней представлениях. Вот как Александр Торнтон, сотрудник Британского музея, занимающийся протоисторической письменностью, пытается объяснить, как устроен один из этапов научного познания мира: «Я часто замечал, что вселенная словно самым естественным образом приспосабливается к нашим убеждениям и описаниям». Между тем ответ на вопрос о том, стали ли раскопки Трои ее «падением», остается открытым. В одной из бесед с коллегами Оберманн говорит: «Хорошо сказано... Мы все в Трое удивительные звери. Каждый из нас - деревянный конь». А имеются в виду турок Кадри-Бей - представитель турецкого правительства, без особого успеха следящий за тем, чтобы Оберманн не присваивал себе находки; англичанин Торнтон; француз Лино и, наконец, сам Оберманн - немец, коммерсант и авантюрист. Все они, и каждый по-своему, - представители современной европейской цивилизации, которые, в поисках корней и своего места во вселенной, привлеченные гомеровским мифом, штурмуют Трою.
Оберманн как-то с удовольствием замечает собственную оговорку: он назвал себя не открывателем Трои, а ее основателем. А в другой раз, когда найденные артефакты расходятся с его теорией, восклицает: «Ни один из вас не имеет ни малейшего представления об археологии. Я открыл новый мир, а вы хотите омрачить его. Вы хотите, чтобы он пал». И Троя все же гибнет в очередной раз. На этот раз это Троя Оберманна, то есть его мечта о ней.
___________________
Openspace.ru/literature/events/details/24162/?expand=yes#link1">1 О нем Openspace.ru/literature/projects/119/details/13265/">пишет, в частности, Варвара Бабицкая: «Говоря о родословной своего героя, Акройд пишет, что в этом вопросе "предположения важнее доказательств". Такая формулировка довольно точно характеризует подход Акройда к реконструкции шекспировской биографии вообще».
Питер Акройд. Падение Трои. - М.: Издательство Ольги Морозовой, 2011
Татьяна Григорьева
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025