Re: цензії

05.11.2025|Віктор Вербич
Коли життя і як пейзаж, і як смерть
Галичани та духи мертвих: історія одного порозуміння
04.11.2025|Надія Гаврилюк
“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Іспит на справжність
02.11.2025|Богдан Смоляк
Захисник Істин
31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, Швейцарія
Як змосковлювали ментальність українців
30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Художній простір поезії Мирослава Аронця
27.10.2025|Ігор Чорний
Пекло в раю
20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?
Котел, в якому вариться зілля
19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на Тернопіллі
Побачити себе в люстерці часу

Літературний дайджест

Ответственная женственность

Ольга Новикова. Христос был женщиной. М.: АСТ, Астрель; Владиир: ВКТ, 2011.

Пик эпохи гламура миновал, гламурная эстетика впиталась в жизнь и стала ее составной - но было ли явление отрефлектировано? Оксана Робски вела пристрастный репортаж изнутри, Виктор Пелевин - слишком извне, анализируя дискурс баблоса из своих буддийских эмпирей. Кто еще? Розовые «Бентли» и мобильные со стразами от «Сваровски» как предельный смысл жизни, рэперско-клубная мода даже на приличном ТВ - присутствуют зачастую, пишущие об - не на слуху. Понятно, что после Литинститута авторам более знакомо писать про самогон в вымирающей деревне, но врага надо знать в лицо, разве нет?

Тем ценней свидетельство «нашего агента» в стане врага. Тем более что речь даже не о приснопамятной Рублевке, а о более знакомом (социально близком) так называемому среднему классу (при всей условности деления) и даже интеллектуальном. Так, под прозрачными псевдонимами и с массой узнаваемых деталей в романе Ольги Новиковой поданы подсидки и алкоголизм в редакции «Коммерсанта», презентации «Нового литературного обозрения», суд после выставки «Осторожно, религия!» и, что уже далеко не смешно, гибель в Германии художницы Анны Ковальчук, жены философа Михаила Рыклина... Да и героини - не совсем гламурные дивы, а, скорее, те, кто сидят рядом с нами в знакомых кафе на бизнес-ланчах, ходят на те же выставки в «Гараж» и на концерты в «Ikra», толкутся в бухгалтериях редакций, чтобы получить гонорар за фриланс, или получают ипотечные кредиты.

Они - разные. Изящная, но взбалмошная Ева защищает диссертацию по додекофонической музыке, руля успешным бизнесом, отдыхая в Майами и устраивая тематические салоны. Криста - купила квартиру в Москве, трудится в отделе культуры и сражается с нашествием крыс на ее кухню. Василиса - плетет тончайшие сети интриги в той самой газете, куда заодно затягивает своих подруг, мужа и любовников/любовниц всех вышеуказанных. Они - как те самые подруги в «Сексе в большом городе», только с поправкой на наши новокапиталистические реалии, где секса не то что совсем нет, как в Союзе, но значительно меньше, чем города с его деньгами, их недостатком, злобой из-за их недостатка и т.п.

Посему и гламуроанализ выходит едким, жестким, беспощадным иногда даже (а каким еще ему быть?). Зато узнаваемо все с ходу: «новорусский плебс... знает только авиасалоны, салоны красоты и подобную бытовщину», но не «салон» в его исконном значении, в кризис «долой культурных (в обоих смыслах - и образованных, и тех, кто пишет об искусстве) обозревателей», «буквально многое вернулось на круги своя: адвокат поселился в тех же покоях, в которых до революции жил его исторический коллега, мывшийся мылом "Броккар". А нечистых пролетариев - вон из центра. И по новому кругу зреет злоба...» От социального, впрочем, один шаг (в «лабутенах» или подклеенных ботах) до экзистенциального: Бредбери грезил, что мир изменит убийство одной бабочки, но на самом-то деле не так сейчас, когда взаимозаменяемы все офисные винтики и кухарка, как нас научили, может известно что: «не меняется ничего, когда схлопнули какую-то бабочку»...

Живое в «эпоху его технической воспроизводимости» и левиафановой «войны всех против всех» объявляется неживым: «люди пучками вырываются, словно волосы с лысеющей головы». Но так совсем не может быть, поэтому - оживает неживое: «Лина отбегает от своих мыслей», «рукава как живые цепляются», «у Москвы нет иммунитета к пробкам», Ева «голосом прикасается».

Прикасается, потому что это - «ответственная женственность». Которая тоже вынуждена была изменить свою роль. Не потому, что мужчины стали «слабы» и «женственны» (Новикова не опускается до этой примитивной социологии), а потому что - после социальной революции, когда ее итоги, как та же гламурная кислота, уже впитались в жизнь - сейчас призваны все. Не «предчувствие гражданской войны», но фиксация ее вялотекущей и жестокой возможности («Майбахи» и нищие на улицах). И если углядел поэт Его тогда в белом венчике из роз, то почему не мог померещиться сейчас Он О. Новиковой - в строгом брючном костюме, спешащей от мужа и детей на очередную деловую встречу?

Александр Чанцев



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

05.11.2025|18:42
«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
03.11.2025|10:28
Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
02.11.2025|09:55
У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
30.10.2025|12:41
Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
30.10.2025|12:32
Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
30.10.2025|12:18
Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
30.10.2025|12:15
«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти


Партнери