
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Ответственная женственность
Ольга Новикова. Христос был женщиной. М.: АСТ, Астрель; Владиир: ВКТ, 2011.
Пик эпохи гламура миновал, гламурная эстетика впиталась в жизнь и стала ее составной - но было ли явление отрефлектировано? Оксана Робски вела пристрастный репортаж изнутри, Виктор Пелевин - слишком извне, анализируя дискурс баблоса из своих буддийских эмпирей. Кто еще? Розовые «Бентли» и мобильные со стразами от «Сваровски» как предельный смысл жизни, рэперско-клубная мода даже на приличном ТВ - присутствуют зачастую, пишущие об - не на слуху. Понятно, что после Литинститута авторам более знакомо писать про самогон в вымирающей деревне, но врага надо знать в лицо, разве нет?
Тем ценней свидетельство «нашего агента» в стане врага. Тем более что речь даже не о приснопамятной Рублевке, а о более знакомом (социально близком) так называемому среднему классу (при всей условности деления) и даже интеллектуальном. Так, под прозрачными псевдонимами и с массой узнаваемых деталей в романе Ольги Новиковой поданы подсидки и алкоголизм в редакции «Коммерсанта», презентации «Нового литературного обозрения», суд после выставки «Осторожно, религия!» и, что уже далеко не смешно, гибель в Германии художницы Анны Ковальчук, жены философа Михаила Рыклина... Да и героини - не совсем гламурные дивы, а, скорее, те, кто сидят рядом с нами в знакомых кафе на бизнес-ланчах, ходят на те же выставки в «Гараж» и на концерты в «Ikra», толкутся в бухгалтериях редакций, чтобы получить гонорар за фриланс, или получают ипотечные кредиты.
Они - разные. Изящная, но взбалмошная Ева защищает диссертацию по додекофонической музыке, руля успешным бизнесом, отдыхая в Майами и устраивая тематические салоны. Криста - купила квартиру в Москве, трудится в отделе культуры и сражается с нашествием крыс на ее кухню. Василиса - плетет тончайшие сети интриги в той самой газете, куда заодно затягивает своих подруг, мужа и любовников/любовниц всех вышеуказанных. Они - как те самые подруги в «Сексе в большом городе», только с поправкой на наши новокапиталистические реалии, где секса не то что совсем нет, как в Союзе, но значительно меньше, чем города с его деньгами, их недостатком, злобой из-за их недостатка и т.п.
Посему и гламуроанализ выходит едким, жестким, беспощадным иногда даже (а каким еще ему быть?). Зато узнаваемо все с ходу: «новорусский плебс... знает только авиасалоны, салоны красоты и подобную бытовщину», но не «салон» в его исконном значении, в кризис «долой культурных (в обоих смыслах - и образованных, и тех, кто пишет об искусстве) обозревателей», «буквально многое вернулось на круги своя: адвокат поселился в тех же покоях, в которых до революции жил его исторический коллега, мывшийся мылом "Броккар". А нечистых пролетариев - вон из центра. И по новому кругу зреет злоба...» От социального, впрочем, один шаг (в «лабутенах» или подклеенных ботах) до экзистенциального: Бредбери грезил, что мир изменит убийство одной бабочки, но на самом-то деле не так сейчас, когда взаимозаменяемы все офисные винтики и кухарка, как нас научили, может известно что: «не меняется ничего, когда схлопнули какую-то бабочку»...
Живое в «эпоху его технической воспроизводимости» и левиафановой «войны всех против всех» объявляется неживым: «люди пучками вырываются, словно волосы с лысеющей головы». Но так совсем не может быть, поэтому - оживает неживое: «Лина отбегает от своих мыслей», «рукава как живые цепляются», «у Москвы нет иммунитета к пробкам», Ева «голосом прикасается».
Прикасается, потому что это - «ответственная женственность». Которая тоже вынуждена была изменить свою роль. Не потому, что мужчины стали «слабы» и «женственны» (Новикова не опускается до этой примитивной социологии), а потому что - после социальной революции, когда ее итоги, как та же гламурная кислота, уже впитались в жизнь - сейчас призваны все. Не «предчувствие гражданской войны», но фиксация ее вялотекущей и жестокой возможности («Майбахи» и нищие на улицах). И если углядел поэт Его тогда в белом венчике из роз, то почему не мог померещиться сейчас Он О. Новиковой - в строгом брючном костюме, спешащей от мужа и детей на очередную деловую встречу?
Александр Чанцев
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025