Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

Стихи из ленты новостей

Поэт Емелин и его неразделенная любовь к равнодушной РФ.

 

Всеволод Емелин. Песни Сольвейг. 
– Пермь: Соль, 2011. – 116 с.

Ну вот если сравнивать, то Емелин, конечно, – чистый Галич. Только не поет песни. В смысле поет, просто без гитары. Хотя и с гитарой бывает. Но с гитарой, так то О’Шеннон поет песни на стихи Емелина. А я просто иду по проезду Стратонавтов к дому 12 и вижу дом 16 по тому же проезду Стратонавтов. Там жил Емелин. Сейчас, правда, уже переехал, сугубо тушинских стихов у него нет, но если хорошо знать реалии города Тушино, то, в общем, видно, где он пишет про до боли знакомые и любимые места. Мне, разумеется, до боли знакомые и любимые. Но мне их, стихи про Тушино, приходится выискивать. В только что вышедшей его книжке, понятное дело, никакого Тушина нет, там все сплошь стихи про остроактуальное. Про Стросс-Кана, про Катю Муму, про Чапман, про бывшего и про нынешнего мэра Москвы. Про Триумфальную и Манежную, про московское лето 2010 года, про ноябрьские праздники того же 2010 года, про группу «Война», про Букер и афедрон, про Тунис, Японию, Ливию, ну, говоря проще, про все.

Емелин еще и тем схож с Галичем, что слишком много у него политики. Галича теперь цитировать запрещено поборниками «авторских прав», но упоминать пока вроде бы еще можно. Галич – превосходный стихотворец. Емелин – тоже, что бы ни говорили «специалисты». Поэтому не обращайте внимания на то, что стихи из рецензируемого сборника, как я уже сказал, сплошь остроактуальные. Стихи – хорошие. Емелинские в лучшем смысле слова.

* * *

Нынешний сборник – даже не публицистика, а, как сказал один глубоко всеми уважаемый литератор, рифмованная фигня. Ну, он, разумеется, сказал не «фигня», но я же в газете пишу. Так вот, нынешний сборник представляет собою ковчег стихотворений, написанных для интернет-портала «Соль», все они поголовно и сугубо злободневные. Стихи из ленты новостей – иначе не скажешь. Можно сформулировать так: рифмованная публицистика. Саша Черный, Демьян Бедный. Агитки? Агитки. Не вижу ничего стыдного и обидного

 

Чтобы было понятно – поясню, почему не вижу ничего обидного в агитках. Их, кстати, сейчас не только Емелин пишет. Их пишут и Дмитрий Быков, и Лео Каганов, и Иван Давыдов. Недавно вот занялся стихами из ленты новостей Виктор Куллэ, одно такого рода стихотворение я читал даже у Дмитрия Кузьмина. Но я отвлекся. Есть «высокая поэзия», написанная, ну, к примеру, Гумилевым, и откровенная коммерческая реклама или те же агитки Владимира Маяковского. Но поэзия, на мой взгляд, есть только у Владимира Владимировича. А вот Николай Степанович, на мой личный взгляд, писал много хуже. Или Блок. Очень много всякого «высокого» у них, только вот поэзии (еще раз подчеркиваю – на мой сугубо личный предвзятый взгляд) нет совсем. А Саша Черный – лирик каких поискать.

Так вот, Емелин. Емелин пишет настолько хорошо, что надо ставить памятник ему на берегу Москвы-реки напротив Киевского вокзала – просто за то, что он есть, что он живой, улыбается и ходит по улицам нашего города. Я горжусь, что живу в одно время с ним, в одном городе. Не очень-то верится, но ведь кто-то жил и вместе с Сервантесом, даже наверняка бухал с ним. А уж с Эдгаром По точно бухали какие-то его современники. Да еще и капризничали: какая, мол, тут поэзия? Никакой, капризничали, тут нет поэзии, какие-то вороны летают и крякают. Или каркают? Неважно.

Важно, что Емелин – регулярно пишет стихи, пусть и агитки, а не для вечности. Но ведь для вечности пишут только спичрайтеры президентов. Даже умножители смыслов – и те не пишут для вечности.

Поэтому еще раз повторю. Я горжусь, что живу в одно время и даже знаком с Емелиным. Что, впрочем, естественно и нормально. Жили бы мы раньше, бухали бы с другими литераторами, а так сидим, ну, скажем, Емелин, Яркевич и я, грешный, в рюмочной на Герцена. И ничего, как будто так и надо. В ту рюмочную, поговаривают, даже сам Дмитрий Быков заходит. Хотя я, если честно, не видел там Быкова. Емелина и Яркевича видел, а Быкова – нет, не видел. Впрочем, пишу я сейчас не про Быкова и даже не про Яркевича, так что, если позволите, процитирую немного русского поэта Всеволода Емелина.

Да, книжка, о которой я говорю, не о высоком. Да, здесь кругом сиюминутное. И тем не менее именно здесь и живет поэзия. Цитирую:

Кончаются праздники вроде. 
У всех свои развлечения – 
Одни из запоя выходят, 
Другие из заключения.

Побледневшие и посиневшие, 
Один другого краше, 
Смотрит Россия сидевшая 
В глаза России бухавшей...

Или вот. Ну, да, про бывшего мэра, которого сейчас уже никто и не помнит, но ведь удивительно же хорошо:

Били тысячи орудий, 
Шел неправый, скорый суд. 
И гляди – уже на блюде 
В кепке голову несут...

Но лучше все же приведу то, что совсем уж навсегда и навечно, такое, что не снилось ни Галичу, ни Саше Черному, ни Глазкову, ни Петру Шумахеру, ни Василию Курочкину, ни даже, наверное, Аристофану с Франсуа Вийоном. Вот оно:

С Берлускони и Блэром 
Пил бы красное я. 
Я б хотел быть премьером, 
А живу как свинья.

И, распив в магазине, 
Я свой дом не найду. 
Среди скрещенных линий 
На асфальт упаду.

Я себя успокою, 
Телом землю нагрев,
Прижимаясь щекою 
К равнодушной РФ.

* * *

С чем только что процитированное можно сравнить? Правильно, только с Маяковским. Помните, конечно, уверен, что помните, такое невозможно не помнить: «...Брошусь на землю,/ камня корою/ в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая./ Истомившимися по ласке губами/ тысячью поцелуев покрою/ умную морду трамвая».

Наверное, я не вполне прав, сравнивая Емелина только с Галичем. В нем, в Емелине, очень много от Маяковского.

Нет только наглости и самоуверенности Маяковского.

А жаль.

Евгений Лесин



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»


Партнери