Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

19.07.2011|19:03|Openspace.ru

Сергей Солоух. Игра в ящик

Это действительно игра – с внутренними перекличками, стилистически сложная, с заранее просчитанными эффектами.

«Игра в ящик», претендент на «Большую книгу» этого года, — большой, сложносочиненный роман. Солоух не берется написать хронику, дать историю России в ретроспективе и вообще не претендует, казалось бы, на масштабность — однако текст методологически оказывается ближе к одному дню Блума в «Улиссе», то есть подносит лупу к небольшому фрагменту повседневности с тем, чтобы увидеть бытийные законы, скрытые колесики мироздания.

Действие романа происходит в подмосковном НИИ, что, казалось бы, может быть более бессобытийным? Тем более что действие помещено в самые тягучие годы, в начало восьмидесятых, когда один за другим отправлялись к Кремлевской стене генсеки: «Ленка чуть было не спросила кто. Кто умер? Чуть было не выдала своего непростительного равнодушия к пульсу страны и ее дня. Но что сделать, их было много, полное Политбюро выживших из ума полуразложившихся дедов, регулярно отправляющихся на забутовку Кремлевской стены. Это было привычно…». «Пятилетка в три гроба», — схохмит позднее промелькнувший персонаж.

НИИ в романе выступает отчасти моделью СССР — там вроде бы затхло, ничего не происходит, но с другой стороны — где-то под сукном кипят нешуточные страсти и идут те же «процессы», что и во всей остальной стране. 

Приехавший из провинции зануда Боря Катц всеми правдами и неправдами хочет закрепиться в столице: девушки с вожделенной московской пропиской доводят его буквально до крайности — жительница Козихинского переулка вроде бы разрешила проводить ее, а завела в отделение милиции, решив, что имеет дело с вором.

Здесь пора сказать о том свойстве текста Солоуха, что называется громким словом «эмпатия». Стилистически всевластный, мастерски подстраивающийся под каждого героя текст не считает нужным скрывать эмоции: если персонаж «человек, а не человекообразное», то рассказчик молча, по-мужски пожмет ему руку, если же смешон и жалковат, как тот же Катц («через букву “т”»), то обольет такой едкой иронией, что только держись… 

 

Роман Подцепа тоже думает только об одном — когда он защитится, он сможет вызвать к себе из дальнего Южносибирска («родной» для Солоуха топоним, встречающийся и в других его книгах) семью — жену и маленького Димку. Он все сделает для этого, будет есть один хлеб и перепечатывать по ночам чужие работы за лишний рубль, чтоб тут же отослать его жене. Но, несмотря на то что он все делает правильно, это настоящая жизнь, неправильная и сложная, — поэтому останется он с кандидатской и большими деньгами, но совершенно один… 

Как и у Александра Кабакова во «Все поправимо», герои в перестройку быстро избавляются здесь от всего наивно-советского и пускаются зарабатывать деньги: уходят из НИИ, торгуют недвижимостью, осваивают дорогие иномарки и «Нокию» за 300 долларов. Сама страна менялась медленно и неохотно, — так и герои Солоуха не справляются с тем, чтобы переключить внутри себя какие-то тумблеры, в одночасье из младших научных сотрудников превратиться в бизнесменов. Это не их вина — и не их заслуга.

Ленка Мелехина старательна, ответственно готовится к защите диссертации, даже отзывчива, но ей не хватает чутья распознать все подводные отмели и водовороты эпохи: когда научный руководитель просит ее осудить якобы диссидента из их общежития, она даже горда этой просьбой — в результате от нее отворачиваются все друзья и начинается медленное сползание куда-то на обочину жизни, где она никому не нужна.

Стукачество, женитьба на прописке, вкрадчивый шантаж органов, «дали разрешение» на выезд в Израиль, «всю зиму и весну Родина слесарила. В подтеках и парше ржавчины, но заново смазанным, ожившим вдруг и заговорившим газовым ключом закручивала гайки»… Как и в недавнем «Зеленом шатре» Улицкой, здесь много деталей времени, лексических и психологических крючков, вытягивающих из нашей памяти те дни.

Впрочем, «Игра в ящик» — это действительно игра, довольно сложная, с внутренними перекличками, идеями, разложенными, как в музыкальной пьесе, по персонажам и стилям, обсчитанными — так герои обсчитывают свои формулы на первых отечественных ЭВМ. Роман прострочен тремя вставными повестями. Первая — «Щук и Хек», в которой мускулистый стиль Гайдара смотрится еще рельефней, почти по-ионесковски передавая абсурд эпохи: осужденные в камере сами вершат над собой пролетарский суд, осуждают, выносят приговор и приводят его в исполнение, — без малейшего сомнения. «Угря» — ремейк «Тли» Ивана Шевцова, где садизм и мазохизм советской власти переданы через почти физиологическую перверсию: герой-художник не может написать картину, пока ему кто-нибудь из народа не вмажет хорошенько в челюсть; юная пионерка, сошедшая чуть ли не со страниц Масодова, калечит себя во имя светлых коммунистических идеалов. «Рыба Сукина» — набоковская «Защита Лужина», заигрывающая с «Лолитой». Саша Соколов в «Палисандрии» заставил своего героя вожделеть не нимфеток, но старух, а у Солоуха тетя умыкает в сексуальное путешествие на край ночи племянника: «Мать говорила, что тоскует по прозрачному воздуху Европы. Ей казалось, что жидкая чужая сирень на станциях, неживые тюльпанообразные лампочки в номере курортной гостиницы, заголовки иностранных газет, которые скользят мимо сознания, не впиваясь в него, подобно русским, острой иглой ненужного смысла, освободят ее нарастающую и такую желанную летаргию от боли, печали и горечи. В первых числах мая, сразу после того, как дом запестрел проспектами автомобильных салонов, она уехала, увозя с собой остатки покоя, и эти замирания в груди, чувство удушья, — быть может, грудная жаба или же просто мигрень, а то и нервы определенного и неизбежного периода, на что с глумливой бесцеремонностью неоднократно намекал ей муж. Она уехала, не писала, и Сукин-старший повеселел, завел себе привычку заниматься гимнастикой у открытого окна в большой гостиной, а в середине мая въехал во двор, самостоятельно управляя французским спортивным ландолетом. На следующий день Сукин-сын узнал тетин адрес», — впору сверять копию с подлинником и ставить пятерку за стилизацию.

Однако дело не в стилизации, не в сатире, не в перверсиях, заложенных, как динамит в шахту (герои работают в Горном институте), не в идеях. Дело в «ткани времени и коже пространства» той эпохи — и в стилистической полифонии. Диапазон Солоуха действительно широк — от лицемерно-штампованного советского языка и пока Матвей, сам себе сандружина, ходил в дальний конец коридора устранять выявленные недостатки в области личной гигиены…») до прозрачно-жестокого: «Подцепа оттолкнул безумца, оторвал от рукава, ударил в грудь и вылетел, через ступеньку, сразу две, скачками в сверкающую искусственными огнями московскую ночь, проглотившую луну и звезды, землю и небо, слова и мысли, и полную лишь лая, со всех сторон несущейся, рвущей, ломающей и убивающей собачьей разноголосицы».

Эпоха ушла навсегда. Увеличивающаяся дистанция до нее заполняется книгами. Они — останутся.

Сергей Солоух. Игра в ящик. — М.: Время, 2011

Александр Чанцев  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

27.11.2024|12:11
"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»


Партнери