Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Пойду поклевещу
Исполняется 100 лет со дня рождения писателя Виктора Некрасова.
Позавчера возле американского посольства открыли памятник поэту Иосифу Бродскому. Я еще не ходил, не смотрел. А вот памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю (его открыли где-то с месяц тому назад) мне понравился. И стоит в хорошем, правильном месте. В Замоскворечье, самом московском и самом татарском районе столицы. Районе, где улицы и переулки так и называются – Татарские да Ордынки.
Памятника советскому прозаику Виктору Некрасову, если не ошибаюсь, нет. Есть, если ничего не путаю, мемориальная доска в Киеве, на улице Крещатик. Кажется, в Ростове-на-Дону на стене Дома офицеров тоже есть. С надписью: «В этом здании, в Театре Красной Армии, работал актером Виктор Платонович Некрасов (1911–1987), писатель-фронтовик». В Волгограде, бывшем Сталинграде, насколько знаю, нет ничего. Хотя надо бы именно там. Ситуация здесь прямо как с Ахматовой: она писала, что если уж ставить ей памятник, то возле ленинградской тюрьмы «Кресты» (думаю, не надо объяснять почему, впрочем, если кто не знает, наберите, товарищи, в любом поисковике «Ахматова, Кресты» – все поймете и узнаете). Там ей памятник и поставили. А Некрасов написал одну из самых знаменитых книг о войне «В окопах Сталинграда». Так что, если что и устанавливать, то – в Сталинграде.
***
Однако немного о самом писателе. Если коротко, то: родился в Российской империи, воевал за СССР, умер в прекрасной Франции.
Теперь подробнее. Виктор Платонович Некрасов родился 4 (17) июня 1911 года в Киеве. Окончил Киевский строительный институт. Учился еще и в театральной студии. Работал актером и театральным художником в разных театрах: в Киеве, Владивостоке, Кирове, Ростове-на-Дону.
Воевал с 1941 года, в саперном батальоне. Член ВКП (б) с 1944 года. В 1945-м, после ранения, был демобилизован. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Сталинграда». В 1946-м написал самую известную свою вещь «В окопах Сталинграда». Ее читал Иосиф Сталин. В 1947-м стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени. Есть версия, что именно благодаря Сталину его и наградили. Странное дело, повесть действительно правдива. Никакой, как говорили, в перестройку, чернухи. Но и никакой пропаганды. Одна война. Маленькая цитата, чтобы было понятно. «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне».
Даже Сталин упомянут всего несколько раз и все – по делу. «В окопах Сталинграда» действительно окопная, солдатская книга. О Некрасове так и написали тогда. Что он пришел в литературу не как литератор, а как солдат. Тогда многие пришли в литературу в шинели. В 1956 году по «Окопам» сняли фильм «Солдаты», в нем играл Иннокентий Смоктуновский, между прочим тоже фронтовик.
Потом Некрасов пишет повести «В родном городе», «Кира Георгиевна», сборник рассказов «Вася Конаков», выступает со статьями. Тут-то его и начало потихоньку заносить в сионизм и антисоветчину. Он писал статьи о том, что надо увековечить память советских людей, расстрелянных в Бабьем Яре. Ездил за границу и в путевых очерках низкопоклонничал перед Западом, чуть ли не ударился в диссидентство. В конце концов пошли партийные взыскания, исключение из рядов КПСС, обыск и «изъятие материалов». В 1974 году Некрасов эмигрирует. Живет в Париже, у Марии Розановой и Андрея Синявского. Потом в различных съемных квартирах. Работает в журнале «Континент», на Радио «Свобода» (радио, где, напомню, работал Александр Галич).
Вот что вспоминает Вениамин Смехов: «В Париже в 1984-м это звучало буднично, теперь – как хвастовство: Вика пригласил нас с Галкой в «подшефное кафе», обучал уваженью к французской закуске под пиво, а после хорошего часа болтовни заявил: «Ребята, бегите в Париж. Мне пора на работу. Пойду поклевещу»...» Так Некрасов говорил про свою работу на Радио «Свобода». Все верно, согласитесь. Он, конечно, рвался на свободу (тогда, цитируя Галича, говорили «выбирал свободу»), а приехал, ну, как минимум не в рай. Да, они получили то, о чем мечтали. Помните, в «Маленькой печальной повести...» (последняя его книга): «Канада как-никак капиталистическая страна, в которой, кроме сверхприбылей и безработных, есть круглосуточные продуктовые магазины, свободная любовь, демократические выборы...»
Ага, у нас сейчас все то же самое. Даже круглосуточные магазины. Про свободные выборы я и не говорю. Они по сравнению с советскими, ну, по сути, свободные. Еще о свободе. Снова из «Маленькой печальной повести...»: «Сегодня воскресенье, а в среду 12 сентября минет ровно десять лет с того дня, когда, обнявшись и слегка пустив слезу, мы – я, жена и собачка Джулька – сели в Борисполе в самолет и через три часа оказались в Цюрихе. Так, на шестьдесят четвертом году у меня, шестьдесят первом у жены и четвертом у Джульки началась новая, совсем непохожая на прожитую жизнь. Благословляю ли я этот день 12 сентября 1974 года? Да, благословляю. Мне нужна свобода, и тут я ее обрел».
Обрел, Виктор Платонович, обрел. Но зачем нужна свобода, если кругом Париж? В окопах Сталинграда вы, помнится, грустили и мечтали о Киеве.
***
Думаю, он и в Париже грустил и мечтал о Киеве. Все-таки не по своей воле уехал. Очень русский, очень (без всякой иронии скажу) советский писатель. И, самое главное, настоящий солдат. Установите уже наконец ему памятник в Сталинграде
Евгений Лесин
Коментарі
Останні події
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
- 29.10.2025|18:12В Ужгороді започаткували щорічні зустрічі із лауреатами міської премії імені Петра Скунця
