Re: цензії
- 11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наукПривабливо, цікаво, пізнавально
- 08.12.2025|Василь КузанКрик відчаю
- 02.12.2025|Василь КузанНі краплі лукавства
- 27.11.2025|Василь КузанNobilis sapientia
- 27.11.2025|Віталій ОгієнкоРозсекречені архіви
- 24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
- 23.11.2025|Ігор ЗіньчукСвітло, як стиль життя
- 21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наукСвітлотіні свободи
- 18.11.2025|Ігор ЧорнийУ мерехтінні зірки Алатир
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Сергей Гандлевский: «Писателем решил стать ни с того ни с сего»
Словосочетание Сергей Гандлевский имеет знак качества, что ли…
– Сергей, вы, если и не классик, к элитарным поэтам точно принадлежите. А в классики, как вы считаете, войдете?
– Ничего себе вопрос! Я себе тщеславие не расчесываю – ни к чему это и не моего ума дело. Про собственную «элитарность» впервые слышу.
– А как вы сами относитесь к классике? Перечитываете классику?
– Восемьдесят процентов, если не больше, моего чтения – классика. Сейчас я читаю, наверное, в третий-четвертый раз «Былое и думы».
– А из современных писателей, поэтов кто-то вам интересен?
– Я более или менее слежу за нынешней поэзией, поскольку имею отношение к этому цеху, и у меня есть потребность быть в курсе дела.
Отставание с текущей прозой я немного наверстал два года назад, когда был в Букеровском жюри. Запомнился Леонид Юзефович, впрочем, его-то я давно ценю, а «новенькими» для меня были петербуржцы Елена Чижова и Николай Крыщук. Наверняка кого-то из достойных авторов забыл – я поэтому и не люблю этой журналистской «игры во мнения».
В свое время с большим удовольствием прочел Владимира Сорокина «День опричника».
– А как книга попадает вам в руки? Есть, наверное, своя библиотека? Ходите ли вы в библиотеки, книжные магазины? И что вас заставляет взять книгу в руки?
– Ну, во-первых, у меня вроде бы нехудая домашняя библиотека. И здесь мы вернемся к вашему первому вопросу – к чтению классики.
Почти всю классику я могу прочесть, не выходя из дома. А если я заинтересован в какой-то книжке, скажем, в последней книге Лидии Гинзбург, то просто взял и купил… Да вот она, называется «Проходящие характеры».
– Плюс литпремии, наверное… И еще, вы читаете все, что вам дарят друзья?
– Ну, если это – сочинения друзей, разумеется. А премии… Не помню случая, чтобы я, узнав о каком-то новом лауреате, бросился тотчас его читать, если не читал прежде.
Я ведь, в общем-то, нахожусь внутри литературного процесса и, как правило, имею какое-то представление, кто чего стоит. А если не имею, то могу довериться мнению более осведомленных знакомых.
– Помните ли вы свое самое первое детское мечтание «кем стану, когда вырасту»?
– Конечно, помню: пожарным я хотел стать.
– А когда пришли к мысли о писательстве?
– И это помню. В девятом, что ли, классе зимой я шел от учительницы английского и вдруг ни с того ни с сего решил стать писателем, хотя я тогда почти ничего еще не сочинял.
– А первую публикацию помните?
– Первую? Затруднюсь вспомнить точно. Хотя, нет, первая публикация была в университетской многотиражной газете, где напечатали сразу нескольких студийцев Игоря Волгина: Бахыта Кенжеева, Александра Сопровского, Алексея Цветкова и меня, ну, в общем, наш тогдашний товарищеский круг.
– Сергей, а как вы отдыхаете? Может, есть места, где вам хорошо и душой, и телом?
– Я довольно легок на подъем и неравнодушен к новым впечатлениям, поэтому мне нравятся всякие поездки.
А еще я люблю гулять на даче с собакой – у меня всю жизнь собаки. Я даже нашел объяснение своей дружбе с собаками: это хороший способ быть одному и при этом не чувствовать одиночества.
– Заключаем мы обычно интервью пожеланием читателям «Вечерней Москвы»…
– Во-первых и как всегда – хочу пожелать здоровья и поменьше огорчений. Ну а раз у нас литературное интервью, и это во-вторых, я бы пожелал читателям прочесть какие-нибудь новые стоящие стихи и привязаться к ним.
Сергей ГАНДЛЕВСКИЙ
Кто в курсе дела, вряд ли станет стыдиться…
Мама маршевую
музыку любила.
Веселя бесчувственных
родных,
виновато сырость
разводила
в лад призывным
вздохам духовых.
Видно, что-то вроде
атавизма
было у совслужащей
простой –
будто нет его,
социализма,
на одной
шестой.
Будто глупым
барышням уездным
не собрать
серебряных колец,
как по пыльной улице
с оркестром
входит полк
в какой-нибудь Елец.
Моя мама умерла
девятого
мая, когда всюду
день-деньской
надрывают сердце
«аты-баты» –
коллективный
катарсис такой.
Мама, крепко спи
под марши мая!
Отщепенец,
маменькин сынок,
самого себя не понимая,
мысленно
берет под козырек.
У Гоши? Нет.
На Автозаводской?
Исключено.
Скорей всего, у Кацов.
И виделись-то
три-четыре раза.
Нос башмачком,
зеленые глаза,
а главное – летящая походка,
такой ни у кого ни до,
ни после.
Но имени-то
не могло не быть!
Еще врала напропалую:
чего-то там ей
Бродский посвятил,
или Париж
небрежно поминала –
одумайся,
какой-такой Париж!?
Вдруг вызвалась
«свой способ» показать –
от неожиданности
я едва не прыснул.
Показывала долго, неумело
и, морщась, я ударами младых
и тощих чресел
торопил развязку.
Сегодня,
без пяти минут старик,
я не могу уснуть не вообще,
а от прилива скорби.
Вот и вспомнил –
чтоб с облегчением
забыть уже
на веки вечные – Немесова.
Наташа.
Старость по двору идет,
детство за руку ведет,
а заносчивая молодость
вино в беседке пьет.
Поодаль зрелые мужчины,
Лаиса с персиком
в перстах.
И для полноты картины
рояль виднеется в кустах.
Кто в курсе дела,
вряд ли станет
стыдиться
наших пустяков,
зане метаморфозой занят:
жил человек – и был таков.
А я в свои лета, приятель
и побратим по мандражу,
на черный этот
выключатель
почти без робости гляжу.
Чик-трак – и мрак.
И все же тайна
заходит с четырех сторон,
где светит месяц
made in China
и спальный серебрит район,
где непременно в эту пору,
лишь стоит
отодвинуть штору,
напротив каждого окна –
звезда тщеты,
вот и она.
Автор: Сергей Аман
Додаткові матеріали
- Сергей Гандлевский: Искусство – это пойди туда, не знаю куда
- Сергей Гандлевский: «Для лирика я как-то подозрительно холоден»
- Сергей Гандлевский: «Мы свидетели грандиозного языкового катаклизма»
- Обличчя літературної України-2009 (ФОТО)
- Премію «Поет» отримав Сергій Гандлєвський
- Шота Іаташвілі та Сергій Гандлєвський стали лауреатами фестивалю «Київські лаври»
Коментарі
Останні події
- 17.12.2025|21:28Лауреатом Премії імені Шевельова 2025 року став Артур Дронь
- 11.12.2025|20:26Книга року ВВС 2025 оголосила переможців
- 09.12.2025|14:38Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
- 02.12.2025|10:33Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
- 27.11.2025|14:32«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
- 24.11.2025|14:50Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
