
Re: цензії
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
- 11.03.2025|Марина Куркач, літературна блогерка, м. КременчукЖінкам потрібна любов
Видавничі новинки
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
- Олександр Ковч. "Нотатки на полях"Поезія | Буквоїд
- У видавництві Vivat вийшов комікс про Степана БандеруКниги | Буквоїд
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Сергей Гандлевский: «Писателем решил стать ни с того ни с сего»
Словосочетание Сергей Гандлевский имеет знак качества, что ли…
– Сергей, вы, если и не классик, к элитарным поэтам точно принадлежите. А в классики, как вы считаете, войдете?
– Ничего себе вопрос! Я себе тщеславие не расчесываю – ни к чему это и не моего ума дело. Про собственную «элитарность» впервые слышу.
– А как вы сами относитесь к классике? Перечитываете классику?
– Восемьдесят процентов, если не больше, моего чтения – классика. Сейчас я читаю, наверное, в третий-четвертый раз «Былое и думы».
– А из современных писателей, поэтов кто-то вам интересен?
– Я более или менее слежу за нынешней поэзией, поскольку имею отношение к этому цеху, и у меня есть потребность быть в курсе дела.
Отставание с текущей прозой я немного наверстал два года назад, когда был в Букеровском жюри. Запомнился Леонид Юзефович, впрочем, его-то я давно ценю, а «новенькими» для меня были петербуржцы Елена Чижова и Николай Крыщук. Наверняка кого-то из достойных авторов забыл – я поэтому и не люблю этой журналистской «игры во мнения».
В свое время с большим удовольствием прочел Владимира Сорокина «День опричника».
– А как книга попадает вам в руки? Есть, наверное, своя библиотека? Ходите ли вы в библиотеки, книжные магазины? И что вас заставляет взять книгу в руки?
– Ну, во-первых, у меня вроде бы нехудая домашняя библиотека. И здесь мы вернемся к вашему первому вопросу – к чтению классики.
Почти всю классику я могу прочесть, не выходя из дома. А если я заинтересован в какой-то книжке, скажем, в последней книге Лидии Гинзбург, то просто взял и купил… Да вот она, называется «Проходящие характеры».
– Плюс литпремии, наверное… И еще, вы читаете все, что вам дарят друзья?
– Ну, если это – сочинения друзей, разумеется. А премии… Не помню случая, чтобы я, узнав о каком-то новом лауреате, бросился тотчас его читать, если не читал прежде.
Я ведь, в общем-то, нахожусь внутри литературного процесса и, как правило, имею какое-то представление, кто чего стоит. А если не имею, то могу довериться мнению более осведомленных знакомых.
– Помните ли вы свое самое первое детское мечтание «кем стану, когда вырасту»?
– Конечно, помню: пожарным я хотел стать.
– А когда пришли к мысли о писательстве?
– И это помню. В девятом, что ли, классе зимой я шел от учительницы английского и вдруг ни с того ни с сего решил стать писателем, хотя я тогда почти ничего еще не сочинял.
– А первую публикацию помните?
– Первую? Затруднюсь вспомнить точно. Хотя, нет, первая публикация была в университетской многотиражной газете, где напечатали сразу нескольких студийцев Игоря Волгина: Бахыта Кенжеева, Александра Сопровского, Алексея Цветкова и меня, ну, в общем, наш тогдашний товарищеский круг.
– Сергей, а как вы отдыхаете? Может, есть места, где вам хорошо и душой, и телом?
– Я довольно легок на подъем и неравнодушен к новым впечатлениям, поэтому мне нравятся всякие поездки.
А еще я люблю гулять на даче с собакой – у меня всю жизнь собаки. Я даже нашел объяснение своей дружбе с собаками: это хороший способ быть одному и при этом не чувствовать одиночества.
– Заключаем мы обычно интервью пожеланием читателям «Вечерней Москвы»…
– Во-первых и как всегда – хочу пожелать здоровья и поменьше огорчений. Ну а раз у нас литературное интервью, и это во-вторых, я бы пожелал читателям прочесть какие-нибудь новые стоящие стихи и привязаться к ним.
Сергей ГАНДЛЕВСКИЙ
Кто в курсе дела, вряд ли станет стыдиться…
Мама маршевую
музыку любила.
Веселя бесчувственных
родных,
виновато сырость
разводила
в лад призывным
вздохам духовых.
Видно, что-то вроде
атавизма
было у совслужащей
простой –
будто нет его,
социализма,
на одной
шестой.
Будто глупым
барышням уездным
не собрать
серебряных колец,
как по пыльной улице
с оркестром
входит полк
в какой-нибудь Елец.
Моя мама умерла
девятого
мая, когда всюду
день-деньской
надрывают сердце
«аты-баты» –
коллективный
катарсис такой.
Мама, крепко спи
под марши мая!
Отщепенец,
маменькин сынок,
самого себя не понимая,
мысленно
берет под козырек.
У Гоши? Нет.
На Автозаводской?
Исключено.
Скорей всего, у Кацов.
И виделись-то
три-четыре раза.
Нос башмачком,
зеленые глаза,
а главное – летящая походка,
такой ни у кого ни до,
ни после.
Но имени-то
не могло не быть!
Еще врала напропалую:
чего-то там ей
Бродский посвятил,
или Париж
небрежно поминала –
одумайся,
какой-такой Париж!?
Вдруг вызвалась
«свой способ» показать –
от неожиданности
я едва не прыснул.
Показывала долго, неумело
и, морщась, я ударами младых
и тощих чресел
торопил развязку.
Сегодня,
без пяти минут старик,
я не могу уснуть не вообще,
а от прилива скорби.
Вот и вспомнил –
чтоб с облегчением
забыть уже
на веки вечные – Немесова.
Наташа.
Старость по двору идет,
детство за руку ведет,
а заносчивая молодость
вино в беседке пьет.
Поодаль зрелые мужчины,
Лаиса с персиком
в перстах.
И для полноты картины
рояль виднеется в кустах.
Кто в курсе дела,
вряд ли станет
стыдиться
наших пустяков,
зане метаморфозой занят:
жил человек – и был таков.
А я в свои лета, приятель
и побратим по мандражу,
на черный этот
выключатель
почти без робости гляжу.
Чик-трак – и мрак.
И все же тайна
заходит с четырех сторон,
где светит месяц
made in China
и спальный серебрит район,
где непременно в эту пору,
лишь стоит
отодвинуть штору,
напротив каждого окна –
звезда тщеты,
вот и она.
Автор: Сергей Аман
Додаткові матеріали
- Сергей Гандлевский: Искусство – это пойди туда, не знаю куда
- Сергей Гандлевский: «Для лирика я как-то подозрительно холоден»
- Сергей Гандлевский: «Мы свидетели грандиозного языкового катаклизма»
- Обличчя літературної України-2009 (ФОТО)
- Премію «Поет» отримав Сергій Гандлєвський
- Шота Іаташвілі та Сергій Гандлєвський стали лауреатами фестивалю «Київські лаври»
Коментарі
Останні події
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію