
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Сергей Гандлевский: «Писателем решил стать ни с того ни с сего»
Словосочетание Сергей Гандлевский имеет знак качества, что ли…
– Сергей, вы, если и не классик, к элитарным поэтам точно принадлежите. А в классики, как вы считаете, войдете?
– Ничего себе вопрос! Я себе тщеславие не расчесываю – ни к чему это и не моего ума дело. Про собственную «элитарность» впервые слышу.
– А как вы сами относитесь к классике? Перечитываете классику?
– Восемьдесят процентов, если не больше, моего чтения – классика. Сейчас я читаю, наверное, в третий-четвертый раз «Былое и думы».
– А из современных писателей, поэтов кто-то вам интересен?
– Я более или менее слежу за нынешней поэзией, поскольку имею отношение к этому цеху, и у меня есть потребность быть в курсе дела.
Отставание с текущей прозой я немного наверстал два года назад, когда был в Букеровском жюри. Запомнился Леонид Юзефович, впрочем, его-то я давно ценю, а «новенькими» для меня были петербуржцы Елена Чижова и Николай Крыщук. Наверняка кого-то из достойных авторов забыл – я поэтому и не люблю этой журналистской «игры во мнения».
В свое время с большим удовольствием прочел Владимира Сорокина «День опричника».
– А как книга попадает вам в руки? Есть, наверное, своя библиотека? Ходите ли вы в библиотеки, книжные магазины? И что вас заставляет взять книгу в руки?
– Ну, во-первых, у меня вроде бы нехудая домашняя библиотека. И здесь мы вернемся к вашему первому вопросу – к чтению классики.
Почти всю классику я могу прочесть, не выходя из дома. А если я заинтересован в какой-то книжке, скажем, в последней книге Лидии Гинзбург, то просто взял и купил… Да вот она, называется «Проходящие характеры».
– Плюс литпремии, наверное… И еще, вы читаете все, что вам дарят друзья?
– Ну, если это – сочинения друзей, разумеется. А премии… Не помню случая, чтобы я, узнав о каком-то новом лауреате, бросился тотчас его читать, если не читал прежде.
Я ведь, в общем-то, нахожусь внутри литературного процесса и, как правило, имею какое-то представление, кто чего стоит. А если не имею, то могу довериться мнению более осведомленных знакомых.
– Помните ли вы свое самое первое детское мечтание «кем стану, когда вырасту»?
– Конечно, помню: пожарным я хотел стать.
– А когда пришли к мысли о писательстве?
– И это помню. В девятом, что ли, классе зимой я шел от учительницы английского и вдруг ни с того ни с сего решил стать писателем, хотя я тогда почти ничего еще не сочинял.
– А первую публикацию помните?
– Первую? Затруднюсь вспомнить точно. Хотя, нет, первая публикация была в университетской многотиражной газете, где напечатали сразу нескольких студийцев Игоря Волгина: Бахыта Кенжеева, Александра Сопровского, Алексея Цветкова и меня, ну, в общем, наш тогдашний товарищеский круг.
– Сергей, а как вы отдыхаете? Может, есть места, где вам хорошо и душой, и телом?
– Я довольно легок на подъем и неравнодушен к новым впечатлениям, поэтому мне нравятся всякие поездки.
А еще я люблю гулять на даче с собакой – у меня всю жизнь собаки. Я даже нашел объяснение своей дружбе с собаками: это хороший способ быть одному и при этом не чувствовать одиночества.
– Заключаем мы обычно интервью пожеланием читателям «Вечерней Москвы»…
– Во-первых и как всегда – хочу пожелать здоровья и поменьше огорчений. Ну а раз у нас литературное интервью, и это во-вторых, я бы пожелал читателям прочесть какие-нибудь новые стоящие стихи и привязаться к ним.
Сергей ГАНДЛЕВСКИЙ
Кто в курсе дела, вряд ли станет стыдиться…
Мама маршевую
музыку любила.
Веселя бесчувственных
родных,
виновато сырость
разводила
в лад призывным
вздохам духовых.
Видно, что-то вроде
атавизма
было у совслужащей
простой –
будто нет его,
социализма,
на одной
шестой.
Будто глупым
барышням уездным
не собрать
серебряных колец,
как по пыльной улице
с оркестром
входит полк
в какой-нибудь Елец.
Моя мама умерла
девятого
мая, когда всюду
день-деньской
надрывают сердце
«аты-баты» –
коллективный
катарсис такой.
Мама, крепко спи
под марши мая!
Отщепенец,
маменькин сынок,
самого себя не понимая,
мысленно
берет под козырек.
У Гоши? Нет.
На Автозаводской?
Исключено.
Скорей всего, у Кацов.
И виделись-то
три-четыре раза.
Нос башмачком,
зеленые глаза,
а главное – летящая походка,
такой ни у кого ни до,
ни после.
Но имени-то
не могло не быть!
Еще врала напропалую:
чего-то там ей
Бродский посвятил,
или Париж
небрежно поминала –
одумайся,
какой-такой Париж!?
Вдруг вызвалась
«свой способ» показать –
от неожиданности
я едва не прыснул.
Показывала долго, неумело
и, морщась, я ударами младых
и тощих чресел
торопил развязку.
Сегодня,
без пяти минут старик,
я не могу уснуть не вообще,
а от прилива скорби.
Вот и вспомнил –
чтоб с облегчением
забыть уже
на веки вечные – Немесова.
Наташа.
Старость по двору идет,
детство за руку ведет,
а заносчивая молодость
вино в беседке пьет.
Поодаль зрелые мужчины,
Лаиса с персиком
в перстах.
И для полноты картины
рояль виднеется в кустах.
Кто в курсе дела,
вряд ли станет
стыдиться
наших пустяков,
зане метаморфозой занят:
жил человек – и был таков.
А я в свои лета, приятель
и побратим по мандражу,
на черный этот
выключатель
почти без робости гляжу.
Чик-трак – и мрак.
И все же тайна
заходит с четырех сторон,
где светит месяц
made in China
и спальный серебрит район,
где непременно в эту пору,
лишь стоит
отодвинуть штору,
напротив каждого окна –
звезда тщеты,
вот и она.
Автор: Сергей Аман
Додаткові матеріали
- Сергей Гандлевский: Искусство – это пойди туда, не знаю куда
- Сергей Гандлевский: «Для лирика я как-то подозрительно холоден»
- Сергей Гандлевский: «Мы свидетели грандиозного языкового катаклизма»
- Обличчя літературної України-2009 (ФОТО)
- Премію «Поет» отримав Сергій Гандлєвський
- Шота Іаташвілі та Сергій Гандлєвський стали лауреатами фестивалю «Київські лаври»
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025