Re: цензії
- 09.01.2025|Богдан СмолякПодвижництво, задокументоване серцем
- 07.01.2025|Тетяна Качак, м. Івано-ФранківськВолодимир Полєк – жива енциклопедія
- 03.01.2025|Віктор ВербичОбітниця Олександра Ковча: «Любити, вірити, чекати»
- 02.01.2025|Галина Максимів, письменницяПро вибір ким бути: ножицями чи папером
- 31.12.2024|Михайло ЖайворонМіж рядками незвіданих тиш
- 31.12.2024|Галина Максимів, письменницяПодорож, яка змінила світ на краще
- 30.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськFemina est…
- 30.12.2024|Віктор ВербичКоли любов триваліша за життя
- 30.12.2024|Петро Білоус, доктор філології, професор«Небо єднати з полем...»
- 18.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськНотатки мемуарного жанру
Видавничі новинки
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
- Олександр Ковч. "Нотатки на полях"Поезія | Буквоїд
- У видавництві Vivat вийшов комікс про Степана БандеруКниги | Буквоїд
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
Події
Евгений Гришковец и его «151 эпизод жжизни»
Давным-давно Евгений Гришковец вывел на сцену интеллигентного шалопая в матросской тельняшке— как образец «новой искренности».
Читатель заглотил наживку... И процесс, как говорится, пошел. Матросик под разными масками кочевал по книгам ЕГ, подметая клешами читательские души. Наконец он стал надоедать даже истовым поклонникам. А когда звезда бренда остывает, формат высказывания нужно разнообразить. Вот, например, издать ЖЖ-записи — чем не вариант? Ход почти беспроигрышный.
Правда, некоторое время назад Гришковец закрыл свой блог в LiveJournal — скандальные причины этого решения мы здесь опустим. Однако еще, так сказать, при жизни ЖЖ Гришковца стал местом массового паломничества. Более 450 посетителей — это не комар чихнул. Это во-первых. А во-вторых, манера «книжного» Гришковца — предельно разговорная и почти панибратская — вполне соответствует стилю блогосферы. По сути его книги и есть блог. Только поделенный на «новеллы» — про Русский остров и съеденную собаку, про стройку, филфак, якорек на руке... Но стоит ли делить целое на части?
В-третьих, некоторые уважаемые авторы уже совершили такой подвиг художественной аскезы, как публикация ЖЖ, — и не были подняты на смех аудиторией. Ведь если ты книжный авторитет, значит, неизбежно роняешь мудрость — хоть в блоге, хоть рисуя на салфетке...
В общем, с писанием обычной прозы Гришковец на пару лет решает завязать. Вместо этого он занимается новой пьесой и публикует собрание пестрых глав... пардон, постов. Выходят в свет «Год жжизни» и «Продолжение жжизни». На презентациях Гришковец сообщает: «Мой ЖЖ — это не дневник, а открытая история, которую читают десятки тысяч людей». В чем существенная разница между одним и другим, он умалчивает. Да и надо ли это знать любящему читательскому сердцу?
«151 эпизод жжизни» — продолжение ЖЖ-сиквела, эпизод третий.
Считать ли это чтение содержательным и душеполезным — дело вкуса. Вообще-то, когда Twitter правит миром, блогосферу принято считать территорией свободы, неформального общения верхов с низами и свободного обмена мнениями. Если принять это за аксиому, придется признать: ЖЖ Гришковца не соответствует высшим требованиям эпохи полной и безоговорочной модернизации. В записях маловато драйва и непредсказуемости. Читатель, вы интеллигентный человек? Значит, вам не нравится, когда зрители в антракте выходят «накатить», а после забывают выключить мобильный? Читайте у Гришковца, почему это нехорошо, он все объяснит. Вы ненавидите шансон? Конечно, ненавидите. Уважаемый ЕГ расскажет вам, как он осадил быдловатого таксиста, запретив ему включать в салоне блатняк (про очередную «ходку», валета и прикуп) и развращать его ребенка.
Вроде все правильно. Но почему от этих мыслей возникает ощущение какой-то просроченности? Гришковец предпочитает произносить банальности задушевным тоном, причем не любые, а только те, которые отыграны и пережеваны в блогосфере, эфире, едва ли не сводках МВД, и в итоге исторгнуты из уст народных.
У Гришковца ни одной спорной мысли. Даже привычная в ЖЖ-текстах «вода» — и та дистиллированная. Как в знаменитом набоковском эпиграфе из учебника русской грамматики: «Дуб — дерево. Роза — цветок... Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». Ни одного рискованного суждения, дающего повод обвинить «аффтара» в какой-нибудь гносеологической гнусности. Так что читатель, чье сознание успешно отформатировано культур-пиаром, непременно воскликнет: «Зачот! Аффтар, пиши исчо!»
Григорий Чхартишвили взял для похожих целей литературный псевдоним. Но если он все-таки снимает акунинский пиджак и чистит щеткой, предлагая читателю разделить иронию, то Гришковец носит свою рубашку-тельняшку постоянно. В ней возляжет он и на смертном одре. Разумеется, это будет смерть не писателя, а литературного бренда. Но поклонники наверняка забальзамируют образ. И всякий залетный критик будет знать: вот он, Евгений Гришковец. Человек, писатель, актер и... матрос.
Евгений Белжеларский
Додаткові матеріали
- Петрушевська, Остер, Гришковець та Прілєпін виступлять у Києві
- Евгений Гришковец: «Мои книги нарушают все законы»
- Литературный кубок
- Люди в голом на почтовой рыбе
- Евгений Гришковец: «От кризиса среднего возраста меня спасают дети»
- Евгений Гришковец. Прощальное слово
- Евгений Гришковец: «Мне стыдно за белгородских чиновников»
- Скандал! Евгения Гришковца запретили в Белгороде
- Писатель Евгений Гришковец «Москва безжалостно высасывает у меня силы и время»
- Евгений Гришковец: Любить страну, в которой живешь, всегда трудно
- Парфенов проигнорировал киевскую книжную выставку
- Євгеній Гришковець. «А…а»
- Гришковець попрощався з читачами
- ЖЖиття Гришковця
- Гришковець і його ЖЖиття
- Євген Гришковець презентує у Києві «А…..а»
Коментарі
Останні події
- 15.01.2025|10:48FRANKOPRIZE 2025: Комітет розпочав прийом заявок
- 12.01.2025|20:21Філософські есе Олега Кришталя крізь призму відгуків
- 12.01.2025|08:23«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Красне письменство»
- 11.01.2025|21:35«Де моє хутро»: історія про силу прийняття вперше презентували у Львові
- 11.01.2025|09:00«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Софія»
- 10.01.2025|14:39У Луцьку відбудеться театралізоване дійство «вірші. хліб. вино»
- 10.01.2025|07:49«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Візитівка»
- 09.01.2025|07:59«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Обрії»
- 08.01.2025|08:18«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Минувшина»
- 07.01.2025|08:20«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Хрестоматія»