Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Події
Евгений Гришковец и его «151 эпизод жжизни»
Давным-давно Евгений Гришковец вывел на сцену интеллигентного шалопая в матросской тельняшке— как образец «новой искренности».
Читатель заглотил наживку... И процесс, как говорится, пошел. Матросик под разными масками кочевал по книгам ЕГ, подметая клешами читательские души. Наконец он стал надоедать даже истовым поклонникам. А когда звезда бренда остывает, формат высказывания нужно разнообразить. Вот, например, издать ЖЖ-записи — чем не вариант? Ход почти беспроигрышный.
Правда, некоторое время назад Гришковец закрыл свой блог в LiveJournal — скандальные причины этого решения мы здесь опустим. Однако еще, так сказать, при жизни ЖЖ Гришковца стал местом массового паломничества. Более 450 посетителей — это не комар чихнул. Это во-первых. А во-вторых, манера «книжного» Гришковца — предельно разговорная и почти панибратская — вполне соответствует стилю блогосферы. По сути его книги и есть блог. Только поделенный на «новеллы» — про Русский остров и съеденную собаку, про стройку, филфак, якорек на руке... Но стоит ли делить целое на части?
В-третьих, некоторые уважаемые авторы уже совершили такой подвиг художественной аскезы, как публикация ЖЖ, — и не были подняты на смех аудиторией. Ведь если ты книжный авторитет, значит, неизбежно роняешь мудрость — хоть в блоге, хоть рисуя на салфетке...
В общем, с писанием обычной прозы Гришковец на пару лет решает завязать. Вместо этого он занимается новой пьесой и публикует собрание пестрых глав... пардон, постов. Выходят в свет «Год жжизни» и «Продолжение жжизни». На презентациях Гришковец сообщает: «Мой ЖЖ — это не дневник, а открытая история, которую читают десятки тысяч людей». В чем существенная разница между одним и другим, он умалчивает. Да и надо ли это знать любящему читательскому сердцу?
«151 эпизод жжизни» — продолжение ЖЖ-сиквела, эпизод третий.
Считать ли это чтение содержательным и душеполезным — дело вкуса. Вообще-то, когда Twitter правит миром, блогосферу принято считать территорией свободы, неформального общения верхов с низами и свободного обмена мнениями. Если принять это за аксиому, придется признать: ЖЖ Гришковца не соответствует высшим требованиям эпохи полной и безоговорочной модернизации. В записях маловато драйва и непредсказуемости. Читатель, вы интеллигентный человек? Значит, вам не нравится, когда зрители в антракте выходят «накатить», а после забывают выключить мобильный? Читайте у Гришковца, почему это нехорошо, он все объяснит. Вы ненавидите шансон? Конечно, ненавидите. Уважаемый ЕГ расскажет вам, как он осадил быдловатого таксиста, запретив ему включать в салоне блатняк (про очередную «ходку», валета и прикуп) и развращать его ребенка.
Вроде все правильно. Но почему от этих мыслей возникает ощущение какой-то просроченности? Гришковец предпочитает произносить банальности задушевным тоном, причем не любые, а только те, которые отыграны и пережеваны в блогосфере, эфире, едва ли не сводках МВД, и в итоге исторгнуты из уст народных.
У Гришковца ни одной спорной мысли. Даже привычная в ЖЖ-текстах «вода» — и та дистиллированная. Как в знаменитом набоковском эпиграфе из учебника русской грамматики: «Дуб — дерево. Роза — цветок... Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». Ни одного рискованного суждения, дающего повод обвинить «аффтара» в какой-нибудь гносеологической гнусности. Так что читатель, чье сознание успешно отформатировано культур-пиаром, непременно воскликнет: «Зачот! Аффтар, пиши исчо!»
Григорий Чхартишвили взял для похожих целей литературный псевдоним. Но если он все-таки снимает акунинский пиджак и чистит щеткой, предлагая читателю разделить иронию, то Гришковец носит свою рубашку-тельняшку постоянно. В ней возляжет он и на смертном одре. Разумеется, это будет смерть не писателя, а литературного бренда. Но поклонники наверняка забальзамируют образ. И всякий залетный критик будет знать: вот он, Евгений Гришковец. Человек, писатель, актер и... матрос.
Евгений Белжеларский
Додаткові матеріали
- Петрушевська, Остер, Гришковець та Прілєпін виступлять у Києві
- Евгений Гришковец: «Мои книги нарушают все законы»
- Литературный кубок
- Люди в голом на почтовой рыбе
- Евгений Гришковец: «От кризиса среднего возраста меня спасают дети»
- Евгений Гришковец. Прощальное слово
- Евгений Гришковец: «Мне стыдно за белгородских чиновников»
- Скандал! Евгения Гришковца запретили в Белгороде
- Писатель Евгений Гришковец «Москва безжалостно высасывает у меня силы и время»
- Евгений Гришковец: Любить страну, в которой живешь, всегда трудно
- Парфенов проигнорировал киевскую книжную выставку
- Євгеній Гришковець. «А…а»
- Гришковець попрощався з читачами
- ЖЖиття Гришковця
- Гришковець і його ЖЖиття
- Євген Гришковець презентує у Києві «А…..а»
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року