
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
Події
Евгений Гришковец и его «151 эпизод жжизни»
Давным-давно Евгений Гришковец вывел на сцену интеллигентного шалопая в матросской тельняшке— как образец «новой искренности».
Читатель заглотил наживку... И процесс, как говорится, пошел. Матросик под разными масками кочевал по книгам ЕГ, подметая клешами читательские души. Наконец он стал надоедать даже истовым поклонникам. А когда звезда бренда остывает, формат высказывания нужно разнообразить. Вот, например, издать ЖЖ-записи — чем не вариант? Ход почти беспроигрышный.
Правда, некоторое время назад Гришковец закрыл свой блог в LiveJournal — скандальные причины этого решения мы здесь опустим. Однако еще, так сказать, при жизни ЖЖ Гришковца стал местом массового паломничества. Более 450 посетителей — это не комар чихнул. Это во-первых. А во-вторых, манера «книжного» Гришковца — предельно разговорная и почти панибратская — вполне соответствует стилю блогосферы. По сути его книги и есть блог. Только поделенный на «новеллы» — про Русский остров и съеденную собаку, про стройку, филфак, якорек на руке... Но стоит ли делить целое на части?
В-третьих, некоторые уважаемые авторы уже совершили такой подвиг художественной аскезы, как публикация ЖЖ, — и не были подняты на смех аудиторией. Ведь если ты книжный авторитет, значит, неизбежно роняешь мудрость — хоть в блоге, хоть рисуя на салфетке...
В общем, с писанием обычной прозы Гришковец на пару лет решает завязать. Вместо этого он занимается новой пьесой и публикует собрание пестрых глав... пардон, постов. Выходят в свет «Год жжизни» и «Продолжение жжизни». На презентациях Гришковец сообщает: «Мой ЖЖ — это не дневник, а открытая история, которую читают десятки тысяч людей». В чем существенная разница между одним и другим, он умалчивает. Да и надо ли это знать любящему читательскому сердцу?
«151 эпизод жжизни» — продолжение ЖЖ-сиквела, эпизод третий.
Считать ли это чтение содержательным и душеполезным — дело вкуса. Вообще-то, когда Twitter правит миром, блогосферу принято считать территорией свободы, неформального общения верхов с низами и свободного обмена мнениями. Если принять это за аксиому, придется признать: ЖЖ Гришковца не соответствует высшим требованиям эпохи полной и безоговорочной модернизации. В записях маловато драйва и непредсказуемости. Читатель, вы интеллигентный человек? Значит, вам не нравится, когда зрители в антракте выходят «накатить», а после забывают выключить мобильный? Читайте у Гришковца, почему это нехорошо, он все объяснит. Вы ненавидите шансон? Конечно, ненавидите. Уважаемый ЕГ расскажет вам, как он осадил быдловатого таксиста, запретив ему включать в салоне блатняк (про очередную «ходку», валета и прикуп) и развращать его ребенка.
Вроде все правильно. Но почему от этих мыслей возникает ощущение какой-то просроченности? Гришковец предпочитает произносить банальности задушевным тоном, причем не любые, а только те, которые отыграны и пережеваны в блогосфере, эфире, едва ли не сводках МВД, и в итоге исторгнуты из уст народных.
У Гришковца ни одной спорной мысли. Даже привычная в ЖЖ-текстах «вода» — и та дистиллированная. Как в знаменитом набоковском эпиграфе из учебника русской грамматики: «Дуб — дерево. Роза — цветок... Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». Ни одного рискованного суждения, дающего повод обвинить «аффтара» в какой-нибудь гносеологической гнусности. Так что читатель, чье сознание успешно отформатировано культур-пиаром, непременно воскликнет: «Зачот! Аффтар, пиши исчо!»
Григорий Чхартишвили взял для похожих целей литературный псевдоним. Но если он все-таки снимает акунинский пиджак и чистит щеткой, предлагая читателю разделить иронию, то Гришковец носит свою рубашку-тельняшку постоянно. В ней возляжет он и на смертном одре. Разумеется, это будет смерть не писателя, а литературного бренда. Но поклонники наверняка забальзамируют образ. И всякий залетный критик будет знать: вот он, Евгений Гришковец. Человек, писатель, актер и... матрос.
Евгений Белжеларский
Додаткові матеріали
- Петрушевська, Остер, Гришковець та Прілєпін виступлять у Києві
- Евгений Гришковец: «Мои книги нарушают все законы»
- Литературный кубок
- Люди в голом на почтовой рыбе
- Евгений Гришковец: «От кризиса среднего возраста меня спасают дети»
- Евгений Гришковец. Прощальное слово
- Евгений Гришковец: «Мне стыдно за белгородских чиновников»
- Скандал! Евгения Гришковца запретили в Белгороде
- Писатель Евгений Гришковец «Москва безжалостно высасывает у меня силы и время»
- Евгений Гришковец: Любить страну, в которой живешь, всегда трудно
- Парфенов проигнорировал киевскую книжную выставку
- Євгеній Гришковець. «А…а»
- Гришковець попрощався з читачами
- ЖЖиття Гришковця
- Гришковець і його ЖЖиття
- Євген Гришковець презентує у Києві «А…..а»
Коментарі
Останні події
- 29.06.2025|13:28ВСЛ оголосило передзамовлення на книжку Юлії Чернінької "Бестселер у борг"
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі