Re: цензії

09.01.2025|Богдан Смоляк
Подвижництво, задокументоване серцем
07.01.2025|Тетяна Качак, м. Івано-Франківськ
Володимир Полєк – жива енциклопедія
03.01.2025|Віктор Вербич
Обітниця Олександра Ковча: «Любити, вірити, чекати»
02.01.2025|Галина Максимів, письменниця
Про вибір ким бути: ножицями чи папером
31.12.2024|Михайло Жайворон
Між рядками незвіданих тиш
31.12.2024|Галина Максимів, письменниця
Подорож, яка змінила світ на краще
30.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Femina est…
30.12.2024|Віктор Вербич
Коли любов триваліша за життя
30.12.2024|Петро Білоус, доктор філології, професор
«Небо єднати з полем...»
18.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Нотатки мемуарного жанру

Літературний дайджест

Грамота, грамматика и тетраграмматон

История магических книг — реальных и вымышленных — от античности до современной поп-культуры в книге британского историка Оуэна Дэвиса.

Owen Davies. Grimoires. A History of Magic Books. Oxford Univeristy Press, 2009.

Слово «гримуар» нынче известно немногим, однако образ ветхой древней книги, содержащей тайные знания, могущественные заклинания и разрушительные силы (а именно таково значение этого слова), давно и прочно укоренился в современной поп-культуре — от фантастических фильмов до компьютерных игр. Откуда же взялся этот образ?

Оуэн Дэвис, профессор социальной истории в университете Хертфордшира, в своём довольно обширном и подробном исследовании попытался реконструировать историю магических книг. По его мнению, история гримуаров уходит корнями ещё в Древний Египет. В архаическом обществе, где основная часть населения малообразованна, любое хранилище информации по умолчанию воспринималось как опасное и запретное. Кто знает, какой вред могут нанести эти знания? И какие тёмные силы были привлечены для того, чтобы их добыть? Само слово «гримуар» (равно как, кстати, и слово «гламур») происходит от искажённого старофранцузского grammaire , которым обозначали любые латинские книги. В массовом сознании вплоть до средневековья образ книги столь прочно сросся с понятиями загадочного, таинственного, тёмного и опасного, что долгое время гримуарами считались почти все книги, чьё содержание казалось неочевидным.

Позже, по Дэвису, происходит подмена понятий. Интерес к древним традициям и утраченным знаниям привёл к росту популярности зороастризма, каббалы и других древних учений — так, настоящим хитом средневековья стал «Малый ключ Соломона» (или «Гоетия»). Сильно способствовали этому средневековые демонологии и теософы: необходимость создать яркий, отталкивающий и детальный мир ада заставила их усовершенствовать и дополнить образы христианских демонов. Разумеется, тут же появились книги, описывавшие магические практики взаимодействия и управления этими тёмными силами. Дэвис занимательно рассказывает о распространении гримуаров по миру и о наиболее интересных случаях их уничтожения.

Очередной всплеск популярности эзотерики и оккультизма, пришедшийся на начало ХХ века, совпал с массовым просвещением, торжеством науки и развитием новых технологий. Если раньше люди искали в волшебных книгах способов излечить себя и своих родных, возможности разбогатеть и приворожить возлюбленную, то в ХХ веке большинство этих побуждений утратило актуальность. Зачем варить лечебный отвар, если есть современная медицина? Зачем вызывать демона, помогающего найти клад, если и кладов-то уже не осталось? Конечно, в этих условиях серьёзный, практический интерес к гримуарам возродиться не мог. Впрочем, сам их образ не только не лишился своей притягательности, но и, напротив, значительно повысился в статусе.

И это не случайно. Дэвис убеждён: гримуары — это часть нашей истории, ставшая частью нашей культуры, и их обаяние вполне сопоставимо с обаянием других ключевых символов европейской культурной традиции: образов рыцаря, девы, чаши или дракона. В конечном счёте книга как предмет закрытый, оккультный, доступный лишь посвящённым, всегда будет оставаться атрибутом знания, тайны и силы. И в этом сакральном качестве её не способен потеснить никакой e-book. 

Владислав Поляковский  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

10.01.2025|14:39
У Луцьку відбудеться театралізоване дійство «вірші. хліб. вино»
10.01.2025|07:49
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Візитівка»
09.01.2025|07:59
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Обрії»
08.01.2025|08:18
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Минувшина»
07.01.2025|08:20
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Хрестоматія»
06.01.2025|23:16
«Колір граната» повертається у кіно до Дня народження генія Параджанова
06.01.2025|23:13
У «Видавництві 21» вийшла друком нова благодійна книжка письменника Андрія Мероника
06.01.2025|07:40
«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Дитяче свято»
03.01.2025|17:58
14 січня Олег Скрипка зіграє Різдвяний концерт у Львові в межах туру “Щедрик”
31.12.2024|09:21
Надія Мориквас: Якби не війна, я б написала про митця психологічний роман


Партнери