Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Чеченская «Аврора»
Роман./К.Х.Ибрагимов. Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2011. – 368с.
Канту Ибрагимова часто называют живым классиком чеченской литературы. Доктор экономических наук, автор нескольких романов, председатель местного Союза писателей, лауреат Государственный премии в области литературы и искусства и, если верить «Википедии», номинант на соискание Нобелевской премии по литературе, он едва ли не самый популярный писатель республики. В его честь даже названа улица в городе Шали, подарившего нам и писателя совсем другой судьбы - Германа Садулаева.
Несмотря на все вышеперечисленные заслуги и регалии, в «большой России» творчество Канты Хамзатовича остается малоизвестным, чтобы не сказать, что неизвестно вовсе.
Книги Канты отчего-то не вызывают интереса столичных издательств и выходят в самой Чечне, оседая в здании Союза писателей и немногочисленных книжных магазинах внутри республики.
Но сейчас не об этом.
Совсем недавно был представлен новый роман Ибрагимова под названием «Аврора». Сам автор в многочисленных интервью называл его современным романом, повествующим о реалиях новейшей истории нашей страны.
В центре сюжета профессор Гал Цанаев и конечно же, как можно догадаться из названия, девушка по имени Аврора, простите, Урина – Утренняя Заря, которая из-за неблагозвучности настоящего имени просит называть ее Авророй.
История Авроры Таусовой – почти фантастическая история Золушки, в одиночку, не потеряв лица, преодолевшей трудности, встретившие ее в мегаполисе и шаг за шагом поднимающейся по ступеням академической науки.
Судьба сводит их с Цанаевым в Грозном, где он пытается восстановить местный НИИ, и где Аврора, устроившись на работу, с всякий раз подчеркиваемым революционным порывом, проводит исследования, остающиеся, впрочем, за границами внимания автора.
В лихо закрученном сюжете находится место политикам, ученым, террористам, сотрудникам спецслужб, представителям коммерческих структур, но герои эти отчего-то кажутся плоскими, глубина их образов не раскрывается, единственный прием к которому прибегает автор – болезнь и всяческие недомогания в качестве отражения внутреннего состояния героев. Этим и объясняется невероятное количество сцен, происходящих в больницах, подсчитать точное число которых стоит отдельного труда.
Крайне неубедительными выглядят и научные заслуги Цанаева (Аврора называет его «великим чеченским ученым»). Сам он по ходу сюжета отчего-то совсем не занимается научными исследованиями и не может добиться уважения к себе даже со стороны научного сообщества. Это неуважение проявляется, к примеру, в том, каким образом его снимают с должности директора НИИ («Меня уволили. Бросили, как шавку» - говорит по этому поводу сам Цанаев).
Отсутствие профессионального редактора явно сказывается на качестве изданного текста. Он изобилует неправильным словоприменением, стилистическими и даже фактологическими ошибками и неточностями.
Приведу примеры, чтобы не быть голословным.
«Цанаев был в унынии и уже свое грязное белье собирал, когда знакомый предложил попариться» - наверное стоило написать «пребывал в унынии», «уже собирал свое грязное белье» и конечно детализировать предложение знакомого «попариться», тем более, что значение этого предложения не ясно из контекста.
Или вот еще – «Цанаев занервничал, весь день он был как-то придавлен, озабочен». Рискну предположить, что он был все-таки подавлен, а не придавлен.
Чтобы не гнать объем, дам пунктиром, используя курсив: «И это ощущение было до того уничтожительным »; « осязает шелест платья, шорох шагов и ее запах»; «ее душа не истощала любовь»; «даже в физике пустословие и славословие », и так далее и так далее.
Ближе к концу книги автор приводит замечательную мысль профессора Цанаева: «Это раньше царь или генсек лично патронировали академию наук, академию художеств, Союз писателей, а теперь в почете Газпром и Роснефть, «Единая Россия» и Сколково нас спасут!». Вроде все верно, и по мысли и по стилю, но на могиле Цанаева (раскрою интригу – в конце книги все умирают) даты жизни 1942-2007, а сама идея строительства «Сколково», по информации все той же «Википедии» появилась лишь в 2009-м.
Канта Хамзатович – умный и трудолюбивый писатель. Он пишет страстно, резкими энергичными мазками впечатывает свой опыт и свою боль в масштабные полотна текстов. Еще он честен в своем творчестве, так во всяком случае показалось по «Авроре» и даже проявляет некоторую храбрость.
Так, Цанаев говорит молодому и до бесконечности наглому сотруднику спецслужб Бидаеву, потерявшему в теракте отца: «Сам знаешь, кто бы ни был исполнителем, команда из одного центра, где регулируют. Ты это прекрасно знаешь и сам на отцеубийц служишь… жируешь». Не будем озвучивать приходящие в голову параллели.
Показателем храбрости автора можно считать и отражение самодурства некоторых (вымышленных конечно же!) республиканских чиновников. В качестве яркого примера можно привести диалог между Цанаевым и одним из чеченских министров, за принципиальный отказ профессора «пилить» выделенные средства, решившим отстранить его от руководства НИИ:
«- Это невозможно! – как ужаленный вскочил Цанаев. – Это беззаконие. Только ученый совет и Президиум РАН имеют право снимать и назначать.
- Воюя, мы отстояли эту власть – парировал министр, - и нам решать, кого снимать, кого назначать
- Кто воевал, а кто нет, мы знаем, - закричал Цанаев».
Не стесняется Ибрагимов описывать и деликатные моменты в отношениях Гала Аладовича с Авророй, в которой ночью «пробуждается хищница», да и герои его за словом в карман не лезут (больше всех в этом преуспевает жена Цанаева) – для контекста мировой литературы, перешагнувшей за последнее время многие табу – это детские шалости, но для тех реалий, в которых существует автор – едва ли не подвиг, заслуживающий отдельного поощрения.
К немаловажным характеристикам «Авроры» Ибрагимова можно отнести и тот факт, что произведение увлекает читателя – соблазна перелистнуть несколько страниц, не читая, не возникает.
Вместе с тем, стоит согласиться с мнением, что основной проблемой в становлении Ибрагимова как действительно хорошего писателя является избранная им «роль литературного патриарха и академика» и спертый, застоявшийся воздух, почти полностью заполнивший культурное пространство республики, в которой он по долгу службы должен проводить большую часть своего времени.
Если бы вместо еще одного матча с ветеранами мирового футбола или очередного недешевого визита Жан-Клода Ван Дамма в Грозный (ну ладно, не вместо, а вместе) ответственные лица пригласили в республику двух-трех зубастых редакторов прозы, которые, рассмотрев рукописи, могли бы дать компетентные советы автору, то Ибрагимов уже в недалеком будущем вполне мог бы вырасти в писателя федерального значения.
А пока – будем ценить то, что имеем.
Арслан Хасавов
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії