Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Писатель Захар Прилепин: «Россия может исчезнуть тихо - как льдина тает в теплой воде»
Захар Прилепин из тех известных писателей, чья бурная биография у одних вызывает уважение, у других - сильное подозрение в благонадежности.
Бывший член запрещенной ныне Национал-большевистской партии Лимонова, в недалеком прошлом был непременным участником молодежных демонстраций и драк с ОМОНом. Но сейчас у Прилепина семья, бизнес, четверо детей, и теперь он уже скорее литератор, чем политический бузотер. Пригласив его в канун 4 ноября и обязательного для этого дня «Русского марша» в «Комсомольскую правду», я убедился, что Прилепин не меняется...
- Захар, недавно премьер Владимир Путин встречался с группой литераторов, где были в том числе и вы. Мне показалось странным - какой интерес власти к вам, писателям? Когда-то император, например, видел в Пушкине одного из властителей умов интеллигенции. Но сейчас это уже не так...
- Да, когда император разговаривал с Пушкиным или когда Сталин встречался с писателями, они воспринимались как субъекты воздействия если не на массы, то на элиту. Сегодня то ли государству не важно состояние умов интеллектуалов, то ли литераторы действительно потеряли влияние на общество... Но в общении с нами власть демонстрирует какую-то необычайную легкость. Взгляд Владимира Владимировича, например, скользил легко, как горячая ложка по маслу. Я не видел, чтобы он на ком-то зафиксировался. Как я представляю, если в России у тебя нет миллиарда долларов или танковой дивизии, ты не являешься субъектом для власти, ты просто человек, который пришел на встречу.
- А по-моему, это логично...
- Потому что российская власть апеллирует к ста миллионам телезрителей, а не к одному миллиону читающих книги. А те, кто читает книжки или буйствует в блогах, - это эдакий андеграунд, о котором лучше вообще забыть.
- Вы часто пишете о современной молодежи. Какая она?
- Молодежь заражена нигилизмом цинического толка. «Я ничего никому не должен» произносится как пароль. Эти люди не чувствуют себя обязанными хоть кому-то и хоть чем-то. Молодые люди в последние десятилетия по большому счету были оставлены и семьей, и школой, и идеологией. Они выросли как поколение маугли. И они думают: почему я должен кому-то в этой стране?
- А если это просто карьеризм?
- Может быть. Но скорее это беспочвенность... Я не замечаю, чтобы они свою карьеру-то строили с каким-то остервенением. Потому что, с одной стороны, они абсолютно беспочвенны, с другой стороны, у них большое космополитическое желание вписаться в любую структуру, в любую ситуацию, в любую страну. Если этих молодых людей перенести куда-нибудь в Нью-Йорк или Париж, они мгновенно адаптируются. Если вот наш класс 91-го года выпуска вывезли бы в Берлин, мы бы там все с ума сошли от того, что все чужое. А у этих все в порядке.
- Как, вы думаете, поживает герой вашего романа - политический хулиган Санька?
- Он повзрослел, работает, у него, может, два-три ребенка. Агрессия его не столь взрывчата, и не столь лавинообразна, и не столь заметна глазу... Он притаился. Он ждет своего времени и в любую свободную минуту готов показать власти - как ему все здесь не нравится.
- Он уже показывает. Была Манежка. Вот 4 ноября. И вообще все чаще и чаще молодежь стала выходить на улицы. Или это обманчивое зрелище?
- Обманчивое. Скажем, году в 91 - 93-м на московские и питерские улицы выходили по 100 - 300 тысяч человек. Сейчас на Манежку или Триумфальную выходят 2 - 3 тысячи человек максимум. Но подспудная степень раздражения молодежи очень велика. И как только люди почувствуют, что власть дала слабину, выйдут многие тысячи.
- Но почему?
- Это связано с тем, что мы живем в государстве, которое обманывает себя и своих граждан. Мы понимаем, что все эти проблемы, о которых мы вопим уже не первый год, они используются властью исключительно для пиар-технологий. Они могут бесконечно говорить о решении национальной, социальной, медицинской, сельскохозяйственной, наркотической проблемах страны, но при этом практический выхлоп от всех этих слов нулевой. А молодые люди, которые по природе своей теснее связаны с социальными, политическими, национальными проблемами, понимают как никто - все по большому счету вранье. И степень их бешенства (пока скрытого) огромна.
- Но после Манежки власти серьезно занялись национальной политикой, сейчас ужесточаются миграционные законы. Вроде бы власть реагирует...
- Я не знаю, может, она реагирует, но пока я никаких ощутимых изменений не вижу. Решение национальной проблемы - это огромная социальная, демографическая, географическая даже задача. Она не решается миграционной службой, которая кого-то пустила, а кого-то нет. Она решается глобальным изменением сознания властей, которые должны раз и навсегда понять, что их судьба связана с существованием этой страны. Если их дети, внуки будут лечиться, учиться, служить в армии в этой стране, тогда я начну власти верить...
- А что это изменит?
- А давайте попробуем. Я не думаю, что это ничего не изменит. Даже если они для порядка будут навещать своих детей в больницах, воинских частях... У нас чиновников-то много, их десятки тысяч, - глядишь, и будут суетиться, как бы улучшить здравоохранение и армию.
- А вам не кажется, что молодежь перетекает с левого фланга в ультраправый - к фашистам?
- Разумный националист в России - это не человек, который в пробирке измеряет количество славянской и неславянской крови. Он скорее империалист, человек, который строит огромную семью. Он хочет, чтобы в его стране строилась жизнь по семейным принципам. Те полудурки, которые орут нелепые фашистские лозунги, - их меньшинство в правом движении. К тому же большая часть нацистских организаций крышуется правоохранительными органами, которые периодически используют наци. Например, когда надо принять тот или иной экстремистский закон или защемить те или иные права. Я с этим сталкивался напрямую, когда в свое время водил краснознаменные левые колонны по городам и весям России. Эти якобы бритоголовые фашисты, которые пытались спровоцировать с нами драки, я точно знаю, получали деньги от ментов. Мы их вылавливали потом, они говорили - да, на нас вышли, нам позвонили, нам сказали - устройте драку с этими чертями.
- Захар, как их ни назови - «империалисты», «разумные националисты», - они же от погромов не откажутся, если что...
- Если таким образом рассуждать, то бояться надо всего. Правая идея - это погромы. Левая идея - это все отнять и поделить. Либеральная идея тоже дурная в своем основании. Если мы так будем рассуждать, мы ничего никогда делать не начнем. Потому что все, по сути, страшно, чем ни займись, все может обернуться чем-то неприятным. Но тем не менее заниматься надо, потому что есть социальная проблема, есть национальная. Их надо решать, никуда ты от этого не денешься. А если их задавливать, сдерживать и не пускать, то взорвется самым неприятным образом.
- Захар, вспомните, вы меня этим пугали еще года два назад. Но ничего не взрывается...
- А может ничего и не взорваться. Россия может схлынуть просто. Тихонько так сползти, как льдина тает в теплой воде. Сейчас она оттаивает уже населением, которое вымирает стремительными темпами. Потом начнет оттаивать географически. Тут отвалился кусочек, там кусочек. Через 25 - 30 лет мы вполне можем без всяких погромов, ужасов и кошмаров понять, что на этой территории нас так мало, мы крикнули слово на русском языке и не услышали эха на русском же.
- А вы таким образом не вторгаетесь на территорию политиков? Вот слухи идут - кто подослал Прилепина к Путину? Кто на-учил его задавать эти вопросы? И вообще появился странный тренд - рок-звезды начинают критиковать правительство, писатели пишут памфлеты...
- Это русская традиция! Дело русского литератора сохранить русский язык для того, чтобы будущие русские дети говорили на русском языке в русской стране. А если я вижу, что политика власти входит с этим в противоречие, я следую заветам Александра Сергеевича Пушкина, который обсуждал с Николаем политические вопросы, Достоевского, который вторгался на территорию власти.
- Пушкин был придворным камер-юнкером.
- Что не помешало Пушкину пообещать, что кишкой последнего попа последнего царя удавим. Пушкин, кстати, был более радикален, чем многие мои нынешние собратья по перу.
- Но общество подозревает, что знаменитые бузотеры лишь отрабатывают западные гранты.
- В России сегодня очень многим хочется за любыми действием и поступком разглядеть кукловода. Потому что, если человек находится в бездействии, а грубо говоря, чувствует себя полным мудаком, то ему хочется, чтобы и окружающие были похожи немножко на него. Вот сейчас ездит Дмитрий Быков с Ефремовым с прекрасной концертной программой «Гражданин поэт», где читают эти чудесные, убойные стихи. Тоже огромное количество слухов, что их кто-то проплачивает.
- Кстати, а почему тогда люди голосуют за «Единую Россию»? У них ведь тоже своя логика?
- Потому что власть в России осенена какой-то мистикой, магией, она сакральна.
- А может быть, они берегут то, что есть? Синицу в руке?
- Ну, не надо быть таким пугливым. Можно вообще схлопнуться всей страной, если так бояться за все. Нельзя в стране, которая занимает первое место в мире по самоубийствам и которая жить уже расхотела, беречь то, что есть. Мы что, нация-самоубийца? У нас суицидальное настроение у всех, да? Давайте как-то выползать из этого. Мы все так или иначе понимаем, что все окружающее имеет некий привкус тошнотворности, что в этом находиться нельзя, надо как-то отсюда выползать.
- Не думаю, что внутри писательского цеха единомыслие...
- Если брать литературу, то в ней фактически нет ни одного серьезного писателя, который как бы с пеной на устах защищает капиталистические либо либеральные ценности. Все ведущие писатели так или иначе либо почвенники, либо леваки. Особенно молодое поколение, которое пришло в последние годы. Нет никаких либералов.
- Почему?
- А потому что русский язык - идеальное сито для лжи. Если современный писатель возьмется писать роман или эпопею о том, какое нас ждет замечательное будущее, сам русский язык отрыгнет, изрыгнет тот текст. Поскольку это неправда.
- Но если почти никто из писателей не придерживается либеральных взглядов, не значит ли это, что европейский проект развития России приговорен к провалу? И наш народ никогда в жизни не пойдет в Европу?
- Я не думаю, что в Европе нет разочарования в том пути, который она выбрала. Допустим, среди литераторов Франции, где я часто бываю, вполне обычно быть леваком, а в последнее время даже националистом. Европа чувствует политический, эстетический, этический тупик своего развития. Они тоже ощущают и крах мультикультурности, и либеральной экономики, что настраивает их на скептический лад. Поэтому я не думаю, что мы должны отвернуться от Европы.
|
ВОПРОС ДНЯ
В День народного единства в столице снова пройдет «Русский марш». Где грань между национализмом и патриотизмом?
Александр РАР, немецкий политолог:
- Здоровый национализм так же важен для общества, как тот же либерализм. Это когда гордятся своей нацией, хотят видеть страну сильной. А грань - когда он превращается в ксенофобию.
Ахмед АЗИМОВ, зампред Совета по делам национальностей правительства Москвы, глава исполкома Российского конгресса народов Кавказа:
- Национализм - это прежде всего ненависть, а патриотизм - любовь. Национализм - ненависть ко всем другим, кто не похож.
Николай СТАРИКОВ, писатель, историк:
- Она проходит по границе любви к своей родине. В многонациональной России, объединенной великим русским народом, патриот любит всю единую страну. А националист - всего лишь часть.
Дмитрий ДЕМУШКИН, организатор «Русского марша»:
- Зачем искать грань между двумя разными явлениями? Национализм - это любовь к народу, а патриотизм - к государству. Я националист, но если в патриотизм включить понятие «нация», то меня можно тогда назвать и патриотом. Вы говорите: это любовь к отчизне. Но отчизна может быть и без русских, а на такую мне наплевать.
Михаил ВИНОГРАДОВ, психиатр-криминалист:
- Грань очень тонкая, но она четко обозначена. Настоящие патриоты строят, копают, реставрируют, сохраняют историю. А те, кто марширует, - это как раз национализм. Будучи предвестником нацизма, явление это социально опасное.
Иеромонах Никон (БЕЛАВЕНЕЦ), духовник монархического движения «За веру и Отечество»:
- Здоровый национализм - вещь положительная. Путь к такому национализму - это попытка понять те проблемы, которые стоят перед народом, и найти цивилизованные решения. Я только вернулся с Мальты - там у власти националистическая партия, но это не мешает Мальте входить в состав ЕС и быть демократической.
Роман СИЛАНТЬЕВ, исламовед:
- Очень простая. Лозунг «Россия для русских!» сам по себе нейтрален - это как «Небо для птиц». И негативные ассоциации здесь неуместны. Но какие будут дополнения - «только для русских» или «для русских и их друзей».
Дарья ЛОПУХОВА, слушательница радио «КП» (97,2 FM):
- Когда одержимые молодчики начинают резать всех, у кого «неправильный» цвет кожи и акцент, ни о каком патриотизме речи нет.
Максим, читатель сайта KP.RU:
- В нашей стране в последнее время ее так усиленно стирали, что, когда спохватились, стало уже поздно.
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії