Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Томаш Пйонтек: «Я не считаю, что у людей нужно отнимать иллюзии»
19 октября в центре Визуальной культуры НаУКМА состоялась встреча с известным польским писателем и публицистом Томашем Пйонтеком, автором скандальной книги «Героин», частично основанной на его собственном опыте.
Томаш Пйонтек приехал в Киев в рамках презентации 2-го номера украинской версии журнала «Политическая критика», который пытается сосредоточиться на острых культурных и политических вопросах современного общества. В этом году в ответ на беатификацию Иоанна Павла II вышел полемический памфлет Пйонтека «Анти-Папа», ставший первой в Польше систематической и бескомпромиссной критикой деятельности Кароля Войтылы. Специально для читателей ART UKRAINE мы попросили скандального автора ответить на интересующие нас вопросы.
- Еще несколько лет назад Польша была страной, где критика церкви воспринималась как безумный эпатаж, политическая сцена контролировалась правыми партиями, но парламентские выборы, 9 октября, принесли неожиданный успех радикальной антиклерикальной партии. Что нужно, чтобы в Украине произошли такие изменения и народ начал влиять на политику?
- Польский пример показывает, что много не надо. Хватило того, что в течение нескольких лет несколько тысяч людей повторяли то же, те же слова. Пустота мысли была такой, что в момент, когда мы предложили какую-то мысль, она заполнила головы очень многих людей. Оказалось, что это соответствует ожиданиям очень многих людей. Мне кажется, что в Украине произойдет то же: достаточно того, чтобы определенно утверждать какую-то мысль - и климат изменится.
- Давайте поговорим, о книге «Героин». Она основана на вашем личном опыте. Вы принимали героин?
- Да.
- И как это было?
- По этому поводу я хотел бы рассказать такую историю собственной жизни. Я принял наркотик и заразился гепатитом C. Этого бы не произошло, если бы наркотики были легализованы. В отношении наркотиков, я считаю, существует две категории людей: те, которые принимают их ради забавы, и у них не возникает привыкания. Это 90%, и 10% - это люди, у которых возникает привыкание и им необходимы наркотики. Эту последнюю категорию людей надо лечить. И тех, и других не за что судить, в любом случае.
- Но разве запрет на употребление наркотиков не преследует как раз тех людей, которые принимают их ради забавы? Разве не эта цель запрета?
- Нет. Люди все равно покупают наркотики, хоть нелегально. И почему, собственно, люди должны переставать «баловаться» наркотиками?
- Расхожая точка зрения звучит так: человек должен жить в реальности, а не в своих мечтах. А наркотики дают нам иллюзорную жизнь.
- Я не считаю, что у людей нужно отнимать иллюзии. Мы живем в реальности не меньше, чем в своих мечтах. Более того, мы проводим больше времени в своих мечтах.
- Что вы тогда можете сказать об искусстве? Является ли искусство таким способом сбежать в мечты.
- Искусство является скорее способом столкнуться с чем-то мучительным, а не бегством к мечтам. Искусство – это попытка взаимодействовать с проблемной сферой.
- Что вы можете сказать о фильме Яэль Бартана, который представлял Польшу на Венецианской биеннале в этом году. Яэль Бартана – основательница движения за Еврейское Возрождение в Польше, в своем фильме она призывает около 3 300 000 евреев вернуться в Польшу…
- Было бы замечательно, если бы они вернулись, но этого скорее всего не случится. Если евреи будут убегать из Израиля, то в Америку. В Польше антисемитизм. Может, это не такой болезненный антисемитизм, как арабский, но он есть. Везде есть антисемитизм, но в Польше - это действительно проблема.
- По-вашему, этот фильм является примером такого соприкосновения с болезненной реальностью?
- Это пример альтернативной реальности, такой, в которой евреи могли бы вернуться в Польшу. А поляки это даже ценили бы. И это альтернативная реальность, потому что в действительности это не так.
- Должно ли искусство, в качестве способа взаимодействия с проблемной сферой, иметь социально-политическую окраску?
- Искусство, по моему мнению, должно сочетать эстетику и этику. Должно говорить о добре и зле, и говорить об этом прекрасным образом. И, конечно, там, где встречаются эстетика и этика, и в особенности там, где встают этические вопросы, невозможно обойтись без политики, ибо она часть этики.
- Отсюда нам часто кажется, что польское общество базируется на католической религии. Вы очень остро критикуете католицизм в книге «Анти-Папа». Какая идея могла бы занять место религии, быть столько же значимой?
- Есть такая поговорка: у евреев и католиков - религия, а у протестантов - вера. Мне хотелось бы, чтобы место религии заняла вера, этические принципы. В этом смысле протестантизм больше сконцентрирован на этике.
Анна Ландихова
Коментарі
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
