
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Антон Чиж. Аромат крови. Эксмо, 2010
Пятый роман о чиновнике для особых поручений петербургской сыскной полиции Родионе Георгиевиче Ванзарове, который по-прежнему не любит слова «сыщик», верит в маевтику, неожиданно теряет аппетит и узнаёт, что значком @ cподачи средневековых монахов-переписчиков обозначается Ад.
Итак, что там у нас? Осень 1895 года. До 21 октября, официально отмечаемого дня восшествия на престол Николая II, остаётся всего ничего. Как и до первого в России конкурса красавиц. И те (властные структуры), и другие (организаторы конкурса) готовятся в поте лица. И, конечно же, произойдёт такое... Всем-всем-всем - не ко двору и не ко времени. Значит, пора звать Ванзарова. А тому погружаться в мир, где хризантемы имеют номера, в телах отсутствует кровь, красота требует жертв, а фокусы - разоблачаются. Больше ничего и не скажешь - детектив ведь. Добавлю только, что как всегда у Чижа в романе наличествует сквозная тема, на этот раз - красота, в том числе косметика как её атрибут.
И ещё целый ряд «как всегда». Например, автор, изощрённо продвигая вперёд «дело», программно предоставляет потехе - час, вправляя в XIX век «приветы» от ведущих следствие Знатоков и группы «Белый орёл», из фильмов «Джентльмены удачи» и «Иван Васильевич меняет профессию», из рекламы «Кока-колы» и детективного супербрэнда «Девушка с татуировкой дракона»... Верхом постмодернистской радости, для тех, кто понимает, становится появление в романе негра-певца по имени Вагнер Лав из хора «Spartacus»!
Другая традиционная авторская вольность - лихие вторжения в текст собственной персоной, заканчивающиеся постоянными «Да, отвлеклись» и «Ну, не будем вдаваться в такие подробности». Но благодаря этим оккупациям читательского внимания, мы имеем наличествующее и в предыдущих книгах честное думанье в горько-сатирическом ключе обо всём (в потенциале), что нас окружало, окружает, и (неужели?!) будет окружать вечно. «Официальные торжества возбуждают в душах только почтение да благость, то есть лучшие чувства какие способен выжать из себя гражданин в отношении власти». «Служить закону в полиции так же глупо, как на кухне жалеть куриц». «Мирное счастье манит окунуться в уют и благополучие, но засасывает, как трясина». И т. д. и т. п. Плюс кое-что по мелочи, вроде фехтовальных выпадов в сторону порочной репортёрской природы или современной для своего времени живописи.
Что же касается основных идей «Аромата крови», то тут читатель волей писателя проследует к финишу согласно принципу «Всё на виду, а никогда не узнаешь истины, если не заглянешь с другой стороны». Ну, и заглянем, естественно. Чтобы получить, допустим, от одной из героинь романа урок философии потребления: «Не надо ждать принца на белом коне, надо брать удовольствия, пока молода». Чтобы задуматься над предостережением другого персонажа: «Красота не знает жалости, человека своим рабом делает». Чтобы убедиться в том, что очень часто даже за красотой стоят деньги и власть, и красота эта - видимость, что напускает на себя хищный дракон. И, конечно, узнаем имена и сущности драконьего племени...
Кажется, сага о Ванзарове и его соратниках со всеми своими благими, но без особого оптимизма, намерениями, ловко сконструированными лабиринтами, фирменными приёмами, штампами даже, добилась-таки почётного у читателей статуса «дома, в котором я живу». Это когда тот, кто открывает книгу, окунается в знакомое обжитое пространство, где каждый второй действительно «добрый мой приятель», а раз так, то главное желание - вместе и дальше, дальше... Серийность, особенно детективная, - это убийственная сила. Тем более, что в «Аромате крови» такая концовка, что продолжение последует неминуемо...
Павел Тимошинов
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025