Re: цензії

05.11.2025|Віктор Вербич
Коли життя і як пейзаж, і як смерть
Галичани та духи мертвих: історія одного порозуміння
04.11.2025|Надія Гаврилюк
“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Іспит на справжність
02.11.2025|Богдан Смоляк
Захисник Істин
31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, Швейцарія
Як змосковлювали ментальність українців
30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Художній простір поезії Мирослава Аронця
27.10.2025|Ігор Чорний
Пекло в раю
20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?
Котел, в якому вариться зілля
19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на Тернопіллі
Побачити себе в люстерці часу

Літературний дайджест

Антон Чиж. Аромат крови. Эксмо, 2010

Пятый роман о чиновнике для особых поручений петербургской сыскной полиции Родионе Георгиевиче Ванзарове, который по-прежнему не любит слова «сыщик», верит в маевтику, неожиданно теряет аппетит и узнаёт, что значком @ cподачи средневековых монахов-переписчиков обозначается Ад.

Итак, что там у нас? Осень 1895 года. До 21 октября, официально отмечаемого дня восшествия на престол Николая II, остаётся всего ничего. Как и до первого в России конкурса красавиц. И те (властные структуры), и другие (организаторы конкурса) готовятся в поте лица. И, конечно же, произойдёт такое... Всем-всем-всем - не ко двору и не ко времени. Значит, пора звать Ванзарова. А тому погружаться в мир, где хризантемы имеют номера, в телах отсутствует кровь, красота требует жертв, а фокусы - разоблачаются. Больше ничего и не скажешь - детектив ведь. Добавлю только, что как всегда у Чижа в романе наличествует сквозная тема, на этот раз - красота, в том числе косметика как её атрибут.

И ещё целый ряд «как всегда». Например, автор, изощрённо продвигая вперёд «дело», программно предоставляет потехе - час, вправляя в XIX век «приветы» от ведущих следствие Знатоков и группы «Белый орёл», из фильмов «Джентльмены удачи» и «Иван Васильевич меняет профессию», из рекламы «Кока-колы» и детективного супербрэнда «Девушка с татуировкой дракона»... Верхом постмодернистской радости, для тех, кто понимает, становится появление в романе негра-певца по имени Вагнер Лав из хора «Spartacus»!

Другая традиционная авторская вольность - лихие вторжения в текст собственной персоной, заканчивающиеся постоянными «Да, отвлеклись» и «Ну, не будем вдаваться в такие подробности». Но благодаря этим оккупациям читательского внимания, мы имеем наличествующее и в предыдущих книгах честное думанье в горько-сатирическом ключе обо всём (в потенциале), что нас окружало, окружает, и (неужели?!) будет окружать вечно. «Официальные торжества возбуждают в душах только почтение да благость, то есть лучшие чувства какие способен выжать из себя гражданин в отношении власти». «Служить закону в полиции так же глупо, как на кухне жалеть куриц». «Мирное счастье манит окунуться в уют и благополучие, но засасывает, как трясина». И т. д. и т. п. Плюс кое-что по мелочи, вроде фехтовальных выпадов в сторону порочной репортёрской природы или современной для своего времени живописи.

Что же касается основных идей «Аромата крови», то тут читатель волей писателя проследует к финишу согласно принципу «Всё на виду, а никогда не узнаешь истины, если не заглянешь с другой стороны». Ну, и заглянем, естественно. Чтобы получить, допустим, от одной из героинь романа урок философии потребления: «Не надо ждать принца на белом коне, надо брать удовольствия, пока молода». Чтобы задуматься над предостережением другого персонажа: «Красота не знает жалости, человека своим рабом делает». Чтобы убедиться в том, что очень часто даже за красотой стоят деньги и власть, и красота эта - видимость, что напускает на себя хищный дракон. И, конечно, узнаем имена и сущности драконьего племени...

Кажется, сага о Ванзарове и его соратниках со всеми своими благими, но без особого оптимизма,  намерениями, ловко сконструированными лабиринтами, фирменными приёмами, штампами даже, добилась-таки почётного у читателей статуса «дома, в котором я живу». Это когда тот, кто открывает книгу, окунается в знакомое обжитое пространство, где каждый второй действительно «добрый мой приятель», а раз так, то главное желание - вместе и дальше, дальше... Серийность, особенно детективная, - это убийственная сила. Тем более, что в «Аромате крови» такая концовка, что продолжение последует неминуемо...

Павел Тимошинов



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

05.11.2025|18:42
«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
03.11.2025|10:28
Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
02.11.2025|09:55
У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
30.10.2025|12:41
Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
30.10.2025|12:32
Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
30.10.2025|12:18
Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
30.10.2025|12:15
«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти


Партнери