Re: цензії

05.11.2025|Віктор Вербич
Коли життя і як пейзаж, і як смерть
Галичани та духи мертвих: історія одного порозуміння
04.11.2025|Надія Гаврилюк
“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Іспит на справжність
02.11.2025|Богдан Смоляк
Захисник Істин
31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, Швейцарія
Як змосковлювали ментальність українців
30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Художній простір поезії Мирослава Аронця
27.10.2025|Ігор Чорний
Пекло в раю
20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?
Котел, в якому вариться зілля
19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на Тернопіллі
Побачити себе в люстерці часу

Літературний дайджест

Сумма нумерологии

Андрей Ашкеров. Нулевая сумма. М.: Издательская группа «СКИМЕНЪ», 2011. 432 с.

С тех пор как философы отказались от поиска истины, главным философским занятием стал чистый нарратив, пафос умного повествования. Сблизившись с литературой, философский труд воспринял черты, свойственные словесности. Восторжествовали авторский стиль и иллюстративная образность, живая конкретика возобладала над безжизненностью сухих обобщений. Интерес к повседневности одолел трепет перед вечностью, а законы грамматики подчинили себе вызовы метафизики.

В этом смысле Андрей Ашкеров - весьма современный мыслитель, и его новая книга «Нулевая сумма» - по-своему показательное произведение. Речь в нём идёт о нулевых годах, об ушедшем десятилетии с его глобальными коллизиями, политическими перипетиями и культурными взрывами. Блеск и нищета сегодняшней постсовременности причудливо отражаются и преображаются в его текстах. Рассматривая пространство большого транзита, он заинтригован магией обнуления, энергией сингулярности, пределом нумерологии. Но любопытно здесь не только то, что Ашкеров думает по тому или иному поводу, но и как он это делает. И вот об этом хочется сказать несколько слов.Системность здесь - принцип второго порядка. Целостность образуется нелинейно, фрагменты и клипы незаметно монтируются в сложную мозаику. При этом смысл этого калейдоскопа - в постоянном движении. Вращаясь, узоры оживают и обретают связанность и единство. Этим текстам свойственна неуспокоенность, поиск и вызов, критическая ирония и модная игра в подтекст, контекст и интертекст. Их противоречивость - признак диалектики, а не дефект. Парадоксальность естественно присуща им и работает на разных уровнях: так, исповедуемый Ашкеровым эгалитаризм легко сочетается с этической позицией самостояния, а желание быть услышанным и понятым - с герметичностью его письма «не для всех».Сопровождать философа в его рефлексии - увлекательнейшее занятие, по сути не связанное с тем, насколько убедительны или близки его построения. Подобно тому, как спортсмен испытывает мышечное удовольствие от физических нагрузок, читатель философского текста чувствует радость от соучастия в интеллектуальном напряжении. Мысль Ашкерова напоминает фракталы, ветвится прихотливыми и непредсказуемыми выростами, движется неожиданными ходами и тропами. Порой кажется, что тот или иной тезис вырастает не из логических посылок, а из фонетических сближений и синтаксического ритма. Примерно по такому же принципу работает и поэтический текст. Своевременность и практичность мысли здесь важнее величия замысла. Скорость интеллектуального действия предпочтительнее основательности и выверенности. Броскость формулировок ценнее их точности, а импровизационная вычурность жеста дороже образцовой законченности.Он боится банальностей, узнаваемость для него - не рыночный бонус, но признак мертвенности. 

Может быть, поэтому его излюбленные жанры - реквием и некролог, которые всегда новы. В его текстах присутствует несомненная ценностная константа, стержневой инвариант, который можно сформулировать как стремление к витальности, поиск активных энергий, лозоходство к местам силы. Им движет страх застоя и разложения - будь то мысль, слово или дело. При этом жизненная сила воспринимается им как нечто внешнее и сама жизнь - как нечто внеположенное, почти всегда - социальное и политическое. В этом смысле его философия действительно современна, ведь сегодня всё «безнадёжно семантическое», внутреннее, центростремительное прячется и забарматывается - и, возможно, спасается от обнуления.

Андрей Новиков-Ланской    

 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

05.11.2025|18:42
«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
03.11.2025|10:28
Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
02.11.2025|09:55
У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
30.10.2025|12:41
Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
30.10.2025|12:32
Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
30.10.2025|12:18
Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
30.10.2025|12:15
«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти


Партнери