Re: цензії

28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...
06.04.2025|Валентина Семеняк
Читаю «Фрактали» і… приміряю до себе
05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ
«Ненаситність» Віткація
30.03.2025|Ігор Чорний
Лікарі й шарлатани
Пісня завдовжки у чотири сотні сторінок

Літературний дайджест

Сумма нумерологии

Андрей Ашкеров. Нулевая сумма. М.: Издательская группа «СКИМЕНЪ», 2011. 432 с.

С тех пор как философы отказались от поиска истины, главным философским занятием стал чистый нарратив, пафос умного повествования. Сблизившись с литературой, философский труд воспринял черты, свойственные словесности. Восторжествовали авторский стиль и иллюстративная образность, живая конкретика возобладала над безжизненностью сухих обобщений. Интерес к повседневности одолел трепет перед вечностью, а законы грамматики подчинили себе вызовы метафизики.

В этом смысле Андрей Ашкеров - весьма современный мыслитель, и его новая книга «Нулевая сумма» - по-своему показательное произведение. Речь в нём идёт о нулевых годах, об ушедшем десятилетии с его глобальными коллизиями, политическими перипетиями и культурными взрывами. Блеск и нищета сегодняшней постсовременности причудливо отражаются и преображаются в его текстах. Рассматривая пространство большого транзита, он заинтригован магией обнуления, энергией сингулярности, пределом нумерологии. Но любопытно здесь не только то, что Ашкеров думает по тому или иному поводу, но и как он это делает. И вот об этом хочется сказать несколько слов.Системность здесь - принцип второго порядка. Целостность образуется нелинейно, фрагменты и клипы незаметно монтируются в сложную мозаику. При этом смысл этого калейдоскопа - в постоянном движении. Вращаясь, узоры оживают и обретают связанность и единство. Этим текстам свойственна неуспокоенность, поиск и вызов, критическая ирония и модная игра в подтекст, контекст и интертекст. Их противоречивость - признак диалектики, а не дефект. Парадоксальность естественно присуща им и работает на разных уровнях: так, исповедуемый Ашкеровым эгалитаризм легко сочетается с этической позицией самостояния, а желание быть услышанным и понятым - с герметичностью его письма «не для всех».Сопровождать философа в его рефлексии - увлекательнейшее занятие, по сути не связанное с тем, насколько убедительны или близки его построения. Подобно тому, как спортсмен испытывает мышечное удовольствие от физических нагрузок, читатель философского текста чувствует радость от соучастия в интеллектуальном напряжении. Мысль Ашкерова напоминает фракталы, ветвится прихотливыми и непредсказуемыми выростами, движется неожиданными ходами и тропами. Порой кажется, что тот или иной тезис вырастает не из логических посылок, а из фонетических сближений и синтаксического ритма. Примерно по такому же принципу работает и поэтический текст. Своевременность и практичность мысли здесь важнее величия замысла. Скорость интеллектуального действия предпочтительнее основательности и выверенности. Броскость формулировок ценнее их точности, а импровизационная вычурность жеста дороже образцовой законченности.Он боится банальностей, узнаваемость для него - не рыночный бонус, но признак мертвенности. 

Может быть, поэтому его излюбленные жанры - реквием и некролог, которые всегда новы. В его текстах присутствует несомненная ценностная константа, стержневой инвариант, который можно сформулировать как стремление к витальности, поиск активных энергий, лозоходство к местам силы. Им движет страх застоя и разложения - будь то мысль, слово или дело. При этом жизненная сила воспринимается им как нечто внешнее и сама жизнь - как нечто внеположенное, почти всегда - социальное и политическое. В этом смысле его философия действительно современна, ведь сегодня всё «безнадёжно семантическое», внутреннее, центростремительное прячется и забарматывается - и, возможно, спасается от обнуления.

Андрей Новиков-Ланской    

 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса


Партнери