
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Хтонический Ахилл и медведки, которых нет
Мария Галина. Медведки. М.: Эксмо, 2011
«Наш» мир размыт и расхлябан, никто не может дать себе отчёт в подлинности своего существования и своём точном местонахождении относительно окружающих явлений, а следовательно, сдерживать границы и контролировать поток иррационального некому — почти не осталось тех, кто был бы репрезентативен.
Мария Галина — номинант и лауреат различных премий, писатель, поэт и критик. Почти все её вещи, вне зависимости от уровня ритмизирования формы, находятся в странном междумирье, в зазоре между фантастикой и реалистическим текстом. При этом получается не недобитый гомункулус с плохой координацией и несвязной речью, а вполне жизнеспособное разностороннее существо с расширенным диапазоном возможностей.
«Медведки» не являются исключением: в произведении есть и фантастичность, и знакомые причерноморские пейзажи, из геопоэтики которых даже вырастает локальная мифология. Тем не менее есть и отход от общей тенденции (скорее как отличие, подтверждающее правило). Проявленной открыто фантастики здесь не очень много, нет ни оборотней, ни людей с пёсьими головами. Есть главный герой, интровертный Сеня Блинкин, обладающий скромным литературным дарованием и нашедший занимательный и несколько странный приработок: переделывать известные романы под заказчика. И вот уже шествует с хоббитами ещё один попутчик, а другой героический юноша уплывает искать клад или, например, открывать новые планеты. Главный герой трансформирует, переписывает известные произведения и чуть переделывает реальность, помогая клиентам решить свои психологические проблемы с помощью такой вот художественной фикции, порождения фантазмов. Но один из заказчиков желает вовсе уж завирального: чтобы ему создали биографию. Именно создали, потому что детдомовское прошлое восстанавливать ни к чему, а хочется большого и разветвлённого генеалогического древа, потрёпанных фотографий в не менее потрёпанных альбомах, семейных преданий и наплывов родственников. Вот после начала работы над этим «проектом» и дают о себе знать странности, до того тихонько спящие по углам. Обнаруживаются следы когтей возле двери, слышится тревожащее мышиное шебуршение (без видимых мышей или следов их деятельности), в луже вдруг проявляется Ктулху (с подписью «Он грядёт!» и отсчётом дней). А ко всему прочему обнаруживается, что Северное Причерноморье — территория обитания Ахилла, который был вовсе не героическим вспыльчивым юношей, а сыном Гекаты, хтоническим чудовищем, выбирающимся из воды и пожирающим девственниц. И, если верить некоторым знамениям, вскоре он должен явиться вновь.
У романа открытый финал, что даёт возможность происходящие в нём события интерпретировать множеством различных способов. Это, кстати, одна из тем книги: вопрос верификации реальности и количества реальностей в принципе. Главный герой ходит на блошиный рынок, пытаясь схватить уходящее, найти уникальное материальное и зафиксировать себя в пространстве. Но, как известно, в современном мире поиски собственных координат затруднены, вопросы вызывает и уверенность в чужой достоверности. «Мало ли кто сидит за тонированными стёклами? И сидит ли вообще?» (Не превращаются ли столы в кенгуру?) А миры в романе всё множатся и множатся, полнясь книжно выписанными жизнями, придуманными генеалогиями и мифологическими персонажами, стремящимися, как кажется, возродиться въяве.
Объяснить события романа можно и через метафизику, и через психические расстройства, а самое простое — воспринять происходящее как ряд поразительных совпадений. Действительно ли прав сосед главного героя, исследователь Финке, и восстанет вскоре монструозный Ахилл, истинный облик которого замаскирован поздними древнегреческими произведениями, или это просто бред свихнувшегося на своей работе учёного? Странная гостья, молоденькая готка, ведущая свою неведомую игру, — явившаяся в современность Геката или их сходство — игра расстроенного воображения? Угадывание главным героем реальных эпизодов из прошлого заказчиков, во всех красках и подробностях («Мне говорили, что Вы — экстрасенс»), — удивительные совпадения, подключение к всемирной ноосфере или таинственное воздействие на давно минувшее?
Как кажется, автор «Медведок» метафизико-фантастическую трактовку ставит в приоритет — это акцентировано эпиграфами и самим названием романа. Кстати, никаких медведок в тексте произведения нет. Но в одном из эпиграфов сказано, что это насекомое «ведёт преимущественно подземный образ жизни. На поверхность выбирается редко, в основном в ночное время суток». Да и выглядят медведки весьма своеобразно, страшненько. Всё это делает их существами хтоническими, а это уже отчётливо коррелирует с романным сюжетом. Там что-то такое подземное прорывается в посюсторонний мир, и не вполне понятно, сдерживают герои эту силу или, по незнанию своему, помогают очнуться и воплотиться. Зреет убеждение, что её приход в «наш» мир возможен не столько вследствие огромной пробивной мощи этой чуждой силы, а из-за того, что «наш» мир размыт и расхлябан, никто не может дать себе отчёт в подлинности своего существования и своём точном местонахождении относительно окружающих явлений, а следовательно, сдерживать границы и контролировать поток иррационального некому — почти не осталось тех, кто был бы репрезентативен.
Александра Гуськова
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025