Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Самые красивые немецкие книги
В Берлине выставлены книги, которые представительное жюри отметило как самые красивые книги Германии минувшего года.
При этом красота оценивается далеко не только по одному лишь внешнему виду.
В Берлинской библиотеке искусств (Kunstbibliothek) проходит небольшая выставка с многообещающим названием "Самые красивые немецкие книги 2010 года". То обстоятельство, что выставка маленькая (всего две витрины с книгами, получившими первый приз, и недлинная стена с рядом книг, признанными достойными и тоже вполне красивыми), пожалуй, лишь подчеркивает важность и ценность выставленных экспонатов. Хорошего, как известно, мало.
Правила и исключения
На первый взгляд, выставленные книги особенно выдающимися не являются. Большинство обложек сдержанно, минималистично. Яркого и тем более пестрого очень мало. Впрочем, есть и пара исключений: книги для детей, конечно, яркие. Но и тут исключение внутри исключения: издание новелл Франца Кафки для подростков получившее первую премию в категории "Детская книга", не особенно жизнерадостно, хотя и не депрессивно. На обложке - огромная черная ворона и пронзительно смотрящие на молодого читателя непонятно чьи глаза.
Пестрая обложка и у романа Эдварда Эбби "Банда Разводной ключ" (Edward Abbey "Die Monkey Wrench Gang") с иллюстрациями Роберта Крамба. На обложке - картинка в комикс-стиле: компания бандитов в джинсах и ковбойских шляпах крутит ручку взрывного устройства, чтобы взорвать рельсы перед приближающимся поездом. Тут хочется догадаться, что секрет изготовления самой красивой книги прост: лепи на обложку цветную картинку, нарисованную несравненным Робертом Крамбом, и все, дело в шляпе, красивее быть не может. Но и внутри книга выглядит весьма внушительно. Черно-белая графика Крамба украшает начало каждой главы, расстояния между строчками текста большие, поля огромные, бумага белоснежная и плотная, страница слегка пружинит при переворачивании. Такую книгу саму хочется назвать картинкой.
В ярком стиле принято оформлять в Германии некоторые учебники: зеленый или синий цвет обложки, "обязательная" картинка - не развлекательная, разумеется, но вполне декоративная и кричащая. По-видимому, такая относительная пестрота должна скрасить мучения студента, грызущего серый гранит науки.
Книга как целое
Томик, с которого начинается выставка, - выпущенная издательством Suhrkamp книга Освальда Эггера (Oswald Egger) "Все время" ("Die ganze Zeit"). Обложка - красно-оранжевая, на нее нанесена мелкая золотая сетка, суперобложка с именем автора - узкая белая полоса. Внутри - много белых страниц с тонкими рисунками пером, рисовал сам Эггер. Изображены геометрические фигуры, состоящие из свернутого в петли шнура или прута. Каждый рисунок - легкая вариация предыдущего, кажется, что круглые петли превращаются в новые петли, хрупкая конструкция из кругов движется и видоизменяется. Очевидно, эта многократно отражающаяся сама в себе бесконечная петля - визуальная метафора текста. Сам текст состоит из недлинных абзацев, на странице - два абзаца, текст философский, поэтический и абсурдный.
Ута Шнайдер (Uta Schneider), управляющая делами Фонда искусства книги (Stiftung Buchkunst), об абстрактной красоте говорить отказалась. Дело вообще не в чьих-то субъективных представлениях о том, что красиво, а что нет. Жюри, как она подчеркивает, смотрит на макет, на шрифт, на графику, с одной стороны, и на используемые материалы - с другой. Очень важно, насколько заботливо и продуманно книга сделана, насколько оправдана та или иная иллюстративная, оформительская идея, как вообще содержание переведено в форму, в трехмерный полиграфический объект... Например, соответствует ли игривость (или, наоборот, строгость) шрифта игривости (или строгости) текста? Негативно оценивается излишек зримой дороговизны и шика. Дорогое или, как говорят по-русски, "подарочное" издание, воспринимается жюри как неоправданно навороченное и потому ни в коем случае не красивое.
Очень важен такой фактор, как читаемость: какой использован шрифт, каков размер букв, какое расстояние между строчками, насколько велики поля. Ута Шнайдер подчеркивает, что книга - это ни в коем случае не обложка, точно так же как дом - это не только фасад. Обложка играет главную роль в маркетинге книги, но сама по себе книга - это трехмерный функциональный объект, вещь с большим количеством свойств, тесно связанных друг с другом. Книга как целое обладает характером, как целое она и оценивается жюри. Маркетинг-подход, разумеется, ориентирован на то, как стимулировать приобретение книги. Жюри оценивает книги с другой точки зрения: как книгу будут читать.
Андрей Горохов
Коментарі
Останні події
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»