
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Самые красивые немецкие книги
В Берлине выставлены книги, которые представительное жюри отметило как самые красивые книги Германии минувшего года.
При этом красота оценивается далеко не только по одному лишь внешнему виду.
В Берлинской библиотеке искусств (Kunstbibliothek) проходит небольшая выставка с многообещающим названием "Самые красивые немецкие книги 2010 года". То обстоятельство, что выставка маленькая (всего две витрины с книгами, получившими первый приз, и недлинная стена с рядом книг, признанными достойными и тоже вполне красивыми), пожалуй, лишь подчеркивает важность и ценность выставленных экспонатов. Хорошего, как известно, мало.
Правила и исключения
На первый взгляд, выставленные книги особенно выдающимися не являются. Большинство обложек сдержанно, минималистично. Яркого и тем более пестрого очень мало. Впрочем, есть и пара исключений: книги для детей, конечно, яркие. Но и тут исключение внутри исключения: издание новелл Франца Кафки для подростков получившее первую премию в категории "Детская книга", не особенно жизнерадостно, хотя и не депрессивно. На обложке - огромная черная ворона и пронзительно смотрящие на молодого читателя непонятно чьи глаза.
Пестрая обложка и у романа Эдварда Эбби "Банда Разводной ключ" (Edward Abbey "Die Monkey Wrench Gang") с иллюстрациями Роберта Крамба. На обложке - картинка в комикс-стиле: компания бандитов в джинсах и ковбойских шляпах крутит ручку взрывного устройства, чтобы взорвать рельсы перед приближающимся поездом. Тут хочется догадаться, что секрет изготовления самой красивой книги прост: лепи на обложку цветную картинку, нарисованную несравненным Робертом Крамбом, и все, дело в шляпе, красивее быть не может. Но и внутри книга выглядит весьма внушительно. Черно-белая графика Крамба украшает начало каждой главы, расстояния между строчками текста большие, поля огромные, бумага белоснежная и плотная, страница слегка пружинит при переворачивании. Такую книгу саму хочется назвать картинкой.
В ярком стиле принято оформлять в Германии некоторые учебники: зеленый или синий цвет обложки, "обязательная" картинка - не развлекательная, разумеется, но вполне декоративная и кричащая. По-видимому, такая относительная пестрота должна скрасить мучения студента, грызущего серый гранит науки.
Книга как целое
Томик, с которого начинается выставка, - выпущенная издательством Suhrkamp книга Освальда Эггера (Oswald Egger) "Все время" ("Die ganze Zeit"). Обложка - красно-оранжевая, на нее нанесена мелкая золотая сетка, суперобложка с именем автора - узкая белая полоса. Внутри - много белых страниц с тонкими рисунками пером, рисовал сам Эггер. Изображены геометрические фигуры, состоящие из свернутого в петли шнура или прута. Каждый рисунок - легкая вариация предыдущего, кажется, что круглые петли превращаются в новые петли, хрупкая конструкция из кругов движется и видоизменяется. Очевидно, эта многократно отражающаяся сама в себе бесконечная петля - визуальная метафора текста. Сам текст состоит из недлинных абзацев, на странице - два абзаца, текст философский, поэтический и абсурдный.
Ута Шнайдер (Uta Schneider), управляющая делами Фонда искусства книги (Stiftung Buchkunst), об абстрактной красоте говорить отказалась. Дело вообще не в чьих-то субъективных представлениях о том, что красиво, а что нет. Жюри, как она подчеркивает, смотрит на макет, на шрифт, на графику, с одной стороны, и на используемые материалы - с другой. Очень важно, насколько заботливо и продуманно книга сделана, насколько оправдана та или иная иллюстративная, оформительская идея, как вообще содержание переведено в форму, в трехмерный полиграфический объект... Например, соответствует ли игривость (или, наоборот, строгость) шрифта игривости (или строгости) текста? Негативно оценивается излишек зримой дороговизны и шика. Дорогое или, как говорят по-русски, "подарочное" издание, воспринимается жюри как неоправданно навороченное и потому ни в коем случае не красивое.
Очень важен такой фактор, как читаемость: какой использован шрифт, каков размер букв, какое расстояние между строчками, насколько велики поля. Ута Шнайдер подчеркивает, что книга - это ни в коем случае не обложка, точно так же как дом - это не только фасад. Обложка играет главную роль в маркетинге книги, но сама по себе книга - это трехмерный функциональный объект, вещь с большим количеством свойств, тесно связанных друг с другом. Книга как целое обладает характером, как целое она и оценивается жюри. Маркетинг-подход, разумеется, ориентирован на то, как стимулировать приобретение книги. Жюри оценивает книги с другой точки зрения: как книгу будут читать.
Андрей Горохов
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025