
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Гнутого времени гнутая речь
Книга подведения итогов, книга не только стихов, но и прозы, столь же художественной по исполнению, сколь академической по намерению.
Максим Амелин. Гнутая речь. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2011.
Когда восемь лет назад я писал статью к выходу книги стихов Максима Амелина «Конь Горгоны», главной критической задачей было отделить его поэзию от потока уже отмиравшей к тому времени поэзии постмодерна. Мне казалось несправедливым стереотипное отнесение этого автора к линейке вечных студентов, возбуждающихся от игры в стиль и центон. Притом что игра, конечно, имела место и здесь, но в декоративном виньеточном смысле и не исчерпывала всей полноты замысла.
И вот впервые спустя восемь лет вышла новая книга под названием «Гнутая речь». Книга подведения итогов (во всяком случае, промежуточных), книга не только стихов, но и прозы, столь же художественной по исполнению, сколь академической по намерению. Учитывая, что поэты пишут в целом немного, этот в меру пухлый том — одновременно и избранное, и собранное. Большая часть текстов публиковалась ранее, так что главная ценность «Речи» — в новой целостности, чья природа — в несводимости к сумме частей. В ходе сборки возникает новая точка сборки, новый взгляд, меняющий всю исходную парадигму. Примерно так же работает и стихотворение.
Темпора мутантур, и вердикты времени неотвратимы. Нынче Максим Амелин не нуждается в апологии, легитимации и классификаторской работе. В чём он нуждается — так это во внимательном прочтении. А внимательное в его случае — не значит сложное, изощрённое, напротив — простое и честное. Читателям этого поэта показаны здравый смысл и зрелая трезвость. Ибо тексты его внятны и продуманны, в них нет чувственного экстаза, но есть живая умудрённость. При этом продуманность далека от рассудочности, а выверенность не подразумевает холодности. Амелинские строчки горячи, энергичны, подобны плотно стянутой пружине, хотя и с надёжным механизмом контроля.
Однако проблема в том, что такого рода вдумчивых читателей у нашего автора почти нет. Серьёзная аудитория, знающая цену общению с большой словесностью, от словесности современной, по сути, отвернулась. И во многом была права: общее медийное место о поэтическом буме начала века может обмануть кого угодно, но не людей с филологической опытностью. Тем более что достаточно обладать просто здоровым вкусом, чтобы увидеть, что никакого бума нет, а есть смутное брожение с обильной пеной — и, кажется, без шанса на Афродиту.
Но умеющим отделять зёрна от плевел хочется рекомендовать книгу «Гнутая речь» не потому, что она оказалась счастливо отгороженной от вульгарной современности, а по причинам прямо противоположным. На мой взгляд, поэзия и проза этой книги с подчёркнутым интересом к античности и русскому ренессансу XVIII века — предельно актуальны, отражают самый передний край глобального цивилизационного сдвига. На наших глазах культура очухивается после хаоса большого модерна и начинает восстанавливать систему норм и иерархий. Зарождается производство новых образцов, зачинается история новой классической эпохи, неизбежно требующей актуализации и переформатирования прежних образцов — прежде всего античных и христианских. Думается, что примерно этим, причём вполне программно, на уровне работы со словом и занимается сегодня Максим Амелин. И гнёт свою речь.
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025