
Re: цензії
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
Видавничі новинки
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
- Олександр Ковч. "Нотатки на полях"Поезія | Буквоїд
- У видавництві Vivat вийшов комікс про Степана БандеруКниги | Буквоїд
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Гнутого времени гнутая речь
Книга подведения итогов, книга не только стихов, но и прозы, столь же художественной по исполнению, сколь академической по намерению.
Максим Амелин. Гнутая речь. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2011.
Когда восемь лет назад я писал статью к выходу книги стихов Максима Амелина «Конь Горгоны», главной критической задачей было отделить его поэзию от потока уже отмиравшей к тому времени поэзии постмодерна. Мне казалось несправедливым стереотипное отнесение этого автора к линейке вечных студентов, возбуждающихся от игры в стиль и центон. Притом что игра, конечно, имела место и здесь, но в декоративном виньеточном смысле и не исчерпывала всей полноты замысла.
И вот впервые спустя восемь лет вышла новая книга под названием «Гнутая речь». Книга подведения итогов (во всяком случае, промежуточных), книга не только стихов, но и прозы, столь же художественной по исполнению, сколь академической по намерению. Учитывая, что поэты пишут в целом немного, этот в меру пухлый том — одновременно и избранное, и собранное. Большая часть текстов публиковалась ранее, так что главная ценность «Речи» — в новой целостности, чья природа — в несводимости к сумме частей. В ходе сборки возникает новая точка сборки, новый взгляд, меняющий всю исходную парадигму. Примерно так же работает и стихотворение.
Темпора мутантур, и вердикты времени неотвратимы. Нынче Максим Амелин не нуждается в апологии, легитимации и классификаторской работе. В чём он нуждается — так это во внимательном прочтении. А внимательное в его случае — не значит сложное, изощрённое, напротив — простое и честное. Читателям этого поэта показаны здравый смысл и зрелая трезвость. Ибо тексты его внятны и продуманны, в них нет чувственного экстаза, но есть живая умудрённость. При этом продуманность далека от рассудочности, а выверенность не подразумевает холодности. Амелинские строчки горячи, энергичны, подобны плотно стянутой пружине, хотя и с надёжным механизмом контроля.
Однако проблема в том, что такого рода вдумчивых читателей у нашего автора почти нет. Серьёзная аудитория, знающая цену общению с большой словесностью, от словесности современной, по сути, отвернулась. И во многом была права: общее медийное место о поэтическом буме начала века может обмануть кого угодно, но не людей с филологической опытностью. Тем более что достаточно обладать просто здоровым вкусом, чтобы увидеть, что никакого бума нет, а есть смутное брожение с обильной пеной — и, кажется, без шанса на Афродиту.
Но умеющим отделять зёрна от плевел хочется рекомендовать книгу «Гнутая речь» не потому, что она оказалась счастливо отгороженной от вульгарной современности, а по причинам прямо противоположным. На мой взгляд, поэзия и проза этой книги с подчёркнутым интересом к античности и русскому ренессансу XVIII века — предельно актуальны, отражают самый передний край глобального цивилизационного сдвига. На наших глазах культура очухивается после хаоса большого модерна и начинает восстанавливать систему норм и иерархий. Зарождается производство новых образцов, зачинается история новой классической эпохи, неизбежно требующей актуализации и переформатирования прежних образцов — прежде всего античных и христианских. Думается, что примерно этим, причём вполне программно, на уровне работы со словом и занимается сегодня Максим Амелин. И гнёт свою речь.
Коментарі
Останні події
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію