Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Энкоды: игра вместо борьбы
Тайные знаки вербальных коммуникаций.
Книжка журналиста Алексея Ходорыча и психолога Вадима Петровского «Энкоды: как договориться с кем угодно и о чём угодно», вышедшая недавно в издательстве «Эксмо», сразу же стала в популярной, но большинство читателей восприняли её не как серьёзное филологическое исследование, а в качестве очередного «прикола» Ходорыча, известного в Сети своим ироничным отношением к действительности.
Авторитетные исследователи языковых взаимодействий также не обошли сей
труд пристальным вниманием. Так, известный эксперт в сфере массовых
коммуникаций Андрей Мирошниченко опубликовал в «Часкоре» объёмную
рецензию на «Энкоды» («Ковбойские словечки Ходорыча»),
в целом очень благожелательную, но отводящую энкодам роль
вспомогательного речевого «полуфабриката». На мой же взгляд, мы имеем
дело со свежим и продуктивным взглядом на возможности нашего языка.
Любой феномен удобно рассматривать на растяжке
противоположностей, в рамках противоречия (плохое - хорошее, красивое -
безобразное, прогрессивное - консервативное и т.д.). «Энкоды» так и
просятся на растяжку «серьёзное - игровое». К сожалению, в нашей
культуре данная пара категорий расположена вертикально: «серьёзное»
гордо красуется наверху, а «игровое» считается просто «несерьёзным»,
начальной стадией восхождения к «серьёзному». Для развитых же культур
(западной, японской, китайской и т.д.) данная дихотомия горизонтальна,
то есть её полюсы равноправны, а в Европе «игровое» имеет некоторый
перевес (особенно после выхода в 1938 году книги голландского
культуролога Й. Хёйзинги «Человек играющий», ставшей интеллектуальным
бестселлером).
Сами по себе данные категории не имеют содержания: внутри серьёзного
возникают лишь клоны, а внутри игрового - фантомы. Они лишь полюсы
напряжения, в пространстве между которыми, как электрический разряд,
возникает смысл того или иного феномена (Г. Шпет). При вертикальном
расположении данной растяжки никаких новых смыслов не возникает, а
бесконечно порождаются клоны различных серьёзных (у нас, как правило,
«научных») теорий.
Энкоды, как следует из книги, конечно же, находятся на игровом полюсе
дихотомии. Следовательно, и обсуждать их надо функционально, то есть
исходя из роли, которую они исполняют в языковой игре. Я не буду
плодить клонов и давать определение игровому элементу в культуре - со
времён Аристотеля его обсуждение не прекращалось в интеллектуальной
среде западного мира и образованным людям его значение в общих чертах
понятно. Для понимания феномена энкодов я особо подчеркну их
принципиальную зависимость от субъекта и от практического использования
в конкретных ситуациях повседневного общения.
Любой энкод сам по себе не имеет фиксированного значения - его
главным свойством является ускользание от статичного, чёткого
определения. Он наполнятся смыслом только в конкретной ситуации общения
(кольт существует, пока он стреляет), настраивая партнёра по общению на
продуктивную для всех участников коммуникацию. Авторы книги особо
подчёркивают, что именно тюнинг взаимопонимания, а не манипулирование
собеседником (как в НЛП) является главной целью использования энкодов.
Новизна идеи авторов книги состоит в том, что язык собственными
средствами, не прибегая к помощи жестов, мимики, громкости голоса
(энкоды пользуются этими средствами невербального воздействия, но
только как вспомогательными инструментами), может налаживать
продуктивную, выгодную для всех её сторон коммуникацию. В отличие от
традиционных регуляторов коммуникации - афоризмов, пословиц поговорок,
- энкоды являются структурой с открытым кодом. Их не надо учить
наизусть, нужно лишь понять правила игры и играть с энкодами,
импровизируя в своё удовольствие.
Каковы же признаки энкодов, по которым их можно замечать,
создавать и использовать? Прочитав книгу, я сам стал цеплять и
создавать энкоды. По мнению окружающих и прежде всего «самого» Алексея
Ходорыча, вроде получается. Я решил, что своё видение феномена энкодов
мне лучше всего удастся изложить, описав свой опыт в игре с ними.
Самый мой любимый энкод - «именно от этого я лечусь». Он
родился в беседе с врачом об одной моей болезни. Данная фраза закрывала
разговор, и, в полном соответствии с правилом Штирлица, вспоминая ту
беседу, я натыкался в памяти на её финал. Реплика прочно засела в
голове, и однажды на вопрос друга «Не помешался ли ты на своих
книжках?» (у меня огромная библиотека) я без запинки ответил: «Именно
от этого я лечусь». Друг растерянно замолчал, а затем выдавил из себя
«каким образом?». В комнате грянул дружный смех, мой друг растерянно
улыбнулся и попросил вылечить его от футбола. Энкод пошёл в мою
копилку.
Какие же свойства реплики «именно от этого я лечусь» позволили ей стать
энкодом и успешно работать в самых разных ситуациях общения? На мой
взгляд, это смысловая «дыра» («именно от этого») и звонкая,
псевдооткровенная концовка («я лечусь»). В смысловую дыру вставляется
реплика (вопрос) собеседника, а необычная концовка позволяет получить
доступ к алгоритму коммуникации и настроить его на конструктивный,
доброжелательный лад. Данный энкод носит оборонительный характер и
хорош как беззлобная, но чёткая и острая реакция на ироничные намёки,
«подколки» собеседника: «Говорят, ты стал крутым...», «С твоим
интеллектом трудно тягаться...» и т.д.
Такова же структура другого моего любимого энкода - «хороший
день для смерти, не правда ли?». Огромная смысловая дыра и шокирующее
противоречие содержательной части («хороший день» - «смерть») делают
его эффективным инструментом для отражения бурных эмоциональных атак. К
примеру, ваш собеседник возбудился настолько, что вместо смыслов
начинает забрасывать вас эмоциями (короткими фразами типа «А ты кто
такой??», «Какого чёрта», «Фигня всё это» и т.д.). И тут вы холодно и
чётко произносите: «Хороший день для смерти, не правда ли?» Ваш партнёр
по коммуникации пару раз глотает ртом воздух, как выброшенная на берег
рыба, и переходит, как правило, к нормальному общению (испытано на
живых людях).
Таким образом, моё представление об энкодах определяется личным
опытом их создания и поиска. Многие энкоды из книги Петровского и
Ходорыча мне категорически непонятны (например, фраза «В природе
бездельников нет, Земля - и та крутится» кажется мне простым
нравоучением, не более того). Но прелесть игровых понятий (а энкоды
несомненно к ним относятся) в том, что они не могут быть
монополизированы, поскольку работают в живой игре, в которой как
минимум двое и, как правило, гораздо больше участников. Содержанием
таких понятий является живой опыт играния, а не мертвенная тяжесть
«серьёзных» умозаключений. Чем больше участников - тем лучше их
настроение и содержательнее понятие. Поиграем в энкоды, господа!
Славная будет охота...
Андрей Климов, один из основателей и собственник регионального НИИ рекламы и СМИ, независимый журналист и переводчик
Коментарі
Останні події
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»