Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

20.03.2011|19:59|Openspace.ru

Марчелло Арджилли. Фантаст-окулист

Самая естественная реакция на этот сборник – попытаться «издать звук, который не походил бы ни на один из знакомых вам», или постараться смешать «задумчивый зеленый» и «нерешительный красный»

Издательство Livebook — настоящий эксперт в области Openspace.ru/literature/projects/76/details/3315/">кидалтов и всего, что с ними связано. Здесь чаще, чем где бы то ни было, выходят взрослые сказки, детские философские трактаты и просто очаровательное не пойми что на любой возраст. Так что совершенно не удивительно, что новый сборник Марчелло Арджилли вышел именно в Livebook . Как и прочие произведения итальянского сказочника,

«Фантаст-окулист» — отличный образец литературы на любой возраст, расширяющей границы детского восприятия и тренирующей воображение взрослых. Ну а уж история творческого пути Арджилли — сказка про то, как юрист под влиянием Джанни Родари решил бросить юриспруденцию и стать настоящим сказочником, — наилучший пример осознанного впадения в детство.

Наверное, постоянные сравнения с автором «Чиполлино» — бич Арджилли: об этом так часто вспоминают, что не воспринимать его как преемника Родари становится решительно невозможно. Но эта соблазнительная идея грозит привести к совершенно неверной трактовке не только конкретного сборника, но и вообще всего творчества автора. Дело в том, что блестящая, остроумная проза Родари, при всей сказочности и абсурдности персонажей, всегда традиционна: в ней никуда не деться от нравоучительного «хорошие побеждают плохих». Понятно, что Родари это было нужно для пропаганды левых политических взглядов. Арджилли, несмотря на схожие воззрения, уходит далеко в сторону: в его сказах нет прямой реакции на социальную или политическую действительность, в них отсутствует очевидный хеппи-энд, а часто и вообще какое-то внятное логическое окончание.

«Жил да был человек-невидимка. И поскольку его никто никогда не видел, никто и не знал, какой он: молодой или старый, блондин или шатен. <…> Несомненно, однако, что, пользуясь своей невидимостью, он мог совершить какие-то необыкновенные поступки, даже если никто об этом не знал. <…> Поэтому самая интересная часть сказки как раз сейчас только и начинается: нужно лишь закрыть глаза и вообразить этого невидимку и его необыкновенные приключения».

Такие люди-невидимки, дальние родственники рыжего человека Хармса, встречаются в книге постоянно: Арджилли ставит с ног на голову традиционные сказки, так же как, скажем, Бормор, Седов, Лукас и многие другие питомцы Livebook и «Амфоры» (сборники серии «Фрам»). По сути то, что делают все эти авторы, уже и не сказка вовсе, уж во всяком случае не сказка, какой ее понимали фольклористы во главе с Проппом. Для этих текстов, кажется, не появилось еще четкого определения, как нет и описания их морфологии. Все, что остается авторам и читателям, это вновь определять сказки по предмету описания, как это делали на заре изучения жанра. Арджилли так и поступает — книга разделена на сказки о времени, алфавите и многом другом; сказки о красках и, наконец, необычные сказки, которые можно было бы также назвать «сказками о сказках» (там говорится об их особенностях: некрасивые, рассеянные, с недочетами, торопливые etc .). Впрочем, в таком делении есть зерно здравого смысла: у каждой разновидности обнаруживается своя функция.

Так, например, сказки о времени — это такие пособия по тайм-менеджменту для самых маленьких. Детям не нужно разбивать свой рабочий день на сорок пять минут интенсивного труда и пятнадцать минут решения мелких задач. Им гораздо полезнее знать, что хорошее время можно складывать в копилку и пользоваться им, когда становится скучно; что можно потерять или найти целый век; что свое время можно дарить, но от этого его у тебя не станет меньше, а, наоборот, только прибавится. Но главное, о чем стоит знать детям и о чем Арджилли постоянно им сообщает: время совсем не трагично. Не нужно бояться того, что оно уходит: страх только парализует волю и сковывает движения; нужно просто принять это и получать максимум удовольствия.

«Свои часы Джанни выиграл в лотерее, купив билет всего за несколько евро. <...> Он сразу же заметил, что часы обладали необычным свойством: они управляли временем! <...> Но его власть над временем длилась недолго. Однажды часы остановились и ни за что не захотели идти дальше. Для Джанни это стало большим горем. <...> Немного утешило его то обстоятельство, что все часы в городе приостановили ход на шестьдесят секунд, почтив память коллеги минутой молчания».

При том что все разделы посвящены определенной тематике, каждая сказка Арджилли — повод проявить себя демиургом. Собственно, именно создание чего-то нового и автором и читателем — основная функция всех сказок. Поэтому самая естественная реакция на этот сборник — попытаться, подобно горе-изобретателю профессору Козимо, «издать звук, который не походил бы ни на один из знакомых вам», или постараться смешать «задумчивый зеленый» и «нерешительный красный», как это делал один художник.

«Это сказка о чем-то. А это что-то может быть чем угодно — всем, что тебе нравится или помогает твоей фантазии: сказка как раз про это что-то, о чем-то, что принадлежит только тебе и больше никому».

Поскольку вопросы творения — самые важные в книге, Арджилли то и дело возвращается к судьбе демиурга, рассматривая эту противоречивую фигуру со всех сторон. Творец у Арджилли вовсе не обязательно возвышенный и вдохновенный. Наоборот, это может быть завистливый и тщеславный тип, жаждущий славы и денег. Однако, даже описывая этих не всегда приятных существ, Арджилли доказывает свою точку зрения: созидание есть абсолютное благо, каждому доступное и каждому желанное. И потому астроном, мечтавший открыть новые галактики, но нарвавшийся на телескоп, который  спал по ночам и отказывался работать, становится знаменитым писателем-фантастом, рассказывающим про космические приключения. А синьор Голубини, которому никак не удавалось смешать краску от грусти, выясняет, что от грусти помогает простое человеческое общение.

Не нужно думать, что истории Арджилли карамельно-приторные, лубочные — про мир во всем мире и радости творчества. Даже самые добрые сказки со счастливым концом оставляют место для светлой грусти, которая всегда чрезвычайно продуктивна. Это грусть по несбыточному — по невозможности создать волшебные очки, которые превращали бы небоскребы в горы и леса; фотографировать музыку и лечить часы микстурами и массажем. Та самая грусть, которая юристов превращает в сказочников.

Марчелло Арджилли. Фантаст-окулист. М.: Гаятри/Livebook, 2011 Перевод с итальянского И. Константиновой

Мария Скаф



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери