
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Каменная матрёшка
Новая книга Ильи Бояшова — сатира на современность, притча об особенностях русской женственности и роман о России одновременно.
Илья Бояшов. Каменная баба. СПб.: Лимбус Пресс, 2011.
Новый роман Ильи Бояшова, напечатанный ранее в журнале «Октябрь», теперь издан в твёрдом переплёте. Бояшов, как обычно, объёмом читателя не пугает — в новоиспечённом произведении меньше 200 страниц. Что не умаляет его достоинств, особенно если учесть, что и получивший «Нацбест-2007» «Путь Мури», и вышедший в финал «Большой книги» «Белый тигр» тоже лишь немногим больше.
Всегда тяготевший одновременно к историчности и фантазийным сюжетам, Бояшов и теперь ухитряется сочетать эти два направления. Правда, не совсем так, как в «Конунге», где писатель работал аж со временами Рюрика. В «Каменной бабе» действие разворачивается в легко узнаваемой современности, а фантастическая составляющая проявляет себя в презабавной гиперболизации и эффектной кульминации.
Завязка сюжета — казалось бы, классическая история покорения провинциалкой столицы. Некая Машка Угарова, уродившаяся в печальной алкогольной глубинке, приезжает в Москву. Но с любовью и юмором описанная автором героиня — дама нетривиальная, так что действие развивается стремительно. Крепко сбитая, богатырской стати баба (курсив И. Бояшова. — А.Г.) начинает с подмосковных Химок, где работает крановщицей, но среди лимиты надолго не задерживается и скоренько подминает под себя древний город. При этом Машка поражает окружающих своим эпическим видом, сокрушительной энергией, поразительной любвеобильностью и совершенно непредсказуемым характером. Попытавшийся написать роман о любви Бояшов создал изумительный женский образ, синтезирующий в себе некрасовскую женщину, классическую бой-бабу и простую хабалку, но при этом с феноменальными, чуть ли не ведьминскими способностями.
С одной стороны, «Каменная баба» Бояшова — это сатира на сегодняшнюю реальность. Действие «маленького романа» разворачивается в Первопрестольной, и многие герои настолько явно списаны с прототипов, что обознаться невозможно. Сама же баба, известная по шлягеру «Глыба льда», ботфортам и балахонам, до двойничества походит на российскую эстрадную Примадонну. Кажется, здесь Бояшов даже перебарщивает с «опознавательными знаками».
С другой стороны, можно (и нужно) прочитывать «Каменную бабу» как комически и гиперболизированно разыгранную притчу о русской женщине, которая у Бояшова успевает быть одновременно в десяти разных местах, может и коня на полном скаку остановить (в данном случае это будет «лендкрузер»), и в горящую избу войти, и детей воспитывать, и в шоу-бизнесе заправлять, и на бирже играть, и с уголовниками дружить, и с Кремлём шашни строить, и… В общем, одна женщина столько вряд ли успеет, так что мы имеем дело скорее с архетипом. Архетип этот у автора стопроцентно сильнее мужской ипостаси, которая уже давно ничего впечатляющего собой не представляет.
Есть и ещё один вариант прочтения книги — как романа о России. К этому располагает как авторское послесловие, так и многочисленные отсылки внутри самого произведения. Например, Машка выстраивает отношения и с грузинским князем, и с чеченским гостем, и с заморскими господами (даже духовник у неё в покоях появляется) — чем не родная страна?
Текст Бояшова, несмотря на свой малый объём, интересен и многомерен. Можно спорить с провокативным утверждением автора, что настоящих мужчин уже не осталось, а каменная баба — как раз и есть настоящая русская женщина, но роман от спорности суждения менее увлекательным не становится. Думается, «Каменная баба» будет актуальна и тогда, когда сатирическая подоплёка перестанет быть столь очевидной. Тем более что кульминация сюжета выводит роман в мифологическое, связывая произведение не только с современностью, но и с эпическими, вневременными контекстами.
Александра Гуськова
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025