Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

Реинкарнация: способы употребления

Сборник «Перевоплощение: расследование» вышел в издательстве Albin Michel и рассказывает о европейском понимании учения о переселении душ/

Переселение душ. Мы встречаем его у древних греков (Платон) и ранних христиан (Ориген), друзов и иудеев. У друзов оно является общепринятым; среди иудеев его придерживаются главным образом каббалисты и хасиды.

Начнём со статистики: согласно данным парижского института CSA ( Conseil, Sondage et Analyse ), 24% французов верят в перерождение в новом теле (21% в целом по Европе).

Среди французских католиков-практикантов от 18 до 44 лет их количество ещё больше — 34%, а в категории 18—24 года доходит до 43%. Традиционно ассоциирующееся с Азией учение о перерождении стало, как выясняется, неотъемлемой частью западного духовного пейзажа.

Считать ли этот факт проявлением духа «мировой деревни» вроде повсеместной любви к су́ши, постмодернистским религиозным бриколажем «собери сам свою религию», или речь идёт о чём-то более глубоком?

Разобраться с этим взялись составители сборника «Перевоплощение: расследование», вышедшего недавно карманным изданием во французском «Альбин Мишель» ( Enquête sur la réincarnation. Sous la direction de Patrice Van Eersel. Paris : Albin Michel, 2009 ).

Перерождение, перевоплощение…

Дагпо Римпоче, первый лама, обосновавшийся во Франции после оккупации Тибета, создатель буддистского центра «Ганден Линг», так объясняет в своём интервью разницу между этими часто смешиваемыми понятиями: « Перерождение — явление обязательное, пока человек не достигнет просветления. Перевоплощение есть следствие выбора — выбора сделать всё для того, чтобы другие люди тоже достигли просветления ».

Но чтобы суметь помочь остальным, человек должен сам достичь состояния бодхисатвы, или просветлённого.

Разница эта, однако, часто ускользает от тех, кто мало знаком с буддизмом, — как и разница в отношении к самой идее перерождения на Востоке и современном Западе.

« Потомки, несомненно, будут смеяться над нашей эпохой, когда всё больше и больше людей на Западе принимают, и не без определённого энтузиазма, восточную веру в перерождение, — замечает Патрис Ван Еэрсель, — тогда как сами жители Востока видят в нём проклятие «.

Смысл этого проклятия — в повторяемости страданий, обусловленных дурной кармой, в неисчислимости перерождений, причём необязательно в человеческом теле, но и животном или растительном.

Для западных же сторонников учения о метемпсихозе оно часто представляет собой умственную возможность ускользнуть от загробной пустоты атеизма или избежать радикальности христианства с его верой в одну-единственную жизнь и последующий Страшный суд.

« Путаная надежда на постоянство эго », по выражению Матьё Рикара, доктора биологии и монаха, самого известного француза-буддиста, близкого Далай-ламе.

Проклятие повторения

Это поверхностное отношение не отменяет, однако, значительности другого факта: учение о перерождении и исторически, и географически выходит далеко за рамки буддизма и индуизма.

Мы встречаем его у древних греков (Платон) и ранних христиан (Ориген), друзов и иудеев. У друзов, живущих в Ливане, Сирии и Израиле, это учение является общепринятым; среди иудеев его придерживаются главным образом каббалисты и хасиды.

То, что отнюдь не все иудеи разделяют его, объясняется не сознательным отрицанием, а обыкновенным незнанием. Скрупулёзно регулирующий бытовую жизнь закон почти не касается вопроса загробного мира.

Как утверждает раввин Адин Штейнзальц, основатель Центра по изучению Талмуда и знаток Каббалы, учение о переселении душ является составной частью иудаизма, но « мало кто из иудеев в курсе этого учения, поскольку иудаизм установил немного связей с метафизическим вопросом: у нас нет описания ни рая, ни ада, и мы не думаем о том, что произойдёт после смерти. Вот почему среди иудеев редко встречаешь тех, кто знает о переселении душ ».

Вера в перерождение нередко связана с эффектом дежавю , странным ощущением, которое испытывает человек, попавший в новую ситуацию, но мучающийся глухими подозрениями, что всё это с ним уже происходило. Впрочем, не только подозрениями.

Один из столпов парапсихологии, профессор Университета штата Виргиния Иэн Стивенсон (1918—2007), зафиксировал около 3 тыс. случаев, когда люди, главным образом дети, утверждали, что помнят свои предыдущие существования, и подробно описывали их.

Второе рождение дежавю

Насколько можно доверять таким утверждениям?

Ещё одно заметное явление в американской психиатрии, движение «Восстановленная память» ( Recovered Memory Mouvement ), возникло на перекрёстке мистики нью-эйджа и фрейдистского учения о вытесненных воспоминаниях, приводящих к психическим нарушениям.

В арсенале адептов движения имеется целый ряд методов — гипноз, релаксация, свободная игра ассоциаций, ребёздинг , «первичный крик» и прочее, — призванных пробудить в человеке «внутреннего ребёнка».

Однако влияние, которое в данном случае может оказывать на пациента психиатр, приводит к весьма драматичным последствиям.

Одним из самых громких скандалов такого рода был судебный иск в 10 млн долларов, предъявленный в 1993 году Стивеном Куком архиепископу Чикагскому, кардиналу Джозефу Бернардину, якобы изнасиловавшему его в детстве.

Кук «вспомнил» об этом в ходе гипнотического транса, когда проходил «лечебный курс» у одной из филадельфийских «психотерапевток». Кавычки здесь более чем уместны — как выяснилось в ходе расследования, она не обладала никаким медицинским дипломом и единственным документом, подтверждавшим её компетентность, являлся сертификат, выданный нью-эйджевским гуру Джоном Роджером.

Доверенный заботам компетентного психолога Кук признал, что его «воспоминания» были на самом деле конфабуляциями , или галлюцинациями памяти, возникшими под влиянием наводящих вопросов его первого «врача».

В современной психиатрии синдром ложных воспоминаний часто связан с фантазмом инцеста.

Синдром стал настоящим массовым явлением: к числу «переживших инцест» ( Incest Survivors ) относят себя более миллиона американок, которые, иногда лишь через полвека, «вспоминают» о том, что были изнасилованы отцом.

Любопытная деталь: большинство из них белые женщины из привилегированной среды, обязательно посещающие психотерапевта. Разрушенные семьи, очернённые репутации, искалеченные жизни — чтобы противопоставить последствиям упомянутых выше методов подлинно научный подход, в 1992 году в США была создана организация «Синдром ложных воспоминаний» ( False Memory Syndrome Foundation ), члены которой, опытные психиатры, борются за пересмотр обвинений, выдвинутых своим родственникам жертвами «восстановителей памяти».

И всё-таки возможен ли более многосторонний ответ на вопрос о происхождении «воспоминаний из других жизней», ответ, примиряющий Восток и Запад, мистические интуиции и научный подход?

По мнению французского католического богослова отца Франсуа Брюна, для понимания этого феномена совсем не обязательно верить в перерождения. Многие современные учёные всё более склоняются к идее о том, что Вселенная устроена по принципу голограммы.

Любой составляющий её элемент содержит в себе информацию о космосе в целом. Вполне вероятно, считает отец Ф. Брюн, что таким образом каждый из людей хранит в себе память обо всём человечестве, его настоящем и прошлом, — память, пробуждающуюся в момент неожиданных происшествий, которые выбивают нас из привычной колеи восприятия мира.

Андрей Лебедев, Париж



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери