
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Божьи марионетки
Дина Рубина написала, возможно, лучший свой роман. «Синдром Петрушки»— остросюжетная история о живых куклах и кукольных людях.
Он — гениальный кукольник, артист от Бога, еще и кукольных дел мастер, создатель потешных до слез, неожиданных, трогательных кукол. Она — миниатюрная, кудрявая, волшебно гибкая, надломленная — им. Он влюбился в нее еще мальчиком, глядя, как она, настоящая куколка, спит в коляске, и даже похитил ее, надеясь наиграться дома. Но в тот раз девочку пришлось вернуть. А спустя годы он на ней женился и придумал один из самых успешных своих номеров, в котором она играет… куклу.
Это и есть главная ее роль в жизни — быть его куклой, самой любимой, желанной, но полностью от него зависимой.
Игра живого — мертвого, кукольного в человеке и человеческого в кукле, игра людей друг в друга — вот философский задник этого многомерного романа, окликающего и гофмановские «Необыкновенные страдания директора театра», и «Трех толстяков», и «Золотой ключик», и Шекспира, конечно. Страсти на этом фоне разыгрываются бурные — самоубийство, убийство, проигрыш жены в карты, воровство, жуткие семейные тайны. Рубина замешивает событийный раствор невероятной густоты — ослепительно-синее Мертвое море, крутые волжские спуски, улочки старого Львова, блекло-серый Берлин, игрушечная Прага, утопающая в мохнатой метели, эпохи, пронзительные семейные истории.
«Синдром Петрушки» — один из лучших романов Рубиной, все в нем совершенно: и архитектура, и лепка деталей, и его обитатели. Особенно Рубиной удаются описания предметов, запахов, звуков, форм, цвета. Фаянсовый старинный рукомойник, кружевные чугунные лестницы, изразцы печи, аромат кофе из львовской кавярни, хрипловатая песня старых немецких ходиков — вещный мир здесь точно живой, не говоря уже о тех, кто его населяет. Словом, Рубина уверенно вычерчивает линии и узоры любой сложности.
Но именно абсолютный профессионализм ее прозы взывает к еще большему совершенству. Однако едва Дина Рубина из мира вещей перемещается в мир ощущений и обобщений — твердый шаг ее пера ломается, перышко начинает прихрамывать, нырять в банальность, в слова, для произнесения которых не нужно быть хорошим писателем. Тут-то и появляются скрежещущие «тусклый чарующий запах инобытия», «прорехи в нездешний мир», «ощущение гибельной власти».
И на уровне символов вкус, не изменяющий Рубиной в описании вещного, вдруг просачивается сквозь чересчур тщательно продуманные конструкции. Лишь один пример. Главного героя, гения-кукольника, зовут Петя с понятной проекцией, много раз проговариваемой в романе, на балаганного двойника. И собака у Пети, как у Петрушки, есть. Тут бы и выдохнуть, остановиться. Однако еще и фамилия героя — Уксусов. Та же, что и у Петрушки площадного. С жесткостью слишком увлеченного своими идеями проповедника Дина Рубина ставит еще одну печать герою на лоб.
Пусть на этот раз писательнице удалось найти на редкость точное соответствие своей подчеркнутой артикуляции и пережиму — театр, балаган, даже эта метафора не спасает книгу от художественной прямолинейности.
Роман все равно получился глубоким, добротным. Прекрасным настолько, что теперь уже нет никаких сомнений: Дина Рубина вполне готова к тому, чтобы ее повествовательная поступь стала чуть легче и мягче.
Дина Рубина. Синдром Петрушки. М.: Эксмо, 2010
Додаткові матеріали
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025