Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
Завантажити

понимание того, каким образом устроено восприятие, является ключом к объяснению того, как зарождалось человеческое сознание и как оно работает. В течение длительного времени в физиологии господствовало представление о восприятии как о двухфазном процессе, включающем в себя передачу сигнала из внешнего мира и его обработку с целью воссоздания отражаемого объекта, в результате которой возникает более или менее адекватная модель действительности, что и позволяет живому существу ориентироваться и осуществлять свою жизнедеятельность в мире. Такое представление, восходящее своими истоками к картезианскому пониманию сознания и самосознания, по существу исходит из принципиальной отделённости субъективности, будь то субъективность животных либо субъективность человека, от реального мира и из представления о восприятии как процессе, опосредованном некими ментальными актами, ответственными за обработку чувственных данных. Наилучшей моделью такого понимания восприятия является метафора камеры обскуры или же представление о гомункулусе, взирающем на экран сознания. Такое понимание субъективности и сознания приводит ко всем тем многочисленным трудностям и парадоксам, с которыми столкнулась традиционная теория сознания, и, в конечном счёте, к невозможности создания достаточно убедительного представления о том, как и благодаря чему возникло сознание.
И только открытие непосредственной природы восприятия позволило наметить пути к решению вопроса о природе сознания. Этот подход к теории восприятия связан прежде всего с именем выдающегося американского ученого Дж.Гибсона. В дальнейшем изложении мы будем опираться на результаты его исследований и экспериментов. Внимательный читатель наверняка увидит достаточно много параллелей с идеями, разрабатывавшимися советскими учёными в рамках так называемой деятельностной парадигмы, но гибсоновский подход характеризуется одной особенностью, выгодно отличающей его от достаточно отвлечённых рассуждений, характерных для представителей деятельностной школы. Он базируется на опытных данных, полученных в результате проведения целой серии экспериментов в области зрительного восприятия человека. На них-то мы и построим своё дальнейшее изложение. Не утомляя читателя описанием многочисленных экспериментов, проведенных Дж.Гибсоном с целью изучения зрительного восприятия и приведших его к выводу о непосредственной природе последнего, скажем лишь, что теория Дж.Гибсона подтверждена на большом экспериментальном материале и вполне может рассматриваться как серьёзная альтернатива традиционным рационалистическим представлениям о восприятии. Дж.Гибсону удалось показать, что процесс восприятия окружающего мира происходит на границе субъективного и объективного миров и по сути сводится к резонансу психики живого существа с теми структурами окружающего мира, которые даются (открываются) ему в процессе жизнедеятельности в мире. В процессе такого резонанса происходит считывание информации о тех возможностях, которые скрыты в окружающем мире, и, соответственно, достигается реакция на эти возможности.
Если традиционные теории восприятия исходят из того, что процесс смотрения на окружающий человека мир опосредован светом, который воздействует на глаз и порождает у человека определённые ощущения, при этом предполагается, что ничего кроме чувств человеку не дано и он именно посредством чувств, в данном случае чувства зрения, узнаёт, каков окружающий его мир. Понятно, что чувства не в состоянии передать все нюансы окружающего мира, например его объёмность (трёхмерность), между тем человек воспринимает мир объёмным образом. Отсюда делался тот вывод, что ощущения с необходимостью должны подвергаться некоторой обработке в психике живых существ, обработке, устраняющей изначальное несовершенство восприятия. Дж.Гибсон отказывается от этой идеи и разрабатывает новый подход к восприятию. Отказываясь от идеи чувственного стимула, воздействующего на органы чувств, Дж.Гибсон приходит к концепту объемлющего светового строя, содержащего в себе определённую информацию об окружающем живое существо мире, информацию, непосредственно доступную восприятию и не требующую никакой дополнительной обработки перед её использованием. Согласно Дж.Гибсону, восприятие – это активный процесс, осуществляемый не отдельным органом чувств, а перцептивной системой – совокупностью анатомических органов, например «глаз – голова – тело» (при смотрении), приспособленной для извлечения информации об окружающем мире из светового объемлющего живое существо модально специфического потока (при смотрении речь идёт о световом потоке). Окружающий мир – это жизненный мир воспринимающего живого существа, предполагающий его (существа) изначальную встроенность в этот мир, в процессе восприятия наблюдатель перемещается и воздействует на картину мира (этот эффект Дж.Гибсон называет зрительной кинестезией). Это воздействие принципиально отличается от тех эффектов, которые вызываются другими движущимися объектами, что и позволяет живому существу постоянно

Останні події

27.08.2025|18:44
Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
25.08.2025|17:49
У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
25.08.2025|17:39
Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
23.08.2025|18:25
В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
20.08.2025|19:33
«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
19.08.2025|13:29
Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
18.08.2025|19:27
Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
18.08.2025|19:05
У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
18.08.2025|18:56
Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
18.08.2025|18:51
На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»


Партнери