Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- ДружбаВалентина Романюк
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
понимание того, каким образом устроено восприятие, является ключом к объяснению того, как зарождалось человеческое сознание и как оно работает. В течение длительного времени в физиологии господствовало представление о восприятии как о двухфазном процессе, включающем в себя передачу сигнала из внешнего мира и его обработку с целью воссоздания отражаемого объекта, в результате которой возникает более или менее адекватная модель действительности, что и позволяет живому существу ориентироваться и осуществлять свою жизнедеятельность в мире. Такое представление, восходящее своими истоками к картезианскому пониманию сознания и самосознания, по существу исходит из принципиальной отделённости субъективности, будь то субъективность животных либо субъективность человека, от реального мира и из представления о восприятии как процессе, опосредованном некими ментальными актами, ответственными за обработку чувственных данных. Наилучшей моделью такого понимания восприятия является метафора камеры обскуры или же представление о гомункулусе, взирающем на экран сознания. Такое понимание субъективности и сознания приводит ко всем тем многочисленным трудностям и парадоксам, с которыми столкнулась традиционная теория сознания, и, в конечном счёте, к невозможности создания достаточно убедительного представления о том, как и благодаря чему возникло сознание.
И только открытие непосредственной природы восприятия позволило наметить пути к решению вопроса о природе сознания. Этот подход к теории восприятия связан прежде всего с именем выдающегося американского ученого Дж.Гибсона. В дальнейшем изложении мы будем опираться на результаты его исследований и экспериментов. Внимательный читатель наверняка увидит достаточно много параллелей с идеями, разрабатывавшимися советскими учёными в рамках так называемой деятельностной парадигмы, но гибсоновский подход характеризуется одной особенностью, выгодно отличающей его от достаточно отвлечённых рассуждений, характерных для представителей деятельностной школы. Он базируется на опытных данных, полученных в результате проведения целой серии экспериментов в области зрительного восприятия человека. На них-то мы и построим своё дальнейшее изложение. Не утомляя читателя описанием многочисленных экспериментов, проведенных Дж.Гибсоном с целью изучения зрительного восприятия и приведших его к выводу о непосредственной природе последнего, скажем лишь, что теория Дж.Гибсона подтверждена на большом экспериментальном материале и вполне может рассматриваться как серьёзная альтернатива традиционным рационалистическим представлениям о восприятии. Дж.Гибсону удалось показать, что процесс восприятия окружающего мира происходит на границе субъективного и объективного миров и по сути сводится к резонансу психики живого существа с теми структурами окружающего мира, которые даются (открываются) ему в процессе жизнедеятельности в мире. В процессе такого резонанса происходит считывание информации о тех возможностях, которые скрыты в окружающем мире, и, соответственно, достигается реакция на эти возможности.
Если традиционные теории восприятия исходят из того, что процесс смотрения на окружающий человека мир опосредован светом, который воздействует на глаз и порождает у человека определённые ощущения, при этом предполагается, что ничего кроме чувств человеку не дано и он именно посредством чувств, в данном случае чувства зрения, узнаёт, каков окружающий его мир. Понятно, что чувства не в состоянии передать все нюансы окружающего мира, например его объёмность (трёхмерность), между тем человек воспринимает мир объёмным образом. Отсюда делался тот вывод, что ощущения с необходимостью должны подвергаться некоторой обработке в психике живых существ, обработке, устраняющей изначальное несовершенство восприятия. Дж.Гибсон отказывается от этой идеи и разрабатывает новый подход к восприятию. Отказываясь от идеи чувственного стимула, воздействующего на органы чувств, Дж.Гибсон приходит к концепту объемлющего светового строя, содержащего в себе определённую информацию об окружающем живое существо мире, информацию, непосредственно доступную восприятию и не требующую никакой дополнительной обработки перед её использованием. Согласно Дж.Гибсону, восприятие – это активный процесс, осуществляемый не отдельным органом чувств, а перцептивной системой – совокупностью анатомических органов, например «глаз – голова – тело» (при смотрении), приспособленной для извлечения информации об окружающем мире из светового объемлющего живое существо модально специфического потока (при смотрении речь идёт о световом потоке). Окружающий мир – это жизненный мир воспринимающего живого существа, предполагающий его (существа) изначальную встроенность в этот мир, в процессе восприятия наблюдатель перемещается и воздействует на картину мира (этот эффект Дж.Гибсон называет зрительной кинестезией). Это воздействие принципиально отличается от тех эффектов, которые вызываются другими движущимися объектами, что и позволяет живому существу постоянно
Останні події
- 24.11.2025|14:50Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики