Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

LET ME GОOKEAN ELZY
Конвертуй світлосутність поезії в душах...Микола Істин
де я тебе розлив...Сергій Осока
"Рейвах" (уривок з роману)Фредерік Верно
Стільки людей поховано у пустелі...Олег Короташ
Можеш забрати в мене трохи страху?Сергій Жадан
Далі стоятимеш там, де завжди і була...Катерина Калитко
Після снігуОксана Куценко
Спочатку поет жив в життєпросторі світла...Микола Істин
Буде час, коли ти...Сергій Жадан
Буде злива початку світу, і підніметься Рось...Катерина Калитко
І не вистачить сонця, аби все освітитиСергій Жадан
отак прокинутися від вибуху...Павло Коробчук
посеред ночі під час важкого кашлю...Анатолій Дністровий
з міста, якого немає, не доходять новини...Галина Крук
Велика годинникова стрілкаСергій Жадан
Вечірня школаДмитро Лазуткін
Оповита сном (THE SLEEPER)Едгар По
Нас не вчили жити в такому, і ми вчимося, як можемо...Катерина Калитко
Чужими піснями отруєна даль не навіки...Ігор Павлюк
Візерунки на склі. То від подиху нашого...Мар´яна Савка
Святи Йордан водою не вогнем...Мар´яна Савка
Така імла - поміж дощем і снігом...Мар´яна Савка
Він переїхав в Бучу в середині березня 2021...Максим Кривцов
Приймаю цю осінь внутрішньовенно...Сергій Кривцов
Скільки б я не старався виїхав по-сірому...Максим Кривцов
Падає ліс падає людина падає осінь...Сергій Кривцов
Зайшов до друга додому...Сергій Кривцов
Коли запропонують витягти соломинку памʼятіСергій Кривцов
Змійка дороги вигинається...Сергій Кривцов
Як же мріється нині про ваші нудні біографії...Максим Кривцов
Втрати...Сергій Кривцов
В прифронтовому місті...Сергій Кривцов
Завантажити
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 »

Леонид СОЛОНЬКО




АПОФАТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ,
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ,
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ






Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире
сводятся в конечном итоге к тому,
чтобы научить нас не бояться смерти.
М.Монтень

ПРЕДИСЛОВИЕ

Человеческая история демонстрирует непрерывный рост человеческой суверенности. Изолированный человеческий индивид, преследующий свои частичные цели, всё в большей и большей степени становится основным действующим лицом исторической драмы. Несмотря на то, что степень индивидуализма, свойственная человеку, разнится от культуры к культуре, это всё же различия в рамках континуума индивидуации, а не какие-либо качественно различные состояния человеческой природы. Соответственно, характеристика современного человека как индивида по преимуществу будет достаточно корректной. Излишне говорить о том, что общественные системы, построенные на индивидуальном принципе, весьма эффективны и обладают значительным потенциалом роста. Вместе с тем и у них есть свои узкие места. Бесперебойное функционирование таких систем предполагает решение двух важнейших проблем. Во-первых, проблемы обеспечения индивида доступом к тому, что в современной литературе именуется опытом бытия, нуминозным опытом, опытом священного, ответственного за трансцендентное измерение человека. Этот опыт, будучи по своему происхождению продуктом недеятельностной активности человека, противостоит базовым интуициям деятельностного мировосприятия, соответственно его рецепция предполагает выработку сложной системы увязки бытийных интуиций с реалиями деятельностного существования человека. Ещё одна проблема – это проблема горизонта объективности, другими словами, проблема очерчивания того пространства человеческой активности, где может быть реализована субъект-объектная диспозиция, свойственная человеческой деятельности. Нет сомнения, что это пространство не совпадает со всем объёмом жизненного мира человека, а занимает лишь его часть, и его выделение и приуготовление требует от человека известных усилий, заключающихся в сознательном отказе от использования тех непосредственных форм мировосприятия, которые даются ему «естественным» образом, и замене их на далеко не очевидное допущение об отдельности человека и мира. Подобное представление неверно по своей сути и, соответственно, может служить основой человеческого самоопределения только на территории, защищённой от непокорных стихий реальности. Такой территорией может быть только территория, уже подвластная человеку. Соответственно, развитие человеческой деятельности, а именно она исходит из разделённости человека и мира в качестве собственной предпосылки, возможно только за счёт использования тех регионов и ресурсов действительности, которые уже были освоены человеком на додеятельностных этапах его истории. Однако ресурсы эти не бесконечны и деятельность рано или поздно их исчерпывает.
История человека деятельностного демонстрирует нам, каким образом происходило разрешение перечисленных выше проблем. Так, ослабление механизмов, ответственных за трансляцию всеобщих (трансцендентных) измерений человеческой природы на уровень индивида, приводило к таким компенсаторным перестройкам в организации человеческой деятельности, которые вызывали усиление связи человеческого индивида с опытом священного и стабилизацию человеческой деятельности. Мы можем выделить как минимум четыре этапа адаптации, через которые прошла человеческая деятельность на пути взаимодействия с бытийным опытом.
Первый из них приходится на период становления мифологии как некой специализированной формы активности, отличной от повседневной жизни древнего человека; второй связан с процессами, происходившими в осевое время, характеризующееся активизацией индивидуального измерения человеческой активности, что потребовало трансформации традиционных древних форм мифологической религиозности, возникших бессознательным органическим образом на заре человеческой истории и просуществовавших вплоть до античных времён, в личностные религии, соответствующие новым реалиям человеческого существования.
Третий этап приходится на эпоху Средневековья и связан с дальнейшими попытками рефлексивного приручения трансцендентного измерения человеческого мира. Одним из проявлений этого процесса стала средневековая схоластика.
И, наконец, четвёртый этап реализуется в Новое время. Именно с ним связана грандиозная попытка рационалистической ассимиляции всего объёма человеческой духовности. В основе этого усилия лежало представление о пропозициональном исчисляющем мышлении как о высшей форме сознательной активности человека, способной и должной заменить все остальные формы духа на пути человека к реальности. Предполагалось, что все без исключения формы духовной активности должны подвергнуться рациональной трансформации и превратиться в науки. Так, на место религии и всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 »


Партнери