Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
Леонид СОЛОНЬКО
АПОФАТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ,
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ,
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире
сводятся в конечном итоге к тому,
чтобы научить нас не бояться смерти.
М.Монтень
ПРЕДИСЛОВИЕ
Человеческая история демонстрирует непрерывный рост человеческой суверенности. Изолированный человеческий индивид, преследующий свои частичные цели, всё в большей и большей степени становится основным действующим лицом исторической драмы. Несмотря на то, что степень индивидуализма, свойственная человеку, разнится от культуры к культуре, это всё же различия в рамках континуума индивидуации, а не какие-либо качественно различные состояния человеческой природы. Соответственно, характеристика современного человека как индивида по преимуществу будет достаточно корректной. Излишне говорить о том, что общественные системы, построенные на индивидуальном принципе, весьма эффективны и обладают значительным потенциалом роста. Вместе с тем и у них есть свои узкие места. Бесперебойное функционирование таких систем предполагает решение двух важнейших проблем. Во-первых, проблемы обеспечения индивида доступом к тому, что в современной литературе именуется опытом бытия, нуминозным опытом, опытом священного, ответственного за трансцендентное измерение человека. Этот опыт, будучи по своему происхождению продуктом недеятельностной активности человека, противостоит базовым интуициям деятельностного мировосприятия, соответственно его рецепция предполагает выработку сложной системы увязки бытийных интуиций с реалиями деятельностного существования человека. Ещё одна проблема – это проблема горизонта объективности, другими словами, проблема очерчивания того пространства человеческой активности, где может быть реализована субъект-объектная диспозиция, свойственная человеческой деятельности. Нет сомнения, что это пространство не совпадает со всем объёмом жизненного мира человека, а занимает лишь его часть, и его выделение и приуготовление требует от человека известных усилий, заключающихся в сознательном отказе от использования тех непосредственных форм мировосприятия, которые даются ему «естественным» образом, и замене их на далеко не очевидное допущение об отдельности человека и мира. Подобное представление неверно по своей сути и, соответственно, может служить основой человеческого самоопределения только на территории, защищённой от непокорных стихий реальности. Такой территорией может быть только территория, уже подвластная человеку. Соответственно, развитие человеческой деятельности, а именно она исходит из разделённости человека и мира в качестве собственной предпосылки, возможно только за счёт использования тех регионов и ресурсов действительности, которые уже были освоены человеком на додеятельностных этапах его истории. Однако ресурсы эти не бесконечны и деятельность рано или поздно их исчерпывает.
История человека деятельностного демонстрирует нам, каким образом происходило разрешение перечисленных выше проблем. Так, ослабление механизмов, ответственных за трансляцию всеобщих (трансцендентных) измерений человеческой природы на уровень индивида, приводило к таким компенсаторным перестройкам в организации человеческой деятельности, которые вызывали усиление связи человеческого индивида с опытом священного и стабилизацию человеческой деятельности. Мы можем выделить как минимум четыре этапа адаптации, через которые прошла человеческая деятельность на пути взаимодействия с бытийным опытом.
Первый из них приходится на период становления мифологии как некой специализированной формы активности, отличной от повседневной жизни древнего человека; второй связан с процессами, происходившими в осевое время, характеризующееся активизацией индивидуального измерения человеческой активности, что потребовало трансформации традиционных древних форм мифологической религиозности, возникших бессознательным органическим образом на заре человеческой истории и просуществовавших вплоть до античных времён, в личностные религии, соответствующие новым реалиям человеческого существования.
Третий этап приходится на эпоху Средневековья и связан с дальнейшими попытками рефлексивного приручения трансцендентного измерения человеческого мира. Одним из проявлений этого процесса стала средневековая схоластика.
И, наконец, четвёртый этап реализуется в Новое время. Именно с ним связана грандиозная попытка рационалистической ассимиляции всего объёма человеческой духовности. В основе этого усилия лежало представление о пропозициональном исчисляющем мышлении как о высшей форме сознательной активности человека, способной и должной заменить все остальные формы духа на пути человека к реальности. Предполагалось, что все без исключения формы духовной активности должны подвергнуться рациональной трансформации и превратиться в науки. Так, на место религии и всего
Останні події
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
- 29.10.2025|18:12В Ужгороді започаткували щорічні зустрічі із лауреатами міської премії імені Петра Скунця