
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
космический порядок таков, что все вещи безупречно действуют вместе во благо всех и каждого; видел, что основополагающим принципом мира, или всех миров, является то, что мы называем любовью, а счастье каждому и всем – в конечном счете – абсолютно обеспечено.
Видение продлилось несколько секунд и ушло, но память о нём и о смысле реальности, который был в нём преподан, осталась у меня на четверть века, которые протекли с того времени»10.
Цитаты можно множить, но в этом нет необходимости, любой заинтересованный читатель легко сможет убедиться в том, что люди, которым удалось пережить достаточно полный пиковый, он же мистический, он же бытийный, опыт, освобождаются от давления экзистенциальных проблем, и прежде всего от проблемы страха смерти. Все те вопросы, которые в соответствии с экзистенциальной традицией рассматриваются как неизбежные и неразрешимые спутники человеческой жизни, для просветлённых не существенны. Эти проблемы не только теряют статус первостепенной важности, что характерно для психики, подчинённой личностной субперсоналии, но и не выглядят как роковые и неразрешимые препятствия на пути человека к счастью, более того, в отчётах о пиковых состояниях человека мы не находим даже упоминания об этих проблемах, что само по себе является достаточно убедительным доказательством их неактуальности для субъекта пикового состояния. И только впоследствии, по мере выхода из этого состояния, человек осознаёт, что этот опыт перевёл его в новый план существования, свободный от страхов, и наполнил его существование чувством счастья, и осознание этого придаёт ему силы для жизни в обыденном мире.
Итак, обычная человеческая жизнь сопровождается целым рядом неразрешимых мировоззренческих проблем, отравляющих повседневное человеческое существование, вместе с тем мы утверждаем, что возможен и другой модус жизневосприятия, при котором эти проблемы перед человеком даже не встают. Существует множество свидетельств того, что люди, пережившие определённый опыт, радикально меняют своё отношение к жизни и освобождаются от тех экзистенциальных проблем, которые сопровождают обыденную жизнь человека. Содержательной доминантой этого опыта является восприятие священной природы реальности, единство с которой дарует человеку освобождение от экзистенциальных проблем. Этот опыт известен как опыт просветления в буддизме, как опыт благодати в христианстве, как нуминозный опыт в религиеведении, как пиковые переживания в психологии и, наконец, как опыт бытийствования в философии, но, несмотря на множество названий, используемых для обозначения этого опыта, все они указывают на одно и то же явление, суть которого сводится к переживанию человеком священной природы реальности. Термин «бытийный опыт» станет для нас основным при обозначении этого феномена, что, впрочем, не исключает использования и других терминов из описанного выше синонимического ряда. В качестве же оправдания нашего предпочтения мы можем сослаться на авторитетную традицию, связывающую мистические интуиции с бытийным измерением человеческого существования. Наконец, нельзя не сослаться на сакраментальное самоопределение бога «Я есмь Сущий», фактически означающее, что Бог есть бытие. Если это так, то ссылки на бытийный характер пиковых переживаний означают, что субъект бытийного опыта тем либо иным образом связан с Абсолютом, а именно на эту связь как главное в бытийном опыте указывают все пережившие его люди, и если это так, то термин «бытийный опыт» удачно подчеркивает его существенную особенность. Заметим попутно, что бытийный опыт изучался не только в культурологии, психологии, но и в психофизиологии и смежных с ней областях психологии, там он известен под именем «изменённые состояния сознания».
Итак, объектом нашего дальнейшего интереса будет бытийный опыт и всё, что с ним связано.
Попробуем описать основные особенности бытийного опыта, дадим его, так сказать, феноменологию с тем, чтобы впоследствии приступить к изучению его глубинных механизмов.
Прежде всего отметим, что бытийный опыт опирается на правое полушарие человеческого мозга. Как известно, это полушарие оперирует в основном целостными образами, правополушарное мышление синтетично, интуитивно. Если левое полушарие воспринимает мир фрагментарно, по кирпичикам, и лишь затем, на основе этих кирпичиков, слагает общую картину, то правое изначально ориентировано на целостное восприятие мира. Если язык левого полушария – логика, то язык правого полушария – это метафора, невыразимый словами язык образов (зрительных, слуховых, кинестетических). Правое полушарие отвечает за подсознательную и сверхсознательную активность11. Синестезийный характер бытийного опыта означает, что его протекание сопровождается активацией всех модальностей восприятия, переживая этот опыт, человек одновременно слышит, видит, обоняет, чувствует на кинестетическом уровне значение тех интуиций, которые даны ему в опыте.
Характеризуя образный компонент бытийного опыта, мы должны выделить несколько уровней
Останні події
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію