
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
цели в действительность посредством деятельности. Речь идёт не просто об использовании определённых, не биологических по своей сути форм активности или же об использовании орудий с целью достижения определённых результатов. Всё это мы уже наблюдали и у животных. Человек же в процессе деятельности сам продуцирует свои цели, как правило, непосредственно не связанные с биологическими детерминантами, находит способы их достижения и, наконец, воплощает их в жизнь. Эта активность принципиально отличается от деятельностноподобной активности животных прежде всего тем, что впервые в истории жизни на земле вид «передал» часть своих сущностных функций индивиду. До возникновения деятельности индивиды были своего рода расходным материалом для вида, который при их помощи за их спиной бытийствовал в мире. Основным принципом такого бытийствования был принцип естественного отбора с опорой на случайные мутации. Соответственно, единственным «субъектом» жизни был вид. Ситуация кардинально изменилась с возникновением деятельности. С этого момента вид как субъект делегирует часть своих полномочий индивиду, который начинает принимать активное участие в процессе бытийствования, постепенно всё больше и больше перетягивая одеяло на себя. Наряду с естественным отбором начинает действовать механизм «виртуального» отбора вариантов поведения, механизм, в основе которого лежит процесс субъективного моделирования действительности и предварительного отбора вариантов поведения на основе этой субъективной модели. Именно эта полисубъективность, утрата видом монополии на продуцирование «квазиразумных», адекватных форм организации жизни и является сущностной особенностью эпохи человеческой деятельности. Возникновение деятельности как особой формы человеческой активности связано с развитием труда. Труд характеризуется изготовлением и использованием орудий труда, что, в свою очередь, предполагает систему разделения труда, развитие речи в качестве основного средства передачи опыта трудовой деятельности, развитую систему целеполагания, планирования, контроля, наличие технологических и трудовых алгоритмов и т.д. Развитие труда привело к взрывообразному развитию человеческого сознания, причём развитию в направлении, отличающемся от того, которое было характерным для него в предыдущие эпохи. Новое сознание использовало алгоритмы трудовой активности в качестве своей основы. Труд предполагает последовательное развёртывание во времени совокупности взаимосвязанных актов, субъективным аналогом этого процесса является пропозициональное, базирующееся на языке, исчисляющее сознание, основывающееся на высокоавтоматизированной системе коммуникативных кодов, последовательный отбор которых приводит к требуемому результату. Такая форма сознания обеспечивает устойчивость получаемых при его помощи результатов, его относительную независимость от интеллектуального уровня «пользователя» (хорошей иллюстрацией этого утверждения является ситуация с теоремой Пифагора, использование которой совсем не предполагает затраты тех же усилий, которые выпали на долю её создателя), возможность передачи опыта и алгоритмов трудовой деятельности от одного человека к другому при помощи языковых средств. Разумеется, это сознание отличается от того, которое использовалось людьми в процессе творчества при создании новых орудий и технологий, но оно весьма удобно для обеспечения труда на всех последующих фазах его существования. В содержательном плане новое сознание отличается прежде всего своей нацеленностью на отдельность человека и мира, субъект труда мыслит себя в качестве активного начала, завоёвывающего противостоящий ему мир. Оно строится на принципе от частного к общему, в то время как бытийное сознание – от общего к частному. Лежащая в основе деятельности установка на отдельность (противопоставленность) человека и мира привела к кардинальной трансформации всей системы человеческой субъективности, на место синкретических форм самоопределения человека пришло мировоззрение – умозрительная модель мира, предполагающая процедуры соотнесения своего содержания с реальностью и заменившая собой непосредственное восприятие смыслов, характерное для бытийного сознания. В процессе деятельности человек углубляется в тело реальности, с тем чтобы найти там скрытые от непосредственного восприятия механизмы, движущие реальностью, и использует эти механизмы для подчинения и изменения мира. Субъективным коррелятом такой деятельностной отстранённости есть появление умозрительных форм субъективной активности. Если раньше процесс концептирования был непосредственно слит с процессом жизни, носителем смыслов выступал жизненный мир человека, включающий в себя и его самого, но не в качестве выделенной привилегированной точки смыслотворения, а в качестве одной из равноправных позиций внутри самого мира, сознательность (разумность) была объективирована и во многом неподвластна произвольному контролю, то деятельность с её ориентацией на автономное существование индивида на основе целеполагающей активности, на
=ADDITIVE?>Останні події
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію