
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
цели в действительность посредством деятельности. Речь идёт не просто об использовании определённых, не биологических по своей сути форм активности или же об использовании орудий с целью достижения определённых результатов. Всё это мы уже наблюдали и у животных. Человек же в процессе деятельности сам продуцирует свои цели, как правило, непосредственно не связанные с биологическими детерминантами, находит способы их достижения и, наконец, воплощает их в жизнь. Эта активность принципиально отличается от деятельностноподобной активности животных прежде всего тем, что впервые в истории жизни на земле вид «передал» часть своих сущностных функций индивиду. До возникновения деятельности индивиды были своего рода расходным материалом для вида, который при их помощи за их спиной бытийствовал в мире. Основным принципом такого бытийствования был принцип естественного отбора с опорой на случайные мутации. Соответственно, единственным «субъектом» жизни был вид. Ситуация кардинально изменилась с возникновением деятельности. С этого момента вид как субъект делегирует часть своих полномочий индивиду, который начинает принимать активное участие в процессе бытийствования, постепенно всё больше и больше перетягивая одеяло на себя. Наряду с естественным отбором начинает действовать механизм «виртуального» отбора вариантов поведения, механизм, в основе которого лежит процесс субъективного моделирования действительности и предварительного отбора вариантов поведения на основе этой субъективной модели. Именно эта полисубъективность, утрата видом монополии на продуцирование «квазиразумных», адекватных форм организации жизни и является сущностной особенностью эпохи человеческой деятельности. Возникновение деятельности как особой формы человеческой активности связано с развитием труда. Труд характеризуется изготовлением и использованием орудий труда, что, в свою очередь, предполагает систему разделения труда, развитие речи в качестве основного средства передачи опыта трудовой деятельности, развитую систему целеполагания, планирования, контроля, наличие технологических и трудовых алгоритмов и т.д. Развитие труда привело к взрывообразному развитию человеческого сознания, причём развитию в направлении, отличающемся от того, которое было характерным для него в предыдущие эпохи. Новое сознание использовало алгоритмы трудовой активности в качестве своей основы. Труд предполагает последовательное развёртывание во времени совокупности взаимосвязанных актов, субъективным аналогом этого процесса является пропозициональное, базирующееся на языке, исчисляющее сознание, основывающееся на высокоавтоматизированной системе коммуникативных кодов, последовательный отбор которых приводит к требуемому результату. Такая форма сознания обеспечивает устойчивость получаемых при его помощи результатов, его относительную независимость от интеллектуального уровня «пользователя» (хорошей иллюстрацией этого утверждения является ситуация с теоремой Пифагора, использование которой совсем не предполагает затраты тех же усилий, которые выпали на долю её создателя), возможность передачи опыта и алгоритмов трудовой деятельности от одного человека к другому при помощи языковых средств. Разумеется, это сознание отличается от того, которое использовалось людьми в процессе творчества при создании новых орудий и технологий, но оно весьма удобно для обеспечения труда на всех последующих фазах его существования. В содержательном плане новое сознание отличается прежде всего своей нацеленностью на отдельность человека и мира, субъект труда мыслит себя в качестве активного начала, завоёвывающего противостоящий ему мир. Оно строится на принципе от частного к общему, в то время как бытийное сознание – от общего к частному. Лежащая в основе деятельности установка на отдельность (противопоставленность) человека и мира привела к кардинальной трансформации всей системы человеческой субъективности, на место синкретических форм самоопределения человека пришло мировоззрение – умозрительная модель мира, предполагающая процедуры соотнесения своего содержания с реальностью и заменившая собой непосредственное восприятие смыслов, характерное для бытийного сознания. В процессе деятельности человек углубляется в тело реальности, с тем чтобы найти там скрытые от непосредственного восприятия механизмы, движущие реальностью, и использует эти механизмы для подчинения и изменения мира. Субъективным коррелятом такой деятельностной отстранённости есть появление умозрительных форм субъективной активности. Если раньше процесс концептирования был непосредственно слит с процессом жизни, носителем смыслов выступал жизненный мир человека, включающий в себя и его самого, но не в качестве выделенной привилегированной точки смыслотворения, а в качестве одной из равноправных позиций внутри самого мира, сознательность (разумность) была объективирована и во многом неподвластна произвольному контролю, то деятельность с её ориентацией на автономное существование индивида на основе целеполагающей активности, на
=ADDITIVE?>Останні події
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
- 16.06.2025|23:44Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
- 16.06.2025|16:24«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
- 12.06.2025|12:16«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
- 07.06.2025|14:54Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям
- 03.06.2025|06:51Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» покажуть на кінофестивалі Docudays UA