Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

богов», следует рассматривать именно в этом ключе, и центральным в нём является не утверждение о том, что мир полон богов и первоосновой сущего есть вода, а то, что эти выводы получены в результате умозрительных усилий деятельностного разума, направленного на область, которая ранее была вотчиной мифологического созерцания.
Первые философы утверждают приоритет естественных объяснений космоса на основе наблюдений и рассуждений перед лицом традиционного созерцания. Читатель может возразить, что созерцание является одной из центральных познавательных способностей у того же Платона. Наш ответ весьма прост. Следует различать умозрительное созерцание философов, основанное на специальных процедурах, предполагающих отрешение от непосредственности человеческого восприятия, и созерцание, лежащее в основе мифологического сознания и основанное на опыте человеческого восприятия. В этом же ключе находится установка на то, что природу следует объяснять исходя из понятий самой природы, а не из чего-то такого, что лежит заведомо за её пределами, и скорее в безличных терминах, чем посредством божественных олицетворений. Стоящее за этой установкой видение свидетельствует о том, что человек той эпохи перестаёт ощущать своё непосредственное единство с миром как самоочевидный факт и что мир всё более и более теряет вид огромного живого существа, понимание которого предполагает прежде всего знание смыслов, а не причин. Вселенная, управляемая антропоморфными божествами, начала уступать место такому миру, источником и сущностью которого является природная первоматерия – такая, как вода, воздух или огонь. Со временем эти элементы перестанут наделять божественностью и одушевлять, их начнут рассматривать как чисто материальные единства, чьё механическое движение вызвано случаем или слепой необходимостью. Однако уже тогда зарождались зачатки эмпирически-натуралистического подхода. И по мере того, как независимое мышление набирало всё большую силу, верховная власть старых богов ослабевала.
Следующим заметным шагом в становлении философии (или, что то же самое, в развитии деятельностной интерпретации мифологического сознания) стало учение Парменида, открыто заявившего о приоритете логического перед эмпирическим. Согласно Пармениду, истина не открывается непосредственно в процессе созерцания космоса, а добывается при помощи логического умозрительного усилия. По его словам, благодаря божественному откровению он нашёл путь к дедуктивной логике; и она была беспрецедентна по своей строгости. Ионийцы, стремясь к простоте в объяснениях природы, утверждали, что мир – это единое, ставшее многим. Парменид же, вступая в борьбу с языком и с логикой, показывал, что для вещи «быть» чем-либо уже означает, что она не может стать тем, чем она не является, ибо о том, что «не есть», вообще нельзя сказать, что оно существует. Подобным образом он доказывал, что «то, что есть» («сущее»), не может ни появляться, ни исчезать, ибо нечто не может появиться из ничего или в ничто обратиться, раз «ничто» вообще не может существовать. Вещи не могут быть такими, какими они являются чувствам: столь знакомый нам мир – переменчивый, подвижный, множественный – должно быть, просто «мнение», ибо, следуя логической необходимости, подлинное бытие неизменно и едино; наиболее важным оказалось утверждение Парменида о том, что роль независимого и верховного судьи относительно действительности принадлежит человеческому разуму. Ибо всё, что реально, – интеллигибельно, то есть является предметом умственного восприятия, а не физического ощущения. Этот вывод свидетельствовал о том, что античные философы в полной мере осознали отличие и специфику того духовного инструментария, который давал им опыт человеческой деятельности, и начали им активно пользоваться, отказываясь от прежнего (построенного на непосредственном созерцании) мифологического способа освоения мира.
Другой особенностью нового видения стало отделение человека от природы. И, как следствие, поиск причин происходящего стал более важным, чем понимание мотивов происходящего. Установка на объяснение природы из самой себя характерна для Эмпедокла, Анаксагора, атомистов. Атомизм, например, окончательно отверг те мифологические реликты, которые ещё сохранялись у ранних философов в их самоодушевлённой субстанции: единственная причина хаотического движения атомов – пустота, атомы же целиком материальны и лишены какого-либо божественного порядка или цели. Те тенденции и подходы, которые разрабатывали первые философы, получили дальнейшее развитие и в полной мере проявились в эпоху расцвета греческой философии у её выдающихся представителей Платона и Аристотеля. Их философские системы сознательно и систематически развивают все возможности деятельностного сознания. Они последовательно проводят идею о месте умозрения в постижении истинной природы бытия. Знаменитая Платонова притча о пещере иллюстрирует мысль о том, что человек может познать действительность только за счёт обращения к познавательным способностям своего

Останні події

20.05.2025|11:40
Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
16.05.2025|15:50
«Танго для трьох»: він, вона і кґб
15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
14.05.2025|10:05
Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
14.05.2025|09:57
«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
09.05.2025|12:40
У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
09.05.2025|12:34
Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки


Партнери