Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
Завантажити

разума, а никак не за счёт созерцания непосредственных данностей восприятия, ибо они (эти данности) вводят человека в заблуждение и отвращают его взор от вечных истин. То же относится и к представлению о верховном божестве – демиурге, весьма отличном от традиционных богов мифологии. Идея единого божества – трансцендентного деятеля, творящего мир с определённой, им же поставленной целью, радикально отличается от представления о древних подвластных судьбе богах. Воплощая в себе представление о деятельности как источнике всего сущего, демиург легитимизировал и придавал необходимую универсальность деятельностному пониманию действительности.
Весьма показательно в этом отношении аристотелевское понимание места и роли божества в мире. По его мнению, верховное совершенное Бытие, представляющее собой Чистую Форму, – это, иными словами, Бог. Это абсолютное Бытие, постулированное скорее логической необходимостью, нежели религиозной убежденностью, которое и является Первопричиной Вселенной. Вместе с тем это Бытие всецело погружено в самое себя, ибо какая бы то ни было направленность на физическую природу означала бы нарушение его совершенной самодостаточности и вовлекала бы его в поток потенциальностей. Будучи совершенной действительностью, Неподвижный Двигатель находится в состоянии вечной и ничем не нарушаемой деятельности: это не процесс борьбы – kinesis, сопровождающий движение от потенциального к актуальному, но деятельность, которой дано наслаждаться вечно, – energeia, возможная лишь в состоянии окончательного осуществления формы. Для верховной Формы такой деятельностью является мысль: вечное созерцание собственного бытия, не подвластного изменениям и не причастного к несовершенствам физического мира, который уже в силу существования высшей Формы испытывает потребность в реализации собственной формы. Таким образом, Бог Аристотеля – это чистый Разум, не включающий материальные элементы. Его деятельность во всей своей полноте сводится к вечному самосознанию. Характерно то, что у Аристотеля бог – это прежде всего деятель. Аристотель отстаивает представление о мышлении как об исчислении по преимуществу, разработанное им логическое учение позволяло использовать язык в качестве некоторой автоматизированной формы решения ряда познавательных проблем. Очевидно, что такое понимание человеческого разума полностью находится в русле деятельностной парадигмы. Можно до бесконечности множить примеры, подтверждающие мысль о том, что становление античной философии означало по сути проникновение деятельностного сознания в сферу, ранее всецело принадлежавшую мифологическому взгляду на мир. Однако остаётся неясным, каким образом достигалось такое проникновение, каковы, так сказать, те формальные механизмы, которые позволяли осуществлять деятельностную переработку и интерпретацию мифологического сознания.
Прежде всего отметим, что речь не идёт о простом изменении содержания одним и тем же типом «мышления», одинаково успешно применяемым и к мифологическому содержанию и к содержанию деятельностному. Это не так. В действительности это два различных способа духовной активности, строящиеся на различных принципах и использующие различные механизмы. Деятельность предполагает пошаговое, дискретное разворачивание процесса во времени, искомый результат проявляется как сумма простых шагов. В соответствии с этим же принципом строится деятельностное сознание. В его основе лежит принцип дискретного моделирования, предполагающий (по умолчанию), что любое сколь угодно сложное явление может быть представлено как сумма простых, связанных между собой причинно-следственными отношениями и легко познаваемых фактов, интеграция которых даёт необходимый познавательный результат. Это мышление осуществляется как некое исчисление и опирается в первую очередь на язык как базовый носитель его алгоритмов и поле развёртывания. Язык, его структура и устройство задают ту предельную парадигму, через которую реальность открывается для деятельностного сознания. Не случайно Аристотель, изучая наиболее базовые структуры такого мышления, обращается именно к языку, в котором он открывает и исследует основные характеристики категорий деятельностного мышления. Деятельностное мышление – это прежде всего умозрительная активность с определёнными понятиями, активность, предполагающая контроль и сознательное оперирование кодами, его местоположение (если можно так выразиться) – это прежде всего голова. В отличие от этого дискретного подхода, мифологическое сознание объективно и целостно, стихией его протекания являются не слова, а синестезийные образы, возникающие при восприятии внешнего мира, переживаемые человеком сразу во всех модальностях восприятия, причём эти образы неподвластны сознательному контролю со стороны человека и их характер задаётся индивиду как бы со стороны высших сил. Образы эти физиогномичны, антропоморфны и связаны между собой смыслами, а не причинно-следственной связью. Если дискретное мышление разворачивается во времени и его результат

Останні події

25.08.2025|17:49
У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
25.08.2025|17:39
Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
23.08.2025|18:25
В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
20.08.2025|19:33
«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
19.08.2025|13:29
Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
18.08.2025|19:27
Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
18.08.2025|19:05
У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
18.08.2025|18:56
Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
18.08.2025|18:51
На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»
17.08.2025|11:36
«Книжка року’2025». ЛІДЕРИ ЛІТА. Номінація «ВІЗИТІВКА»


Партнери