Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Лілі МарленСергій Жадан
так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
Завантажити

(например, в споре об Эросе в «Пире») не столько как нейтральный предмет бесстрастного рационального созерцания, сколько как трансцендентные сущности, которые, будучи непосредственно познаны просветлённым философом, пробуждают ответное эмоциональное напряжение и даже мистический восторг. «Философ» означает буквально «любитель мудрости», потому он подходит к своей интеллектуальной задаче как к романтическому поиску вселенского смысла. Природа представлялась Платону не только эпической и рациональной, но также и эстетической реальностью. Добро, Истина и Красота объединялись в Верховный творческий принцип, одновременно утверждающий нравственность, надёжность разума и эстетическую чуткость. Будучи наиболее доступной из форм, воспринимаемой даже посредством физического зрения, Красота открывает человеку существование других форм, побуждая философа к блаженному созерцанию и познанию Истины и Добра. Потому Платон и утверждал, что философом может стать только человек с темпераментом любовника. Философ должен быть внутренне готов отдаться высочайшей форме Эроса – вселенской страсти, ищущей восстановления былого единства с божественным началом и слияния с ним. Нечто подобное мы находим и у Аристотеля, который, несмотря на всю присущую ему трезвость мысли, всё же признавал существование высших, лежащих в основе философии, начал, схватываемых посредством созерцания и интуиции.
Отметим, кстати, что различные подходы к трактовке природы общих сущностей у Аристотеля и Платона обусловлены не столько различной логикой, сколько различными способами их представления. Для Платона идеи – это нечто непосредственно созерцаемое, данное человеку объективно наряду с миром вещей, а для Аристотеля общее – результат не созерцания, а умозрения, открывающего их (идей) природу путём анализа неких общих свойств доступной восприятию действительности, соответственно идеи рассматриваются как продукты обобщения и абстрагирования, а не как объективные гипостазированные сущности и, соответственно, Аристотель не страдает проблемой соотнесения мира идей с миром вещей. Это обстоятельство является хорошей иллюстрацией процесса вытеснения мифологического концептирования из ткани античной философии. Эти два мыслителя – практически современники, но мыслят при помощи разных средств. У Платона мы имеем дело с амальгамой мифологического и деятельностного, в то время как Аристотель по преимуществу рассуждает о философии, оставляя непосредственному созерцанию высших сущностей лишь абсолютно необходимое в его системе место, хорошо понимая всю двусмысленность складывающейся ситуации.
Развитие человеческой деятельности, переход от «инстинктивного труда» к сознательной целесообразной деятельности поставили на повестку дня два вопроса. Первый – это мотивация человеческой деятельности, которая в силу её опосредованного характера требовала от человека концентрации на таких типах активности, которые не были непосредственно связаны с основными витальными потребностями человека, и, соответственно, перед человеком встала необходимость бытийной переинтерпретации деятельности, что приводило к бытийному камуфлированию частичных деятельностных актов и, как следствие, мотивировало человека к продолжению деятельности. Второй вопрос, который приходилось решать человеку той эпохи, – это вопрос поддержания доступа к бытийному опыту. Дело в том, что развитие деятельности и её несомненное значение в деле человеческого утверждения в мире приводили к доминированию деятельностного измерения в системе человеческой активности и, в тенденции, к господству деятельностного начала в сознании. Ситуация усугублялась ещё и тем обстоятельством, что деятельностное сознание и бытийное сознание строились на разных механизмах – соответственно дискурсивно-аналитическом и синтетически-метафорическом, потому и опиралось оно в своём функционировании на различные (находящиеся в конкурентном отношении) психофизиологические субстраты. Это обстоятельство означало, что тенденция к конкуренции между деятельностным и бытийным не могла быть снята без выработки специальных механизмов их взаимодействия, то есть механизмов, обеспечивающих такое взаимодействие между бытийным и деятельностным началами, при котором развитие деятельности не приводило бы к подавлению бытийной активности и утрате доступа к бытийному опыту, выступающему энергетическим и мотивационным арсеналом для человека.
Сложно опосредованный характер человеческой деятельности приводит к тому, что непосредственные мотивы участников деятельности часто не совпадают с целями самой деятельности. Для участника деятельности существуют две реальности, одна из них связана с его частичными функциями в качестве агента деятельности, другая же представляет всеобщий аспект человеческой деятельности. Согласование их между собой становится одной из важных задач деятельностно ориентированной идеологии. Например, та же охота превращается в сложно организованную и специализированную деятельность, для большинства её участников весьма далёкую от

Останні події

04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
03.11.2025|10:28
Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
02.11.2025|09:55
У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
30.10.2025|12:41
Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
30.10.2025|12:32
Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
30.10.2025|12:18
Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
30.10.2025|12:15
«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
29.10.2025|18:12
В Ужгороді започаткували щорічні зустрічі із лауреатами міської премії імені Петра Скунця


Партнери