
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
различные, как правило невидимые аспекты, мира. Во время ритуала изменяется отношение индивида к миру. Уоллес, в частности, говорит о «ритуальной реорганизации опыта», виде научения, который упрощает для индивида мир: сложный мир опыта трансформируется в организованный мир символов. В то же время здесь также есть трансформация индивида, который приобретает новое понимание, или, говоря словами Уоллеса, «новую когнитивную структуру» и новую трансформированную идентичность»17.
Достигаемое таким образом разрешение жизненных проблем человека позволяет ему существовать в новом изменившемся мире. Но ритуалы не могут сосуществовать с повседневной жизненной активностью человека; для того чтобы они могли проводиться, их участники должны выпадать из мира повседневности, что предполагает серьёзную социальную регуляцию со стороны общества, находящего время и дающего санкцию на проведение ритуалов. Первоначально создаются определённого рода резервации для воссоздания и сохранения того типа человеческой активности, которая вызывает бытийные переживания. Подобное сохранение предполагает не столько буквальное воспроизведение самой активности, сколько выделение, закрепление и воспроизведение в виде ритуала тех компонентов архаической активности, которые вызывали у человека состояния, ответственные за переживания бытийного опыта. Выделяются определённые группы лиц, практикующих ритуалы на постоянной основе и приобщающих к нему других членов сообщества. Ритуалам сопутствуют определённые дискурсивные системы, призванные связывать ритуальную практику с той либо иной социальной действительностью. Такие системы называются мифами. Эта система производства бытийного опыта существует и эффективно функционирует достаточно длительное время.
Развитие человеческой деятельности прошло через несколько основных этапов, одним из таких этапов явилась неолитическая революция, знаменовавшая переход человека от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В соответствии с изменением характера деятельности изменились и ритуалы. Ритуалы в охотничьих обществах ориентированы на мужчин как основных агентов охоты, они поддерживают их уверенность в собственных силах и поощряют инициативность. Ритуалы охотничьих обществ направлены на вызывание у их участников определённых видений, призванных вселять в человека уверенность в том, что он находится под покровительством высших сил, оберегающих его от опасности и помогающих в достижении жизненных целей. Эти видения носят личный характер и как таковые инкорпорированы в самосознание человека. Для достижения таких видений используются различные техники изменения состояний сознания, это могут быть и психоактивные вещества, и аскетические практики.
Главным остаётся то, что человек участвует в этом ритуале как активная и ответственная личность со способностью к сознательному сопереживанию происходящего с ним в процессе ритуала. Переход к производящему хозяйству неолитического типа предъявляет к человеку совсем другие требования. Здесь необходима не столько инициативность, сколько дисциплинированность и способность к выполнению длительной, однообразной и утомительной работы. Соответственно новый ритуал предполагает не столько поощрение инициативности, сколько создание условий для длительного существования в условиях стресса и готовности к бесконечному терпению и повиновению. Эта цель достигается при помощи временного отключения человеческого самосознания и снятия накопившегося напряжения за счёт спазматической активности участников ритуала в трансе одержимости.
Разотождествление с «личностной» субперсоналией открывает возможности для создания коротких, но терапевтически весьма значимых периодов снятия запретов для одержимых духами участников ритуалов. За счёт такого снятия достигается канализация копящейся в обществе деструктивной энергии и, как результат, повышается его жизнестойкость. Описанные выше типы ритуалов дошли до наших дней и доступны наблюдению этнографов и антропологов. Ниже мы приводим обширную цитату из авторитетного исследования, посвящённого данному вопросу: «...транс более вероятно обнаруживается в слабо иерархизированных, относительно простых обществах, зависящих в своём жизнеобеспечении главным образом от охоты, собирательства и рыболовства; транс испытывается преимущественно мужчинами. Он может вызываться через смирение и изоляцию – как в поисках видений, где транс является частью посвящения в мужчины. Или он может вызываться галлюциногенами. По меньшей мере в некоторых случаях, как показала Сискинд, он может быть связан с социальной структурой, основанной на матрилокальном проживании, когда мужчины живут среди чужаков. Это напоминает нам гипотезу д’Андраде о том, что практика использования снов для поиска и управления сверхъестественной силой связана с мужским страхом перед необходимостью остаться одному и требованием быть независимым и полагаться на свои собственные силы. Если мы сопоставим эту группу особенностей с особенностями, связанными с трансом
Останні події
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію