Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- ДружбаВалентина Романюк
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
различные, как правило невидимые аспекты, мира. Во время ритуала изменяется отношение индивида к миру. Уоллес, в частности, говорит о «ритуальной реорганизации опыта», виде научения, который упрощает для индивида мир: сложный мир опыта трансформируется в организованный мир символов. В то же время здесь также есть трансформация индивида, который приобретает новое понимание, или, говоря словами Уоллеса, «новую когнитивную структуру» и новую трансформированную идентичность»17.
Достигаемое таким образом разрешение жизненных проблем человека позволяет ему существовать в новом изменившемся мире. Но ритуалы не могут сосуществовать с повседневной жизненной активностью человека; для того чтобы они могли проводиться, их участники должны выпадать из мира повседневности, что предполагает серьёзную социальную регуляцию со стороны общества, находящего время и дающего санкцию на проведение ритуалов. Первоначально создаются определённого рода резервации для воссоздания и сохранения того типа человеческой активности, которая вызывает бытийные переживания. Подобное сохранение предполагает не столько буквальное воспроизведение самой активности, сколько выделение, закрепление и воспроизведение в виде ритуала тех компонентов архаической активности, которые вызывали у человека состояния, ответственные за переживания бытийного опыта. Выделяются определённые группы лиц, практикующих ритуалы на постоянной основе и приобщающих к нему других членов сообщества. Ритуалам сопутствуют определённые дискурсивные системы, призванные связывать ритуальную практику с той либо иной социальной действительностью. Такие системы называются мифами. Эта система производства бытийного опыта существует и эффективно функционирует достаточно длительное время.
Развитие человеческой деятельности прошло через несколько основных этапов, одним из таких этапов явилась неолитическая революция, знаменовавшая переход человека от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В соответствии с изменением характера деятельности изменились и ритуалы. Ритуалы в охотничьих обществах ориентированы на мужчин как основных агентов охоты, они поддерживают их уверенность в собственных силах и поощряют инициативность. Ритуалы охотничьих обществ направлены на вызывание у их участников определённых видений, призванных вселять в человека уверенность в том, что он находится под покровительством высших сил, оберегающих его от опасности и помогающих в достижении жизненных целей. Эти видения носят личный характер и как таковые инкорпорированы в самосознание человека. Для достижения таких видений используются различные техники изменения состояний сознания, это могут быть и психоактивные вещества, и аскетические практики.
Главным остаётся то, что человек участвует в этом ритуале как активная и ответственная личность со способностью к сознательному сопереживанию происходящего с ним в процессе ритуала. Переход к производящему хозяйству неолитического типа предъявляет к человеку совсем другие требования. Здесь необходима не столько инициативность, сколько дисциплинированность и способность к выполнению длительной, однообразной и утомительной работы. Соответственно новый ритуал предполагает не столько поощрение инициативности, сколько создание условий для длительного существования в условиях стресса и готовности к бесконечному терпению и повиновению. Эта цель достигается при помощи временного отключения человеческого самосознания и снятия накопившегося напряжения за счёт спазматической активности участников ритуала в трансе одержимости.
Разотождествление с «личностной» субперсоналией открывает возможности для создания коротких, но терапевтически весьма значимых периодов снятия запретов для одержимых духами участников ритуалов. За счёт такого снятия достигается канализация копящейся в обществе деструктивной энергии и, как результат, повышается его жизнестойкость. Описанные выше типы ритуалов дошли до наших дней и доступны наблюдению этнографов и антропологов. Ниже мы приводим обширную цитату из авторитетного исследования, посвящённого данному вопросу: «...транс более вероятно обнаруживается в слабо иерархизированных, относительно простых обществах, зависящих в своём жизнеобеспечении главным образом от охоты, собирательства и рыболовства; транс испытывается преимущественно мужчинами. Он может вызываться через смирение и изоляцию – как в поисках видений, где транс является частью посвящения в мужчины. Или он может вызываться галлюциногенами. По меньшей мере в некоторых случаях, как показала Сискинд, он может быть связан с социальной структурой, основанной на матрилокальном проживании, когда мужчины живут среди чужаков. Это напоминает нам гипотезу д’Андраде о том, что практика использования снов для поиска и управления сверхъестественной силой связана с мужским страхом перед необходимостью остаться одному и требованием быть независимым и полагаться на свои собственные силы. Если мы сопоставим эту группу особенностей с особенностями, связанными с трансом
Останні події
- 24.11.2025|14:50Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики