Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

«личностную» интерпретацию традиционного опыта священного не подлежит сомнению.
Результатом такой интерпретации стало рождение великих личностных религий – христианства, буддизма, ислама. С момента их появления была достигнута известная гармония между индивидуальным деятельностным измерением человека и его внедеятельностной составляющей. Подобная относительная стабилизация продолжалась на протяжении достаточно длительного периода.
Осевое время характеризуется повсеместным ощущением недееспособности традиционных мифо-ритуальных практик и попытками их переосмысления через призму человеческой индивидуальности. Усложнение и усиление деятельностной составляющей человеческой активности приводит к дальнейшему отделению сакрального от профанного. Всё большая субъективная чувствительность к деятельностным алгоритмам оборачивается повсеместной нечувствительностью к сакральному началу и выведению последнего за рамки реальности. Возможность реализации целей сакрального откладывается до лучших времён и в особом мире. Происходит чёткое разделение на мир естественный и мир сверхъестественный. Последний, назовём его согласно многовековой традиции горним (именно там, наверху, как наименее доступной человеку части мира, и располагался мир сверхъестественного), задавал человеку представление о неких сакральных образцах, к которым должен стремиться профанный мир. Это различение между должным и действительным явилось новым этапом в развитии деятельностной рефлексии. Постоянная оценка на соответствие мира деятельности неким сакральным образцам послужила мощным импульсом к развитию целого веера рефлексивных процедур.
За этой рефлексивной активностью стояло представление о том, что достижение контакта со всё более удаляющимся миром сакрального возможно через следование неким образцам, задаваемым миром сакрального, причём сами эти образцы были ориентированы на условия человеческого существования в деятельностном мире. Это косвенным образом свидетельствует о той дистанции между сакральным и профанным, которая сложилась к тому времени. Если мифо-ритуальный период характеризовался доступностью, пусть и в отдельные моменты времени, сакрального измерения, то на этом этапе истории сакральное становилось почти исключительно областью умозрения, а не реального индивидуального опыта. Нам могут возразить, указав на распространённость в указанное время различных мистериальных практик, ставящих своей целью достижение бытийного опыта. На самом деле факт популярности этих движений как раз и свидетельствует о недоступности сакрального измерения большинству людей той эпохи. То, что ранее было доступно многим, сейчас становится, да и то не гарантированно, доступным лишь небольшой группе религиозных виртуозов, прибегающих к специальной технической и идеологической активности, являющейся результатом рефлексии над традиционными мифо-ритуальными комплексами.
Итак, осевое время демонстрирует повсеместное стремление индивидов к переживанию чувства священного, тоску по божественному измерению бытия, тягу к богоискательству и одновременно осознание драматической, практически непреодолимой дистанции между сакральным и профанным. Соответственно основным пафосом мировоззренческой рефлексии выступает поиск путей воссоединения с сакральным. На этом пути воспроизводится практически весь спектр возможных решений, развитых в последующие эпохи. Это и создание сугубо рациональных по своему духу философских систем спасения (не случайно это время великих философов), и создание новых форм религиозности, в основе которых лежит личностная интерпретация опыта священного (христианство, буддизм, ислам). Как бы там ни было, эпоха осевого времени дала человеку достаточно надёжный механизм связи деятельностного и сакрального начал, механизм, который просуществовал в неизменном виде практически до эпохи Нового времени. В основу этого механизма был положен принцип деятельностной интерпретации бытийного опыта.
Новое время демонстрирует существенно иную картину. Этот период характеризуется качественным скачком в развитии рефлексивного начала. Суть данного скачка сводится к доминированию «объективистских» тенденций в рефлексии над субъективно-мотивационной рефлексией прежних эпох. Причина этого сдвига коренится в особенностях человеческой деятельности эпохи Нового времени, в развитии машинного производства и связанных с ним успехами в овладении миром. И, как следствие, в подъёме значения научного взгляда на мир.
Не вдаваясь в детальный обзор особенностей Нового времени (эта тема широко освещена во множестве работ), выделим только то, что непосредственно касается темы нашего исследования.
Впервые с начала периода деятельностного отношения к миру объективистская рефлексия, в основе которой лежало представление о существовании неких объективных законов, управляющих миром и человеком, открытие и следование которым соответствует интересам человека, обрела абсолютное первенство перед традиционной субъективистской рефлексией, рассматривающей мир

Останні події

29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
06.04.2025|20:35
Збагнути «незбагненну незбагнеж»


Партнери