
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
«личностную» интерпретацию традиционного опыта священного не подлежит сомнению.
Результатом такой интерпретации стало рождение великих личностных религий – христианства, буддизма, ислама. С момента их появления была достигнута известная гармония между индивидуальным деятельностным измерением человека и его внедеятельностной составляющей. Подобная относительная стабилизация продолжалась на протяжении достаточно длительного периода.
Осевое время характеризуется повсеместным ощущением недееспособности традиционных мифо-ритуальных практик и попытками их переосмысления через призму человеческой индивидуальности. Усложнение и усиление деятельностной составляющей человеческой активности приводит к дальнейшему отделению сакрального от профанного. Всё большая субъективная чувствительность к деятельностным алгоритмам оборачивается повсеместной нечувствительностью к сакральному началу и выведению последнего за рамки реальности. Возможность реализации целей сакрального откладывается до лучших времён и в особом мире. Происходит чёткое разделение на мир естественный и мир сверхъестественный. Последний, назовём его согласно многовековой традиции горним (именно там, наверху, как наименее доступной человеку части мира, и располагался мир сверхъестественного), задавал человеку представление о неких сакральных образцах, к которым должен стремиться профанный мир. Это различение между должным и действительным явилось новым этапом в развитии деятельностной рефлексии. Постоянная оценка на соответствие мира деятельности неким сакральным образцам послужила мощным импульсом к развитию целого веера рефлексивных процедур.
За этой рефлексивной активностью стояло представление о том, что достижение контакта со всё более удаляющимся миром сакрального возможно через следование неким образцам, задаваемым миром сакрального, причём сами эти образцы были ориентированы на условия человеческого существования в деятельностном мире. Это косвенным образом свидетельствует о той дистанции между сакральным и профанным, которая сложилась к тому времени. Если мифо-ритуальный период характеризовался доступностью, пусть и в отдельные моменты времени, сакрального измерения, то на этом этапе истории сакральное становилось почти исключительно областью умозрения, а не реального индивидуального опыта. Нам могут возразить, указав на распространённость в указанное время различных мистериальных практик, ставящих своей целью достижение бытийного опыта. На самом деле факт популярности этих движений как раз и свидетельствует о недоступности сакрального измерения большинству людей той эпохи. То, что ранее было доступно многим, сейчас становится, да и то не гарантированно, доступным лишь небольшой группе религиозных виртуозов, прибегающих к специальной технической и идеологической активности, являющейся результатом рефлексии над традиционными мифо-ритуальными комплексами.
Итак, осевое время демонстрирует повсеместное стремление индивидов к переживанию чувства священного, тоску по божественному измерению бытия, тягу к богоискательству и одновременно осознание драматической, практически непреодолимой дистанции между сакральным и профанным. Соответственно основным пафосом мировоззренческой рефлексии выступает поиск путей воссоединения с сакральным. На этом пути воспроизводится практически весь спектр возможных решений, развитых в последующие эпохи. Это и создание сугубо рациональных по своему духу философских систем спасения (не случайно это время великих философов), и создание новых форм религиозности, в основе которых лежит личностная интерпретация опыта священного (христианство, буддизм, ислам). Как бы там ни было, эпоха осевого времени дала человеку достаточно надёжный механизм связи деятельностного и сакрального начал, механизм, который просуществовал в неизменном виде практически до эпохи Нового времени. В основу этого механизма был положен принцип деятельностной интерпретации бытийного опыта.
Новое время демонстрирует существенно иную картину. Этот период характеризуется качественным скачком в развитии рефлексивного начала. Суть данного скачка сводится к доминированию «объективистских» тенденций в рефлексии над субъективно-мотивационной рефлексией прежних эпох. Причина этого сдвига коренится в особенностях человеческой деятельности эпохи Нового времени, в развитии машинного производства и связанных с ним успехами в овладении миром. И, как следствие, в подъёме значения научного взгляда на мир.
Не вдаваясь в детальный обзор особенностей Нового времени (эта тема широко освещена во множестве работ), выделим только то, что непосредственно касается темы нашего исследования.
Впервые с начала периода деятельностного отношения к миру объективистская рефлексия, в основе которой лежало представление о существовании неких объективных законов, управляющих миром и человеком, открытие и следование которым соответствует интересам человека, обрела абсолютное первенство перед традиционной субъективистской рефлексией, рассматривающей мир
Останні події
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
- 16.06.2025|23:44Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
- 16.06.2025|16:24«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
- 12.06.2025|12:16«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
- 07.06.2025|14:54Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям
- 03.06.2025|06:51Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» покажуть на кінофестивалі Docudays UA