Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

одержимости, то обнаружим поразительные различия. Напомним, что транс одержимости скорее всего встречается в более сложных обществах, в большей степени зависящих от земледелия или от сочетания земледелия и скотоводства. Также более вероятно, что эти общества имеют социальное разделение и более сложные политические структуры. Такие общества, как предположила Гринбаум, наиболее вероятно являются жёсткими. Как мы видели, у зулу (как и в таких упомянутых ранее группах, как сомали и малайя) женщины оставляют свои родные семьи, чтобы жить среди чужаков. В таком случае мы не можем ожидать, что в этих обществах мужчины будут испытывать тревогу от того, чтобы остаться одному. Здесь угрозам чуждого социального окружения подвергаются женщины. Однако, вернувшись к данным Барри, Чайлда и Бекона (1959), мы увидим, что в этих обществах люди, и в особенности женщины, воспитываются скорее в духе уступчивости, послушания, надёжности и заботливости о младших и слабых, чем независимыми и полагающимися на собственные силы. Они не будут искать помощи духов для укрепления собственных сил, чтобы быть способными иметь дело с враждебной группой. Вместо этого они призывают могущественных, властных духов действовать вместо них. Возможно, наименее уступчивая, наиболее упрямая из женщин, для которой адаптация к своим новым условиям жизни наиболее трудна, может больше других нуждаться в механизме бегства, обеспечивающем культы транса одержимости. Заметим, что тогда как североамериканские поиски видений (в тех обществах, где они существуют) обязательны для всех молодых людей, культы транса одержимости всегда существуют для меньшинства. Каждый тип изменённого состояния сознания по-разному вскрывает источники стресса в этих разных типах обществ»18.
Однако ритуал не будет работать, если те образы и интуиции, которые он порождает у своих субъектов, не будут вписаны в конкретный социальный контекст. Это не значит, что бытийный опыт не имеет собственного содержания и безразличен к тем интерпретациям, которые его сопровождают. Содержание у бытийного опыта есть, но это достаточно простое и абстрактное содержание, возникающее в результате метафорического использования матриц человеческого восприятия. Будучи направленным на удостоверение факта человеческого бытия в мире, бытийный опыт в любом случае оказывает свое благотворное воздействие на человека, но, будучи вписанным в определённый социальный контекст, он существенно усиливается. Усиление это возникает за счёт концентрации и фокусировки энергии бытийного опыта в точках, наиболее значимых для той либо иной культуры. Здесь уместна метафора рефлектора, концентрирующего свет в одном, наиболее значимом направлении. Вписывание бытийного опыта в контекст человеческой деятельности осуществляется за счёт моделирования его содержания логико-дискурсивными средствами, в данном случае посредством мифа. Подобная пропозициональная модель бытийного опыта становится совместимой с пространством деятельностной субъективности, бытийные феномены получают дополнительную деятельностную интерпретацию и вписываются в социальный контекст. Благодаря деятельностной интерпретации бытийный опыт продолжает действовать на человека не только во время ритуальных сессий, но и в обычной жизни, усиливая деятельностную мотивацию и сам усиливаясь ею. При этом мифология, сопровождающая трансовый опыт охотников, существенно отличается от мифологии обществ, в основе которых лежит производящее хозяйство. Вот что по этому поводу пишет исследовательница: «Вызванные наркотиками фантазии американских индейцев связаны со сложными трансцендентными мифологическими и космологическими системами, тогда как мифическая «сфера» культов африканских женщин гораздо более ограничена. Рассмотрим сначала эти более ограниченные схемы. В обществах, где практикуется транс одержимости, ритуальное поведение включает в себя проигрывание определённых мифических сюжетов. Транс одержимости вскрывает характерные особенности духов: они в значительной степени антропоморфны, часто духами являются предки. Тогда они в некотором смысле являются частью группы людей, увеличивая её во времени и пространстве. Их требования представляют собой требования могущественных людей: послушание, еда и секс. Как и могущественные вожди или главы семейств, они наказывают непокорных»19.
Мифы американских индейцев являются значительно более сложными, ибо они рассматривают нормальную бодрствующую жизнь как явно «фальшивую» или «ложную». Для них «реальный» мир – это мир сверхъестественный, и в него можно войти, используя галлюциногены. До какой степени конструкция этого «реального» мира может быть объяснена на основании типичных реакций на определённые наркотики? Это интересный вопрос, ответ на который существует сегодня лишь в зачаточной форме. Иногда подчёркивают необходимость провести различие между психофизиологическими константами в образовании галлюцинаций вследствие употребления определённых наркотиков и константами в символическом содержании галлюцинаций. Например,

Останні події

24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
06.04.2025|20:35
Збагнути «незбагненну незбагнеж»
05.04.2025|10:06
Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
05.04.2025|10:01
Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
05.04.2025|09:56
Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію


Партнери