Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
траектории – точках, связанных со смертью индивида. Именно поэтому мифо-ритуальное подкрепление человеческого существования в первую очередь (исторически и логически) было направлено на решение вопроса индивидуальной смертности. В дальнейшем, по мере развития человеческой деятельности, расширялся и объём мифо-ритуального корпуса, призванного компенсировать всё большее отпадение человека от додеятельностного единства с миром. На наш взгляд, акцент на «идее» синкретизма, столь сильный в системе мифологического концептирования, свидетельствует как раз об ослаблении реального единства человека и мира и попытках его поддержания за счёт мифо-ритуального комплекса. Вот почему попытка искать реальное, подлинное единство человека и мира в глубине мифо-ритуального сознания малопродуктивна. Ритуал и тем более миф выходят на сцену уже тогда, когда это единство изрядно подорвано человеческой деятельностью. Тем не менее по сравнению с последующими этапами развития деятельности мифо-ритуальный период выглядит весьма «синкретично». Но и в течение данного периода происходили процессы адаптации бытийной активности к тем изменениям, которые имели место в жизни человека под воздействием человеческой деятельности.
Можно предположить, что на самых ранних этапах человеческой истории не существовало каких-либо институциональных способов организации и контроля бытийного опыта, он протекал более-менее естественно и был доступен каждому индивиду в необходимых ему объёмах. Видимо, повседневная человеческая активность была основным источником бытийных переживаний, бытийная и инструментальная модальности человеческой жизни – неотделимы друг от друга, органически сосуществовали и по сути были не чем иным, как различными измерениями единой реальности.
Такое естественное сосуществование бытийного и прагматического (инструментального) модусов человеческой жизни было возможным благодаря тому обстоятельству, что человеческая активность носила инстинктивный, полуживотный характер и не вступала в конфликт с теми механизмами, которые лежали в основе бытийного опыта. То обстоятельство, что наиболее архаические формы человеческой активности сопровождаются мощными бытийными переживаниями, объясняет всем известный факт ритуальной регрессии, заключающийся в том, что в ритуале воспроизводятся архаические формы жизнедеятельности, обладающие способностью вызывать бытийные переживания. Такое воспроизведение сначала достигается за счёт буквального, а со временем символического повторения наиболее древних форм человеческой активности, отсюда столь часто встречающиеся в ритуалах отсылки к неким запретным в настоящее время практикам (каннибализм, оргии).
Однако со временем человеческая жизнь усложнилась, возник труд со свойственной ему «неестественной» системой организации, потребовавшей от человека развития более опосредованных форм духовной активности, следствием этого стало то, что бытийный опыт перестал воспроизводиться непосредственно в процессе повседневной жизнедеятельности. Но человек по-прежнему нуждался в нём, и перед ним встала задача по созданию и регуляции специализированных форм деятельности, направленных на то, чтобы производить и распределять внутри общества бытийный опыт. Если первый, «естественный», органический этап продуцирования бытийного опыта относился к самому раннему периоду человеческой истории, практически не оставил следов в культуре и о нём можно судить только на основании косвенных свидетельств и соображений, то этап превращения бытийствования в специализированную форму деятельности запечатлен в артефактах, исторических документах и даже доступен этнографическому изучению.
Исследования показывают, что ослабление человеческой способности к непосредственному переживанию бытийного опыта компенсировалось посредством ритуалов и разработки на их основе мифологических систем, призванных связывать ритуальные действия с реалиями повседневной человеческой жизни: «Ритуал является основным понятием антропологического изучения религии. Фактически А.Ф.К.Уоллес… определил религию как «ритуал, рационализированный мифом», то есть ритуал, объяснённый и получивший значение через священное верование, относящееся к природным существам или силам, поскольку могут существовать и мирские нерелигиозные ритуалы. Ритуал определяется по-разному, но по ряду пунктов пишущие на эту тему антропологи согласны между собой. Прежде всего религиозный ритуал отличается от таких «практических», или «рациональных», или «технологических действий», как охота, выращивание и сбор урожая, рыбная ловля, приготовление еды, строительство домов и мириады других повседневных действий. Во-вторых, он стереотипен и повторяется: например, существуют закреплённые, традиционные, выученные пути вызывания духов. В-третьих, ритуалы происходят в определённое время и в определённом месте, часто ночью или в специально установленные для этой цели периоды. Именно таким образом он отделён от обычного, повседневного мира. В-четвёртых, символы ритуала представляют собой
Останні події
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
- 29.10.2025|18:12В Ужгороді започаткували щорічні зустрічі із лауреатами міської премії імені Петра Скунця