Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
Завантажити

человеческую деятельность, теряя свою жёсткую связь с создавшими их творцами, бытийные смыслы становились пригодными для массового употребления в процессе человеческой деятельности. Развитие деятельности и связанные с ней достижения делали этот процесс всё более масштабным и интенсивным, приведя в конце концов к доминированию деятельностных форм активности над внедеятельностными, доминированию, которое за несколько тысячелетий неузнаваемо изменило облик человека.
До момента достижения деятельностью развитых форм дискурсивное, логоцентричное (рациональное) сознание присутствовало в системе человеческой субъективности в качестве одной из способностей духа, уместной в определённых ситуациях, но не более того. С развитием же человеческой деятельности и превращением её в основную форму активности дискурсивное мышление начинает претендовать на статус ведущей и сущностной черты человеческого духа, сфера его применения существенно расширяется, и оно начинает претендовать на области, ранее ему не подвластные. Дискурсивное мышление приходит туда, где ранее полноправно царили бытийные формы сознания. Этот процесс хорошо прослеживается на примере зарождения и становления античной философии как особой формы деятельностного отношения к традиционным внедеятельностным формам духа. К сожалению, мы не можем уверенно выделить те причины, которые привели к возникновению такого явления, как античная философия. Существует множество гипотез, объясняющих этот феномен, но ни одну из них нельзя признать удовлетворительной. Поэтому оставим этот вопрос будущим исследователям и сосредоточимся на несомненных фактах. А факты эти таковы. Приблизительно в VI веке до н.э. на территории Малой Азии в греческом городе-государстве Милете зарождается интеллектуальное движение, которому суждено было охватить всю Грецию и определять судьбы европейской цивилизации на протяжении последующих тысячелетий. Необычность этого движения заключалась в свойственном ему ясно выраженном стремлении пересмотреть традиционный подход к решению смысложизненных вопросов. Отказ от мифологического видения ситуации под предлогом того, что мифологическое объяснение неудовлетворительно, уже сам по себе многое говорит о тех изменениях, которые претерпело сознание древних греков к моменту возникновения философии. Дело в том, что мифо-ритуальный комплекс – это прежде всего система переживательная, а не объяснительная. Его функционирование зиждется на том, что в процессе приобщения к мифу у человека возникают определённые, неподвластные его сознательному контролю переживания, задающие систему смыслов, определяющих человеческую жизнь. Миф в этом комплексе выступает своего рода «рациональной» интерпретацией ритуала. Никакой проверке на истинность или убедительность миф не подвергается, да и не может подвергаться, коль скоро он функционирует в качестве единственной идеаторной (идеологической) системы, обеспечивающей человеческую активность на додеятельносных этапах человеческой истории. Поэтому речь о рациональной проверке мифа возможна только в условиях, когда ритуал утрачивает свою силу и у мифологии появляется серьёзная объяснительная альтернатива, в данном случае деятельностное сознание, возникающее в ситуации, когда с додеятельностными формами активности начинает конкурировать человеческая деятельность, и не просто конкурировать, но и повсеместно доказывать свою б?льшую эффективность и продуктивность по сравнению с традиционными формами организации человеческой активности. Говоря о противостоянии человеческой деятельности традиционным додеятельностным формам активности, мы отнюдь не теряем из виду того обстоятельства, что деятельность вызревала в лоне традиционной активности и лишь на определённом достаточно позднем этапе своего существования конституировалась в качестве специфической формы. Коль скоро деятельность становится основной формой активности, должна изменяться и система сознания, задающая человеку базовые измерения его существования. И дело здесь не в стремлении к стилевому единству, а в том, что прежняя мифологическая система самоопределения человека не годится для ситуации всё большего развития деятельности (ситуации, когда деятельность стремительно занимает всё большее и большее место в жизни человека, а принципы, на которых покоится мифологическое самоопределение человека, и принципы деятельности не только не совпадают, но по ряду параметров противоположны). Перечислим основные противоречивые пары: синкретизм – дискретность, самодостаточность – целевая подчинённость, единство с миром – отдельность от мира, космизм – индивидуализм и т.д. Соответственно развитие деятельности ставит человека перед необходимостью разработки нового деятельностного мировоззрения. Возникновение античной философии демонстрирует нам этот процесс в действии. Рассмотрим его подробнее.
К моменту зарождения философии человеческая деятельность достигла столь высокого уровня развития, что подчинила себе практически всю человеческую жизнь. Благодаря деятельности в античном

Останні події

25.08.2025|17:49
У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
25.08.2025|17:39
Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
23.08.2025|18:25
В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
20.08.2025|19:33
«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
19.08.2025|13:29
Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
18.08.2025|19:27
Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
18.08.2025|19:05
У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
18.08.2025|18:56
Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
18.08.2025|18:51
На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»
17.08.2025|11:36
«Книжка року’2025». ЛІДЕРИ ЛІТА. Номінація «ВІЗИТІВКА»


Партнери