Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

человеческую деятельность, теряя свою жёсткую связь с создавшими их творцами, бытийные смыслы становились пригодными для массового употребления в процессе человеческой деятельности. Развитие деятельности и связанные с ней достижения делали этот процесс всё более масштабным и интенсивным, приведя в конце концов к доминированию деятельностных форм активности над внедеятельностными, доминированию, которое за несколько тысячелетий неузнаваемо изменило облик человека.
До момента достижения деятельностью развитых форм дискурсивное, логоцентричное (рациональное) сознание присутствовало в системе человеческой субъективности в качестве одной из способностей духа, уместной в определённых ситуациях, но не более того. С развитием же человеческой деятельности и превращением её в основную форму активности дискурсивное мышление начинает претендовать на статус ведущей и сущностной черты человеческого духа, сфера его применения существенно расширяется, и оно начинает претендовать на области, ранее ему не подвластные. Дискурсивное мышление приходит туда, где ранее полноправно царили бытийные формы сознания. Этот процесс хорошо прослеживается на примере зарождения и становления античной философии как особой формы деятельностного отношения к традиционным внедеятельностным формам духа. К сожалению, мы не можем уверенно выделить те причины, которые привели к возникновению такого явления, как античная философия. Существует множество гипотез, объясняющих этот феномен, но ни одну из них нельзя признать удовлетворительной. Поэтому оставим этот вопрос будущим исследователям и сосредоточимся на несомненных фактах. А факты эти таковы. Приблизительно в VI веке до н.э. на территории Малой Азии в греческом городе-государстве Милете зарождается интеллектуальное движение, которому суждено было охватить всю Грецию и определять судьбы европейской цивилизации на протяжении последующих тысячелетий. Необычность этого движения заключалась в свойственном ему ясно выраженном стремлении пересмотреть традиционный подход к решению смысложизненных вопросов. Отказ от мифологического видения ситуации под предлогом того, что мифологическое объяснение неудовлетворительно, уже сам по себе многое говорит о тех изменениях, которые претерпело сознание древних греков к моменту возникновения философии. Дело в том, что мифо-ритуальный комплекс – это прежде всего система переживательная, а не объяснительная. Его функционирование зиждется на том, что в процессе приобщения к мифу у человека возникают определённые, неподвластные его сознательному контролю переживания, задающие систему смыслов, определяющих человеческую жизнь. Миф в этом комплексе выступает своего рода «рациональной» интерпретацией ритуала. Никакой проверке на истинность или убедительность миф не подвергается, да и не может подвергаться, коль скоро он функционирует в качестве единственной идеаторной (идеологической) системы, обеспечивающей человеческую активность на додеятельносных этапах человеческой истории. Поэтому речь о рациональной проверке мифа возможна только в условиях, когда ритуал утрачивает свою силу и у мифологии появляется серьёзная объяснительная альтернатива, в данном случае деятельностное сознание, возникающее в ситуации, когда с додеятельностными формами активности начинает конкурировать человеческая деятельность, и не просто конкурировать, но и повсеместно доказывать свою б?льшую эффективность и продуктивность по сравнению с традиционными формами организации человеческой активности. Говоря о противостоянии человеческой деятельности традиционным додеятельностным формам активности, мы отнюдь не теряем из виду того обстоятельства, что деятельность вызревала в лоне традиционной активности и лишь на определённом достаточно позднем этапе своего существования конституировалась в качестве специфической формы. Коль скоро деятельность становится основной формой активности, должна изменяться и система сознания, задающая человеку базовые измерения его существования. И дело здесь не в стремлении к стилевому единству, а в том, что прежняя мифологическая система самоопределения человека не годится для ситуации всё большего развития деятельности (ситуации, когда деятельность стремительно занимает всё большее и большее место в жизни человека, а принципы, на которых покоится мифологическое самоопределение человека, и принципы деятельности не только не совпадают, но по ряду параметров противоположны). Перечислим основные противоречивые пары: синкретизм – дискретность, самодостаточность – целевая подчинённость, единство с миром – отдельность от мира, космизм – индивидуализм и т.д. Соответственно развитие деятельности ставит человека перед необходимостью разработки нового деятельностного мировоззрения. Возникновение античной философии демонстрирует нам этот процесс в действии. Рассмотрим его подробнее.
К моменту зарождения философии человеческая деятельность достигла столь высокого уровня развития, что подчинила себе практически всю человеческую жизнь. Благодаря деятельности в античном

Останні події

20.05.2025|11:40
Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
16.05.2025|15:50
«Танго для трьох»: він, вона і кґб
15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
14.05.2025|10:05
Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
14.05.2025|09:57
«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
09.05.2025|12:40
У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
09.05.2025|12:34
Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки


Партнери