
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
проявления образности. Визуальной составляющей простейшей базальной образности обычно выступают различного рода геометрические фигуры, часто достаточно симметричные, различные спирали, червячки и т.д. Следующий уровень бытийной образности носит менее абстрактный характер, субъект опыта сталкивается с различного рода живыми существами, людьми, мифологическими персонажами и т.д., эта образность напоминает ту, которая присутствует в сновидениях. Такие образы получили название архетипических, поскольку они являются проявлением активности архетипических структур человеческой субъективности, структуры эти носят врождённый характер и выражают накопленный человечеством коллективный жизненный опыт. По всей видимости, они передаются по наследству и действуют как своего рода врождённые диспозиции, обусловливающие характер человеческого отношения к миру. К.Г.Юнг писал, что архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием12. Образы, через которые проявляются архетипы, состоят из нескольких основных групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst). В основе любой мифологической системы мы находим архетипическую образность. Очень важной особенностью образности, сопровождающей бытийный опыт, является её непроизвольный характер, это значит, что индивид не может произвольно влиять на характер и связь образов, возникающих у него во время бытийного опыта. Образы развиваются по собственному сценарию, субъект опыта может занимать по отношению к ним только пассивную созерцающую позицию. Он претерпевает этот опыт как некую внешнюю для него данность. Такая образность называется презентативной.
Бытийный опыт носит генерализованный характер и вовлекает в себя всего человека, захватывая его целиком, наполняя синестетическими переживаниями и погружая в трансовое состояние. Наличие транса является одним из критериев наличия бытийного опыта.
Изначально бытийный опыт возникал спонтанно, но, учитывая его ценность для человека, нет ничего удивительного в том, что люди попытались разработать систему приёмов, позволяющих произвольно индуцировать этот опыт. Таких приёмов существует великое множество, они разнятся от культуры к культуре, вместе с тем можно выделить основные принципы их построения. Существует достаточно много способов индукции бытийного опыта. В основе этих способов лежат «три кита» – употребление психоактивных веществ, использование специальных психофизиологических упражнений (позы, дыхательные упражнения, аскетика), применение психологических приёмов (концентрация внимания, визуализация). Техники, применяемые в той либо иной традиции, разнятся, но эти различия не принципиальные, и мы легко можем найти схожие методики, например, и в исихазме, и в йоге, и в каббале. Восходя своими корнями к шаманскому опыту, методы изменения состояний сознания переходят от одной религиозной эпохи к другой, не меняя своей сути, а лишь получая разные идеологические обоснования. Так, антропологи выделяют три типа техники экстаза – способа вхождения в изменённое состояние сознания, используемых в шаманизме: сенсомоторную депривацию (физический и психологический стресс, сенсорный, моторный и физический голод), употребление наркотических веществ, воздействие ритмических движений и звуков (пение и музыка). Э.Бургиньон выделяет два основных типа изменённых состояний сознания в традиционных обществах: галлюцинаторный транс (или просто транс) и истерический транс, или транс одержимости (неистовости). Примечательно, что трансу, состоящему в основном из видений, чаще всего подвержены мужчины, а трансу одержимости – женщины. Нетрудно заметить, что все эти приёмы используются и в развитых мистических традициях.
Такая суверенность психотехники перед лицом религиозных доктрин делает вполне обоснованным вывод о том, что переживания (по крайней мере в своих высших проявлениях), возникающие в результате применения различных психотехник в различных религиозных традициях, тождественны. И нас не должна смущать разница в интерпретации этих состояний, ибо там, где речь идёт о феноменологии опыта, мы имеем дело с поразительным сходством описаний.
Приведём в качестве примера описания пиковых состояний в различных традициях.
«Что же переживает йогин упанишад? Прежде всего космическое единство и слиянность своего «я» с «я» всех живых существ и божественным Я вплоть до полного исчезновения различий между своим эго, «я» других существ и Абсолютом. Здесь мы ограничимся цитатой из самой авторитетной из всех упанишад – «Иша упанишады», а затем в качестве
Останні події
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
- 14.05.2025|10:05Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
- 14.05.2025|09:57«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
- 09.05.2025|12:40У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
- 09.05.2025|12:34Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки