
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
проявления образности. Визуальной составляющей простейшей базальной образности обычно выступают различного рода геометрические фигуры, часто достаточно симметричные, различные спирали, червячки и т.д. Следующий уровень бытийной образности носит менее абстрактный характер, субъект опыта сталкивается с различного рода живыми существами, людьми, мифологическими персонажами и т.д., эта образность напоминает ту, которая присутствует в сновидениях. Такие образы получили название архетипических, поскольку они являются проявлением активности архетипических структур человеческой субъективности, структуры эти носят врождённый характер и выражают накопленный человечеством коллективный жизненный опыт. По всей видимости, они передаются по наследству и действуют как своего рода врождённые диспозиции, обусловливающие характер человеческого отношения к миру. К.Г.Юнг писал, что архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием12. Образы, через которые проявляются архетипы, состоят из нескольких основных групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst). В основе любой мифологической системы мы находим архетипическую образность. Очень важной особенностью образности, сопровождающей бытийный опыт, является её непроизвольный характер, это значит, что индивид не может произвольно влиять на характер и связь образов, возникающих у него во время бытийного опыта. Образы развиваются по собственному сценарию, субъект опыта может занимать по отношению к ним только пассивную созерцающую позицию. Он претерпевает этот опыт как некую внешнюю для него данность. Такая образность называется презентативной.
Бытийный опыт носит генерализованный характер и вовлекает в себя всего человека, захватывая его целиком, наполняя синестетическими переживаниями и погружая в трансовое состояние. Наличие транса является одним из критериев наличия бытийного опыта.
Изначально бытийный опыт возникал спонтанно, но, учитывая его ценность для человека, нет ничего удивительного в том, что люди попытались разработать систему приёмов, позволяющих произвольно индуцировать этот опыт. Таких приёмов существует великое множество, они разнятся от культуры к культуре, вместе с тем можно выделить основные принципы их построения. Существует достаточно много способов индукции бытийного опыта. В основе этих способов лежат «три кита» – употребление психоактивных веществ, использование специальных психофизиологических упражнений (позы, дыхательные упражнения, аскетика), применение психологических приёмов (концентрация внимания, визуализация). Техники, применяемые в той либо иной традиции, разнятся, но эти различия не принципиальные, и мы легко можем найти схожие методики, например, и в исихазме, и в йоге, и в каббале. Восходя своими корнями к шаманскому опыту, методы изменения состояний сознания переходят от одной религиозной эпохи к другой, не меняя своей сути, а лишь получая разные идеологические обоснования. Так, антропологи выделяют три типа техники экстаза – способа вхождения в изменённое состояние сознания, используемых в шаманизме: сенсомоторную депривацию (физический и психологический стресс, сенсорный, моторный и физический голод), употребление наркотических веществ, воздействие ритмических движений и звуков (пение и музыка). Э.Бургиньон выделяет два основных типа изменённых состояний сознания в традиционных обществах: галлюцинаторный транс (или просто транс) и истерический транс, или транс одержимости (неистовости). Примечательно, что трансу, состоящему в основном из видений, чаще всего подвержены мужчины, а трансу одержимости – женщины. Нетрудно заметить, что все эти приёмы используются и в развитых мистических традициях.
Такая суверенность психотехники перед лицом религиозных доктрин делает вполне обоснованным вывод о том, что переживания (по крайней мере в своих высших проявлениях), возникающие в результате применения различных психотехник в различных религиозных традициях, тождественны. И нас не должна смущать разница в интерпретации этих состояний, ибо там, где речь идёт о феноменологии опыта, мы имеем дело с поразительным сходством описаний.
Приведём в качестве примера описания пиковых состояний в различных традициях.
«Что же переживает йогин упанишад? Прежде всего космическое единство и слиянность своего «я» с «я» всех живых существ и божественным Я вплоть до полного исчезновения различий между своим эго, «я» других существ и Абсолютом. Здесь мы ограничимся цитатой из самой авторитетной из всех упанишад – «Иша упанишады», а затем в качестве
Останні події
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію