Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити
« 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 »

проявления образности. Визуальной составляющей простейшей базальной образности обычно выступают различного рода геометрические фигуры, часто достаточно симметричные, различные спирали, червячки и т.д. Следующий уровень бытийной образности носит менее абстрактный характер, субъект опыта сталкивается с различного рода живыми существами, людьми, мифологическими персонажами и т.д., эта образность напоминает ту, которая присутствует в сновидениях. Такие образы получили название архетипических, поскольку они являются проявлением активности архетипических структур человеческой субъективности, структуры эти носят врождённый характер и выражают накопленный человечеством коллективный жизненный опыт. По всей видимости, они передаются по наследству и действуют как своего рода врождённые диспозиции, обусловливающие характер человеческого отношения к миру. К.Г.Юнг писал, что архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием12. Образы, через которые проявляются архетипы, состоят из нескольких основных групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst). В основе любой мифологической системы мы находим архетипическую образность. Очень важной особенностью образности, сопровождающей бытийный опыт, является её непроизвольный характер, это значит, что индивид не может произвольно влиять на характер и связь образов, возникающих у него во время бытийного опыта. Образы развиваются по собственному сценарию, субъект опыта может занимать по отношению к ним только пассивную созерцающую позицию. Он претерпевает этот опыт как некую внешнюю для него данность. Такая образность называется презентативной.
Бытийный опыт носит генерализованный характер и вовлекает в себя всего человека, захватывая его целиком, наполняя синестетическими переживаниями и погружая в трансовое состояние. Наличие транса является одним из критериев наличия бытийного опыта.
Изначально бытийный опыт возникал спонтанно, но, учитывая его ценность для человека, нет ничего удивительного в том, что люди попытались разработать систему приёмов, позволяющих произвольно индуцировать этот опыт. Таких приёмов существует великое множество, они разнятся от культуры к культуре, вместе с тем можно выделить основные принципы их построения. Существует достаточно много способов индукции бытийного опыта. В основе этих способов лежат «три кита» – употребление психоактивных веществ, использование специальных психофизиологических упражнений (позы, дыхательные упражнения, аскетика), применение психологических приёмов (концентрация внимания, визуализация). Техники, применяемые в той либо иной традиции, разнятся, но эти различия не принципиальные, и мы легко можем найти схожие методики, например, и в исихазме, и в йоге, и в каббале. Восходя своими корнями к шаманскому опыту, методы изменения состояний сознания переходят от одной религиозной эпохи к другой, не меняя своей сути, а лишь получая разные идеологические обоснования. Так, антропологи выделяют три типа техники экстаза – способа вхождения в изменённое состояние сознания, используемых в шаманизме: сенсомоторную депривацию (физический и психологический стресс, сенсорный, моторный и физический голод), употребление наркотических веществ, воздействие ритмических движений и звуков (пение и музыка). Э.Бургиньон выделяет два основных типа изменённых состояний сознания в традиционных обществах: галлюцинаторный транс (или просто транс) и истерический транс, или транс одержимости (неистовости). Примечательно, что трансу, состоящему в основном из видений, чаще всего подвержены мужчины, а трансу одержимости – женщины. Нетрудно заметить, что все эти приёмы используются и в развитых мистических традициях.
Такая суверенность психотехники перед лицом религиозных доктрин делает вполне обоснованным вывод о том, что переживания (по крайней мере в своих высших проявлениях), возникающие в результате применения различных психотехник в различных религиозных традициях, тождественны. И нас не должна смущать разница в интерпретации этих состояний, ибо там, где речь идёт о феноменологии опыта, мы имеем дело с поразительным сходством описаний.
Приведём в качестве примера описания пиковых состояний в различных традициях.
«Что же переживает йогин упанишад? Прежде всего космическое единство и слиянность своего «я» с «я» всех живых существ и божественным Я вплоть до полного исчезновения различий между своим эго, «я» других существ и Абсолютом. Здесь мы ограничимся цитатой из самой авторитетной из всех упанишад – «Иша упанишады», а затем в качестве

« 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 »

Останні події

24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
06.04.2025|20:35
Збагнути «незбагненну незбагнеж»
05.04.2025|10:06
Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
05.04.2025|10:01
Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
05.04.2025|09:56
Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію


Партнери