
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
Новая система человеческой самоидентификации, назовем её в соответствии с имеющейся традицией – самость, центрируется вокруг таких сущностных сил человека, как любовь, творчество, и характеризуется установкой на переживание целостных измерений реальности, переживания, воспринимающегося человеком в качестве абсолютно значимого. Мы как бы оказываемся на уровне видений, которые находятся за пределами логических категорий, на уровне созерцания Потустороннего Нечто – нашего дома, нашей надежды, предела совершенствования нашей индивидуальности. Сущности всего, что Есть. Такое бесконечное созерцание, такое пребывание в квинтэссенции Блага, Истины и Красоты представляет собою Видение райского блаженства, причастность к Вечности, к тому, что наиболее упоительно и желанно и что воистину любить могут лишь те, кто им обладают. Это мнение Фомы Аквинского по сути подтверждает значимость данного опыта для человека, опыта, который рассматривается в качестве конечной цели человеческого существования в разработанной Аквинатом системе теологии.
Сила воздействия мистического опыта, его способность к вознесению человека на новые, надличностные уровни связи с реальностью зафиксированы во всех культурах, и в этом смысле опыт христианских мистиков не является чем-то уникальным. Описание пикового опыта, протекавшего в рамках иных традиций, демонстрирует сходные черты. Весьма показательным в этом смысле является описание пикового опыта в дзен-буддизме. Проводимая последним принципиальная установка на отказ от доктринальной интерпретации пикового опыта, стремление к переживанию «чистого» сатори (опыта просветления), признание малозначимости любых объяснительных схем (возникающих, как правило, post factum) перед лицом непосредственного переживания позволила дзен-буддистам накопить обширный фактический материал, проливающий свет на базовые структуры бытийного опыта. Изучение накопленного в дзен-буддизме материала позволяет предположить, что структуры эти носят универсальный характер и проявляются во всех случаях, когда человек имеет дело с этим опытом независимо от его культурной принадлежности. Более того, оказалось, что непосредственное содержание пикового опыта ничем не отличается от культуры к культуре и воздействие, оказываемое им на человека, столь же универсально. Если мы обратимся к описанию сатори, то легко сможем убедиться, что пережившие это состояние демонстрируют то же отношение к жизни, что и христианские мистики, по крайней мере можно уверенно говорить, что они освобождаются от классических экзистенциальных страхов. Вот как описывает свой опыт просветления один из японских адептов: «Просветление – это безграничная внутренняя реализация, которая наступает внезапно. Человек чувствует свою свободу, силу, возвышение и величие во Вселенной. Он ощущает, как его пронизывают волны дыхания Вселенной. В этот момент он перестаёт быть слабой эгоистичной личностью, но становится открытым и прозрачным – единым со всем сущим. Просветление достигается в дза-дзен, но продолжает сопровождать человека во всех его жизненных делах. Следовательно, всё в этой жизни исполнено значения и заслуживает похвалы и участия, даже страдание, болезнь и смерть»7.
А вот другое свидетельство: «Опыт был неописуем и неизъясним, ибо ничто в этом мире не может с ним сравниться... Я смотрел вокруг себя, вверх и вниз, и вселенная во всём многообразии чувственных объектов выглядела теперь иначе; всё, что ранее представлялось отвратительным, вместе с неведением и страстями, теперь казалось не чем иным, как истечением моей внутренней природы, которая в своей сущности оставалась яркой, истинной и прозрачной»8.
Приведенные выше тексты относятся к религиозной традиции, но описанные в них состояния не обязательно связаны с религиозной активностью, подобные же описания мы находим и у светских авторов. Вот описание пикового опыта, оставленное нам У.Джеймсом: «Словно сами небеса раскрылись и излились лучами света и славы. И не на мгновение только, но весь день и всю ночь, как будто потоки света и славы протекали через мою душу, и я изменился, и всё кругом стало новым. Изменились лошади мои, и свиньи, и всё остальное»9.
Или другое описание опыта, приводимое в книге У.Джеймса: «Внезапно, без какого бы то ни было предупреждения, я почувствовал себя погруженным в облако цвета пламени. На миг пришла мысль об огне, о гигантском пожаре в целом городе где-нибудь неподалёку, но уже в следующую секунду я знал, что огонь этот во мне самом.
Сразу же вслед за тем меня охватило чувство ликования, неимоверного веселья, немедленно перешедшее в интеллектуальное озарение, описать которое невозможно. Кроме всего прочего, я не просто пришёл к убеждению, но увидел, что Вселенная вовсе не состоит из мёртвой материи, а наоборот, представляет собой живое Присутствие; я стал осознавать в себе вечную жизнь.
Это не была убеждённость в том, что я обладаю вечной жизнью, это было сознание того, что я обрёл тогда вечную жизнь; я видел, что все люди бессмертны и
Останні події
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
- 23.08.2025|18:25В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
- 20.08.2025|19:33«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
- 19.08.2025|13:29Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
- 18.08.2025|19:27Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
- 18.08.2025|19:05У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
- 18.08.2025|18:56Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
- 18.08.2025|18:51На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»
- 17.08.2025|11:36«Книжка року’2025». ЛІДЕРИ ЛІТА. Номінація «ВІЗИТІВКА»