
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Новая система человеческой самоидентификации, назовем её в соответствии с имеющейся традицией – самость, центрируется вокруг таких сущностных сил человека, как любовь, творчество, и характеризуется установкой на переживание целостных измерений реальности, переживания, воспринимающегося человеком в качестве абсолютно значимого. Мы как бы оказываемся на уровне видений, которые находятся за пределами логических категорий, на уровне созерцания Потустороннего Нечто – нашего дома, нашей надежды, предела совершенствования нашей индивидуальности. Сущности всего, что Есть. Такое бесконечное созерцание, такое пребывание в квинтэссенции Блага, Истины и Красоты представляет собою Видение райского блаженства, причастность к Вечности, к тому, что наиболее упоительно и желанно и что воистину любить могут лишь те, кто им обладают. Это мнение Фомы Аквинского по сути подтверждает значимость данного опыта для человека, опыта, который рассматривается в качестве конечной цели человеческого существования в разработанной Аквинатом системе теологии.
Сила воздействия мистического опыта, его способность к вознесению человека на новые, надличностные уровни связи с реальностью зафиксированы во всех культурах, и в этом смысле опыт христианских мистиков не является чем-то уникальным. Описание пикового опыта, протекавшего в рамках иных традиций, демонстрирует сходные черты. Весьма показательным в этом смысле является описание пикового опыта в дзен-буддизме. Проводимая последним принципиальная установка на отказ от доктринальной интерпретации пикового опыта, стремление к переживанию «чистого» сатори (опыта просветления), признание малозначимости любых объяснительных схем (возникающих, как правило, post factum) перед лицом непосредственного переживания позволила дзен-буддистам накопить обширный фактический материал, проливающий свет на базовые структуры бытийного опыта. Изучение накопленного в дзен-буддизме материала позволяет предположить, что структуры эти носят универсальный характер и проявляются во всех случаях, когда человек имеет дело с этим опытом независимо от его культурной принадлежности. Более того, оказалось, что непосредственное содержание пикового опыта ничем не отличается от культуры к культуре и воздействие, оказываемое им на человека, столь же универсально. Если мы обратимся к описанию сатори, то легко сможем убедиться, что пережившие это состояние демонстрируют то же отношение к жизни, что и христианские мистики, по крайней мере можно уверенно говорить, что они освобождаются от классических экзистенциальных страхов. Вот как описывает свой опыт просветления один из японских адептов: «Просветление – это безграничная внутренняя реализация, которая наступает внезапно. Человек чувствует свою свободу, силу, возвышение и величие во Вселенной. Он ощущает, как его пронизывают волны дыхания Вселенной. В этот момент он перестаёт быть слабой эгоистичной личностью, но становится открытым и прозрачным – единым со всем сущим. Просветление достигается в дза-дзен, но продолжает сопровождать человека во всех его жизненных делах. Следовательно, всё в этой жизни исполнено значения и заслуживает похвалы и участия, даже страдание, болезнь и смерть»7.
А вот другое свидетельство: «Опыт был неописуем и неизъясним, ибо ничто в этом мире не может с ним сравниться... Я смотрел вокруг себя, вверх и вниз, и вселенная во всём многообразии чувственных объектов выглядела теперь иначе; всё, что ранее представлялось отвратительным, вместе с неведением и страстями, теперь казалось не чем иным, как истечением моей внутренней природы, которая в своей сущности оставалась яркой, истинной и прозрачной»8.
Приведенные выше тексты относятся к религиозной традиции, но описанные в них состояния не обязательно связаны с религиозной активностью, подобные же описания мы находим и у светских авторов. Вот описание пикового опыта, оставленное нам У.Джеймсом: «Словно сами небеса раскрылись и излились лучами света и славы. И не на мгновение только, но весь день и всю ночь, как будто потоки света и славы протекали через мою душу, и я изменился, и всё кругом стало новым. Изменились лошади мои, и свиньи, и всё остальное»9.
Или другое описание опыта, приводимое в книге У.Джеймса: «Внезапно, без какого бы то ни было предупреждения, я почувствовал себя погруженным в облако цвета пламени. На миг пришла мысль об огне, о гигантском пожаре в целом городе где-нибудь неподалёку, но уже в следующую секунду я знал, что огонь этот во мне самом.
Сразу же вслед за тем меня охватило чувство ликования, неимоверного веселья, немедленно перешедшее в интеллектуальное озарение, описать которое невозможно. Кроме всего прочего, я не просто пришёл к убеждению, но увидел, что Вселенная вовсе не состоит из мёртвой материи, а наоборот, представляет собой живое Присутствие; я стал осознавать в себе вечную жизнь.
Это не была убеждённость в том, что я обладаю вечной жизнью, это было сознание того, что я обрёл тогда вечную жизнь; я видел, что все люди бессмертны и
Останні події
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
- 14.05.2025|10:05Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
- 14.05.2025|09:57«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
- 09.05.2025|12:40У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
- 09.05.2025|12:34Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки