Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- ДружбаВалентина Романюк
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
Новая система человеческой самоидентификации, назовем её в соответствии с имеющейся традицией – самость, центрируется вокруг таких сущностных сил человека, как любовь, творчество, и характеризуется установкой на переживание целостных измерений реальности, переживания, воспринимающегося человеком в качестве абсолютно значимого. Мы как бы оказываемся на уровне видений, которые находятся за пределами логических категорий, на уровне созерцания Потустороннего Нечто – нашего дома, нашей надежды, предела совершенствования нашей индивидуальности. Сущности всего, что Есть. Такое бесконечное созерцание, такое пребывание в квинтэссенции Блага, Истины и Красоты представляет собою Видение райского блаженства, причастность к Вечности, к тому, что наиболее упоительно и желанно и что воистину любить могут лишь те, кто им обладают. Это мнение Фомы Аквинского по сути подтверждает значимость данного опыта для человека, опыта, который рассматривается в качестве конечной цели человеческого существования в разработанной Аквинатом системе теологии.
Сила воздействия мистического опыта, его способность к вознесению человека на новые, надличностные уровни связи с реальностью зафиксированы во всех культурах, и в этом смысле опыт христианских мистиков не является чем-то уникальным. Описание пикового опыта, протекавшего в рамках иных традиций, демонстрирует сходные черты. Весьма показательным в этом смысле является описание пикового опыта в дзен-буддизме. Проводимая последним принципиальная установка на отказ от доктринальной интерпретации пикового опыта, стремление к переживанию «чистого» сатори (опыта просветления), признание малозначимости любых объяснительных схем (возникающих, как правило, post factum) перед лицом непосредственного переживания позволила дзен-буддистам накопить обширный фактический материал, проливающий свет на базовые структуры бытийного опыта. Изучение накопленного в дзен-буддизме материала позволяет предположить, что структуры эти носят универсальный характер и проявляются во всех случаях, когда человек имеет дело с этим опытом независимо от его культурной принадлежности. Более того, оказалось, что непосредственное содержание пикового опыта ничем не отличается от культуры к культуре и воздействие, оказываемое им на человека, столь же универсально. Если мы обратимся к описанию сатори, то легко сможем убедиться, что пережившие это состояние демонстрируют то же отношение к жизни, что и христианские мистики, по крайней мере можно уверенно говорить, что они освобождаются от классических экзистенциальных страхов. Вот как описывает свой опыт просветления один из японских адептов: «Просветление – это безграничная внутренняя реализация, которая наступает внезапно. Человек чувствует свою свободу, силу, возвышение и величие во Вселенной. Он ощущает, как его пронизывают волны дыхания Вселенной. В этот момент он перестаёт быть слабой эгоистичной личностью, но становится открытым и прозрачным – единым со всем сущим. Просветление достигается в дза-дзен, но продолжает сопровождать человека во всех его жизненных делах. Следовательно, всё в этой жизни исполнено значения и заслуживает похвалы и участия, даже страдание, болезнь и смерть»7.
А вот другое свидетельство: «Опыт был неописуем и неизъясним, ибо ничто в этом мире не может с ним сравниться... Я смотрел вокруг себя, вверх и вниз, и вселенная во всём многообразии чувственных объектов выглядела теперь иначе; всё, что ранее представлялось отвратительным, вместе с неведением и страстями, теперь казалось не чем иным, как истечением моей внутренней природы, которая в своей сущности оставалась яркой, истинной и прозрачной»8.
Приведенные выше тексты относятся к религиозной традиции, но описанные в них состояния не обязательно связаны с религиозной активностью, подобные же описания мы находим и у светских авторов. Вот описание пикового опыта, оставленное нам У.Джеймсом: «Словно сами небеса раскрылись и излились лучами света и славы. И не на мгновение только, но весь день и всю ночь, как будто потоки света и славы протекали через мою душу, и я изменился, и всё кругом стало новым. Изменились лошади мои, и свиньи, и всё остальное»9.
Или другое описание опыта, приводимое в книге У.Джеймса: «Внезапно, без какого бы то ни было предупреждения, я почувствовал себя погруженным в облако цвета пламени. На миг пришла мысль об огне, о гигантском пожаре в целом городе где-нибудь неподалёку, но уже в следующую секунду я знал, что огонь этот во мне самом.
Сразу же вслед за тем меня охватило чувство ликования, неимоверного веселья, немедленно перешедшее в интеллектуальное озарение, описать которое невозможно. Кроме всего прочего, я не просто пришёл к убеждению, но увидел, что Вселенная вовсе не состоит из мёртвой материи, а наоборот, представляет собой живое Присутствие; я стал осознавать в себе вечную жизнь.
Это не была убеждённость в том, что я обладаю вечной жизнью, это было сознание того, что я обрёл тогда вечную жизнь; я видел, что все люди бессмертны и
Останні події
- 24.11.2025|14:50Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики