Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
Завантажити
« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 »

паттерны, происходящие из человеческого восприятия, но повторно утилизируемые в презентативном символизме. На их основе строится бесконечно разнообразная система смыслообразов, порождаемых бытийным опытом человека. Образы эти разнятся от культуры к культуре, но в их основе лежит единая матрица человеческого восприятия, доступ к которой возможен при помощи специальных практик. Так вот, по нашему мнению, суверенизация человеческого отношения к опыту бытия подразумевает обеспечение человеческого индивида возможностью самостоятельного выхода к базовым паттернам восприятия с целью их повторной метафорической утилизации в системе презентативного символизма. Возникающие в результате такой утилизации индивидуальные (приватные, частные) системы интерпретации бытийного опыта носят уникальный и в то же время адекватный, в силу использования базальных матриц восприятия, характер и соответствуют особенностям бытия каждого конкретного человека. Органически сочетая в себе всеобщее и особенное измерения человека, они обеспечивают суверенитет человека в бытийной сфере. В результате индивидуализация в деятельностной сфере дополняется индивидуализацией в сфере бытия. Тем самым мы можем говорить о завершении процесса человеческой суверенизации как об этапе разрешения противоречия между всеобщим и особенным (они же целостное и дискретное) измерениями человеческой природы, противоречия, определяющего существо нынешнего гуманитарного кризиса. Обсуждению этой проблемы и посвящена настоящая работа.
В жизни человеку приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, часть из них относятся к вопросам, так сказать, житейским и в принципе разрешимым. У вас, например, нет денег, но эти деньги есть у других людей, значит, в принципе они могут быть и у вас, вы недостаточно красивы и не пользуетесь популярностью у особ противоположного пола, но и здесь есть известные способы если не разрешения, то исправления ситуации. Но даже если у вас ничего не получится и вы в силу тех либо иных причин так и не станете красивой(ым), вокруг полно красивых людей, своим примером убеждающих вас, что красота – это не миф, и т.д. Вместе с тем существует совершенно особый класс проблем, разрешение которых представляется невозможным. Назовём эти проблемы в соответствии со сложившейся традицией экзистенциальными. Выделяют целый ряд проблем этого класса, но все они взаимосвязаны и восходят к одной метапроблеме – к проблеме смерти, проблеме по-настоящему неразрешимой. Если в раннем детстве у человека и есть иллюзии, что смерть к нему не имеет отношения и его не коснётся, то очень скоро ребёнок начинает понимать, что он – не исключение и смертен, как и все люди. По мере взросления человек всё чаще и чаще сталкивается с фактом смерти – умирают его родственники, соседи, друзья, он узнает о существовании множества неизлечимых недугов, сталкивается с возможностью катастроф, войн и просто случайностей. Всё это влияет на его жизневосприятие, и перед ним неизбежно встаёт вопрос – в чём смысл его жизни. Сталкиваясь с ситуацией, из которой нет выхода, человек понимает, что коль скоро проблема смерти оказалась неразрешимой, то следует избавиться от страха смерти, то есть попытаться жить без страха смерти. Тем самым проблема смерти заменяется проблемой страха смерти. В решении этой проблемы человек достаточно преуспел, можно констатировать, что существующие подходы к данной проблеме работают вполне сносно, человек начинает придумывать различного рода объяснения-утешения, в основе которых лежит представление о том, что со смертью дело не заканчивается и у человека есть возможность тем либо иным образом продолжить своё существование и после смерти. Мы намеренно не вдаёмся в подробности, поскольку вариантов утешающего объяснения существует весьма и весьма много и они все разнятся от культуры к культуре и от эпохи к эпохе. Общим для них является принижение факта человеческой смерти, его обесценивание с целью уменьшения человеческой зависимости от страха смерти. Надо прямо сказать, что эта стратегия работает, по крайней мере на уровне сознания, то есть той сферы человеческой субъективности, которая поддаётся сознательному контролю. Но на подсознательном уровне страх смерти продолжает жить, и для его нейтрализации требуются совершенно иные средства, воплощённые в различных ритуальных практиках, целью которых является воздействие на подсознание человека при помощи определённых переживаний, образов и интуиций, с тем чтобы выразить и реализовать на символическом языке подсознания ту же идею, которую развивает та либо иная идеология для объяснения проблемы человеческой смертности, и тем самым избавить человека от страха смерти.
Сразу же заметим, что описанная выше схема носит иллюстративный характер, в действительности куда чаще движение идёт в обратном направлении – от подсознания к сознанию, но это сейчас не принципиально, значительно важнее показать, что существуют способы, позволяющие с той либо иной степенью эффективности уменьшить страх смерти у человека.

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 »

Останні події

25.08.2025|17:49
У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
25.08.2025|17:39
Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
23.08.2025|18:25
В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
20.08.2025|19:33
«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
19.08.2025|13:29
Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
18.08.2025|19:27
Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
18.08.2025|19:05
У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
18.08.2025|18:56
Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
18.08.2025|18:51
На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»
17.08.2025|11:36
«Книжка року’2025». ЛІДЕРИ ЛІТА. Номінація «ВІЗИТІВКА»


Партнери