Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

чувственной осведомлённости. Такое представление ведёт к возникновению осведомлённости об осведомлённости – то есть осведомлённость становится самосоотносительной, тем самым закладывается фундамент человеческого сознания. Но простого взаимосоотнесения различных модальностей восприятия недостаточно, должно существовать некое внешнее зеркало, которое позволяло бы выйти за пределы собственной субъективности с тем, чтобы таким внешним образом подтвердить адекватность представлений, рождающихся из субъективного синтеза. Таким зеркалом выступает другой человек, взаимодействие с которым осуществляется путем взаимной трансляции опытов межмодального синтеза, возникающее же на основе этой трансляции символическое общение и ведёт к возникновению сознания. Изучение взаимодействия младенца с матерью хорошо иллюстрирует идею о значении межмодального синтеза для становления человеческого сознания. Известно, что младенец с самого рождения способен повторять за матерью такие движения, как раскрывание рта и высовывание языка. Межмодальная трансляция между видимым лицом матери и кинестетически ощущаемым лицом младенца позволяет последнему имитировать движения лица матери125.
На основе этой простейшей формы символического общения между матерью и ребёнком возникают более сложные формы межмодального синтеза, такие, например, как сопоставление между динамическими паттернами зрительного образа, звука и прикосновения, обнаруживаемое у младенцев в возрасте от восьми до двенадцати месяцев126.
Вообще говоря, следует специально подчеркнуть, что способность к межмодальной трансляции неотделима от способности к вхождению в роль другого, и обе эти способности возникают совместно. (Как тут не вспомнить марксистское представление о социальной природе сознания.)
Итак, символическая способность человека базируется на синтезе паттернов восприятия через различные модальные системы. Зрение, осязание-движение, слух и прочее обеспечивают одновременную представимость объекта восприятия и мысли с различных точек зрения. Взаимное соотнесение этих паттернов вовлекает человека в своеобразную символическую игру, в результате которой одни модальности выступают в качестве объяснительных метафор для других и т.д. Подобного рода взаимодействие, обеспечивающее трансляцию и ретрансляцию метафор в межмодальном пространстве человеческой субъективности, в конце концов приводит к выработке определённых, имеющих практическую ценность моделей понимания реальности.
Добавление вокализации в систему межмодального синтеза явилось решающим условием перевода начальной символической способности, доставшейся человеку от приматов, на высший уровень. Взаимодействие зрительно-пространственной одновременности с последовательным разворачиванием смысла в звуковой модальности привносит в пространство становящейся человеческой субъективности временное измерение. Символическое соотнесение свойственной человеческому восприятию открытости и принципиальной незавершённости с представлением о времени, рождающемся из последовательно разворачивающегося течения речи, даёт человеку средства для метафорического понимания собственной природы. «Здесь и сейчас» человеческого опыта дополняется ничем не ограниченной временной перспективой. Подобное сочетание паттернов восприятия-переживания открывает перед человеком возможность самоотнесения с таким измерением реальности, как вечность, и, как следствие, способность к переживанию своего непосредственного тождества (единства) с тотальностью бытия. Непосредственное переживание человеческой открытости к вечности рассматривается в качестве высшего проявления человеческой мудрости и известно из мистицизма как опыт белого света. Чувство со-вечности и единства с реальностью, сопровождающее этот опыт, базируется на пространственных метафорах света и сияния, дающихся человеку через переживание присутствия-открытости, базовой матрицы человеческого восприятия127. Мы так увлечённо обсуждаем презентативный символизм, что может возникнуть вопрос, не забыли ли мы о том, что основной целью нашего экскурса в природу сознания является понимание места и роли изменённых состояний сознания в человеческой субъективности. Нет, не забыли. Более того, пришло время назвать вещи своими именами. Сравнение презентативного символизма с тем, что даётся человеку в изменённом состоянии сознания, показывает, что в данном случае мы имеем дело с одним и тем же явлением. То есть в изменённых состояниях сознания человек имеет дело с презентативной способностью своего сознания. Если исходить из того, что благодаря презентативному символизму человек получает доступ к абсолюту, то тогда становится понятным, почему переживание презентативных образов в изменённом состоянии сознания оказывает столь сильное влияние на человека. Именно этот опыт М.Хайдеггер называл опытом бытия, считая, что его переживание лежит в сердцевине человеческой природы, а стремление к опыту бытия составляет общий нерв всех духовных традиций человечества. Однако трезвый подход должен

Останні події

29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»


Партнери