
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
благодаря которому только и возможно существование дискурсивного мышления. Обеспечивая пространство для развёртывания дискурса, эта образность ответственна за выработку наиболее общих и, как правило, неотрефлексированных очевидностей, на которых и строится всё здание дискурсивного, пропозиционального мышления. В качестве примера подобных интуиций укажем на те представления о мире, которые легли в основу эвклидовой геометрии или системы Птолемея. Читатель может возразить, что системы предпосылок, лежавших в основании упомянутых теорий, в конце концов выявили свои границы и как таковые не могут рассматриваться в качестве подтверждения обобщающих потенций презентативной образности. Действительно, со временем оказалось, что интуиции, лежащие в основе эвклидовой геометрии и птолемеевской системы, не универсальны, тем не менее они исправно служили человечеству, да и продолжают служить до настоящего времени, и в пределах мира человеческой повседневности. Мы же обратились к этим примерам главным образом для того, чтобы показать, что существуют некие вненаучные формы обобщения, не только превосходящие научные по своему генерализующему потенциалу, но и определяющие границы научного обобщения. На наш взгляд, наряду с такими преходящими вариантами образного обобщения, примеры которых были приведены выше, существуют ещё более базовые образы, неизменные на всём протяжении человеческой истории и определяющие основные измерения человеческого бытия. В отличие от более частных версий презентативной образности, в них запечатлены фундаментальные и вневременные черты реальности, которые, несмотря на всю свою фундаментальность, доступны непосредственному восприятию и переживанию в форме презентативных образов. Чтобы понять, как такое возможно, обратимся к некоторым идеям теории хаоса. Современные исследования показывают, что достаточно сложные системы, к коим безусловно относятся вселенная и континуум «человек – мир», подчиняются в своём развитии законам нелинейной динамики и строятся как самовоспроизводящиеся фрактальные структуры, присутствующие на всех уровнях системы, – от базового до высшего уровня. Фракталы – это объекты, обладающие свойством самоподобия, то есть такие объекты, части которых подобны целому объекту. Популярным примером для объяснения является дерево. Хотя ветви становятся всё меньше и меньше, однако каждая ветвь остаётся похожей по структуре на ветви большего порядка и на дерево в целом. Нечто подобное мы имеем и на уровне вселенной: структуры человеческой субъективности, телесности, структуры жизненного мира и структуры универсума идентичны. Они доступны восприятию, и человек в процессе навигации в жизненном мире постоянно сталкивается с ними, они несут определённую жизненно важную информацию или, что то же самое, они изначально наделены смыслом. Восприятие этого смысла и его повторная утилизация в процессе синестезийного образотворчества определяют основные параметры человеческой субъективности. Всё это способствует возникновению переживания единства с миром, переживания, впоследствии выливающегося в интуицию всеединства. Действительно, в процессе навигации в жизненном мире человек становится свидетелем резонанса субъективных фрактальных структур с объективными фракталами, развивающимися в объемлющем строе человеческой жизни. Повторная субъективная утилизация опыта взаимосвязанности человеческой субъективности с окружающим человека миром приводит к возникновению переживания единства человека и мира. При этом не следует забывать, что фрактальные структуры, воспринимаемые человеком, определяют все уровни организации реальности, поэтому обобщающий потенциал интуиций, построенных на их восприятии, практически ничем не ограничен, а это означает, что опыт единства человека и мира, даже если он выводится из факта локального единства человека и среды обитания, изначально носит универсальный характер и распространяется на весь объём реальности. Благодаря этому обстоятельству человеческое восприятие обладает гигантским обобщающим потенциалом и открывает человеку доступ к непосредственному переживанию единства человека и мира, подлинному переживанию, в процессе которого человек воспринимает наиболее фундаментальные измерения реальности как равно имманентные природе человека и универсума. Согласно этим представлениям, единство человека и мира – это прежде всего единство на уровне структур, но реализуемое на основе различного материального субстрата. При этом изоморфизм между миром и сознанием о мире действует только на уровне принципа организации: «и для сознания и для квантовой реальности характерна динамика низкой энтропии и высокой организации, но на совершенно разных уровнях физической реальности»132.
Заметим, кстати, что это обстоятельство может служить объяснением сходства мистических интуиций и представлений, лежащих в основании современной физики. Похоже на то, что представления физиков и видения мистиков опираются на единую перцептуальную схему данности мира, соответственно в объяснении мира они
Останні події
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»