
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
благодаря которому только и возможно существование дискурсивного мышления. Обеспечивая пространство для развёртывания дискурса, эта образность ответственна за выработку наиболее общих и, как правило, неотрефлексированных очевидностей, на которых и строится всё здание дискурсивного, пропозиционального мышления. В качестве примера подобных интуиций укажем на те представления о мире, которые легли в основу эвклидовой геометрии или системы Птолемея. Читатель может возразить, что системы предпосылок, лежавших в основании упомянутых теорий, в конце концов выявили свои границы и как таковые не могут рассматриваться в качестве подтверждения обобщающих потенций презентативной образности. Действительно, со временем оказалось, что интуиции, лежащие в основе эвклидовой геометрии и птолемеевской системы, не универсальны, тем не менее они исправно служили человечеству, да и продолжают служить до настоящего времени, и в пределах мира человеческой повседневности. Мы же обратились к этим примерам главным образом для того, чтобы показать, что существуют некие вненаучные формы обобщения, не только превосходящие научные по своему генерализующему потенциалу, но и определяющие границы научного обобщения. На наш взгляд, наряду с такими преходящими вариантами образного обобщения, примеры которых были приведены выше, существуют ещё более базовые образы, неизменные на всём протяжении человеческой истории и определяющие основные измерения человеческого бытия. В отличие от более частных версий презентативной образности, в них запечатлены фундаментальные и вневременные черты реальности, которые, несмотря на всю свою фундаментальность, доступны непосредственному восприятию и переживанию в форме презентативных образов. Чтобы понять, как такое возможно, обратимся к некоторым идеям теории хаоса. Современные исследования показывают, что достаточно сложные системы, к коим безусловно относятся вселенная и континуум «человек – мир», подчиняются в своём развитии законам нелинейной динамики и строятся как самовоспроизводящиеся фрактальные структуры, присутствующие на всех уровнях системы, – от базового до высшего уровня. Фракталы – это объекты, обладающие свойством самоподобия, то есть такие объекты, части которых подобны целому объекту. Популярным примером для объяснения является дерево. Хотя ветви становятся всё меньше и меньше, однако каждая ветвь остаётся похожей по структуре на ветви большего порядка и на дерево в целом. Нечто подобное мы имеем и на уровне вселенной: структуры человеческой субъективности, телесности, структуры жизненного мира и структуры универсума идентичны. Они доступны восприятию, и человек в процессе навигации в жизненном мире постоянно сталкивается с ними, они несут определённую жизненно важную информацию или, что то же самое, они изначально наделены смыслом. Восприятие этого смысла и его повторная утилизация в процессе синестезийного образотворчества определяют основные параметры человеческой субъективности. Всё это способствует возникновению переживания единства с миром, переживания, впоследствии выливающегося в интуицию всеединства. Действительно, в процессе навигации в жизненном мире человек становится свидетелем резонанса субъективных фрактальных структур с объективными фракталами, развивающимися в объемлющем строе человеческой жизни. Повторная субъективная утилизация опыта взаимосвязанности человеческой субъективности с окружающим человека миром приводит к возникновению переживания единства человека и мира. При этом не следует забывать, что фрактальные структуры, воспринимаемые человеком, определяют все уровни организации реальности, поэтому обобщающий потенциал интуиций, построенных на их восприятии, практически ничем не ограничен, а это означает, что опыт единства человека и мира, даже если он выводится из факта локального единства человека и среды обитания, изначально носит универсальный характер и распространяется на весь объём реальности. Благодаря этому обстоятельству человеческое восприятие обладает гигантским обобщающим потенциалом и открывает человеку доступ к непосредственному переживанию единства человека и мира, подлинному переживанию, в процессе которого человек воспринимает наиболее фундаментальные измерения реальности как равно имманентные природе человека и универсума. Согласно этим представлениям, единство человека и мира – это прежде всего единство на уровне структур, но реализуемое на основе различного материального субстрата. При этом изоморфизм между миром и сознанием о мире действует только на уровне принципа организации: «и для сознания и для квантовой реальности характерна динамика низкой энтропии и высокой организации, но на совершенно разных уровнях физической реальности»132.
Заметим, кстати, что это обстоятельство может служить объяснением сходства мистических интуиций и представлений, лежащих в основании современной физики. Похоже на то, что представления физиков и видения мистиков опираются на единую перцептуальную схему данности мира, соответственно в объяснении мира они
Останні події
- 16.10.2025|18:12Культові "Шахмати для дибілів" та Абсурд Сучасності: Розмова з Михайлом Бринихом у "Сенсі"
- 16.10.2025|13:13Ласло Красногоркаї: Нобель 2025 спричинив стрімке зростання продажів та ажіотаж довкола нового роману
- 16.10.2025|13:11Волелюбність, гідність, гумор: «Архетип нації» дослідив ключові риси українців
- 16.10.2025|10:09«За чотирма зайцями»: «Основи» перевидають п´єси Нечуя-Левицького та Старицького в театральній серії
- 16.10.2025|10:01Срібло BELMA-2025: Український підручник з хімії підкорив Європу на Франкфуртському ярмарку
- 13.10.2025|12:48«Гетьманіана Старицького»: Унікальна виставка відкриває зв´язок між Козацькою добою та сучасною боротьбою
- 13.10.2025|12:40«Крилатий Лев – 2025»: У Львові назвали найкращих авторів прозових рукописів
- 13.10.2025|12:35Завершується прийом зголошень на Премію імені Юрія Шевельова-2025
- 13.10.2025|12:2112 топових видавництв, десятки книжкових новинок та фігура-гігантка Лесі Українки: Україна вдруге на LIBER
- 11.10.2025|13:07Засновник Ukraїner Богдан Логвиненко мобілізувався до ЗСУ: "Не бути пліч-о-пліч - емоційно складніше"