Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
Завантажити

благодаря которому только и возможно существование дискурсивного мышления. Обеспечивая пространство для развёртывания дискурса, эта образность ответственна за выработку наиболее общих и, как правило, неотрефлексированных очевидностей, на которых и строится всё здание дискурсивного, пропозиционального мышления. В качестве примера подобных интуиций укажем на те представления о мире, которые легли в основу эвклидовой геометрии или системы Птолемея. Читатель может возразить, что системы предпосылок, лежавших в основании упомянутых теорий, в конце концов выявили свои границы и как таковые не могут рассматриваться в качестве подтверждения обобщающих потенций презентативной образности. Действительно, со временем оказалось, что интуиции, лежащие в основе эвклидовой геометрии и птолемеевской системы, не универсальны, тем не менее они исправно служили человечеству, да и продолжают служить до настоящего времени, и в пределах мира человеческой повседневности. Мы же обратились к этим примерам главным образом для того, чтобы показать, что существуют некие вненаучные формы обобщения, не только превосходящие научные по своему генерализующему потенциалу, но и определяющие границы научного обобщения. На наш взгляд, наряду с такими преходящими вариантами образного обобщения, примеры которых были приведены выше, существуют ещё более базовые образы, неизменные на всём протяжении человеческой истории и определяющие основные измерения человеческого бытия. В отличие от более частных версий презентативной образности, в них запечатлены фундаментальные и вневременные черты реальности, которые, несмотря на всю свою фундаментальность, доступны непосредственному восприятию и переживанию в форме презентативных образов. Чтобы понять, как такое возможно, обратимся к некоторым идеям теории хаоса. Современные исследования показывают, что достаточно сложные системы, к коим безусловно относятся вселенная и континуум «человек – мир», подчиняются в своём развитии законам нелинейной динамики и строятся как самовоспроизводящиеся фрактальные структуры, присутствующие на всех уровнях системы, – от базового до высшего уровня. Фракталы – это объекты, обладающие свойством самоподобия, то есть такие объекты, части которых подобны целому объекту. Популярным примером для объяснения является дерево. Хотя ветви становятся всё меньше и меньше, однако каждая ветвь остаётся похожей по структуре на ветви большего порядка и на дерево в целом. Нечто подобное мы имеем и на уровне вселенной: структуры человеческой субъективности, телесности, структуры жизненного мира и структуры универсума идентичны. Они доступны восприятию, и человек в процессе навигации в жизненном мире постоянно сталкивается с ними, они несут определённую жизненно важную информацию или, что то же самое, они изначально наделены смыслом. Восприятие этого смысла и его повторная утилизация в процессе синестезийного образотворчества определяют основные параметры человеческой субъективности. Всё это способствует возникновению переживания единства с миром, переживания, впоследствии выливающегося в интуицию всеединства. Действительно, в процессе навигации в жизненном мире человек становится свидетелем резонанса субъективных фрактальных структур с объективными фракталами, развивающимися в объемлющем строе человеческой жизни. Повторная субъективная утилизация опыта взаимосвязанности человеческой субъективности с окружающим человека миром приводит к возникновению переживания единства человека и мира. При этом не следует забывать, что фрактальные структуры, воспринимаемые человеком, определяют все уровни организации реальности, поэтому обобщающий потенциал интуиций, построенных на их восприятии, практически ничем не ограничен, а это означает, что опыт единства человека и мира, даже если он выводится из факта локального единства человека и среды обитания, изначально носит универсальный характер и распространяется на весь объём реальности. Благодаря этому обстоятельству человеческое восприятие обладает гигантским обобщающим потенциалом и открывает человеку доступ к непосредственному переживанию единства человека и мира, подлинному переживанию, в процессе которого человек воспринимает наиболее фундаментальные измерения реальности как равно имманентные природе человека и универсума. Согласно этим представлениям, единство человека и мира – это прежде всего единство на уровне структур, но реализуемое на основе различного материального субстрата. При этом изоморфизм между миром и сознанием о мире действует только на уровне принципа организации: «и для сознания и для квантовой реальности характерна динамика низкой энтропии и высокой организации, но на совершенно разных уровнях физической реальности»132.
Заметим, кстати, что это обстоятельство может служить объяснением сходства мистических интуиций и представлений, лежащих в основании современной физики. Похоже на то, что представления физиков и видения мистиков опираются на единую перцептуальную схему данности мира, соответственно в объяснении мира они

Останні події

27.08.2025|18:44
Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
25.08.2025|17:49
У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
25.08.2025|17:39
Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
23.08.2025|18:25
В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
20.08.2025|19:33
«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
19.08.2025|13:29
Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
18.08.2025|19:27
Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
18.08.2025|19:05
У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
18.08.2025|18:56
Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
18.08.2025|18:51
На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»


Партнери