Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Лілі МарленСергій Жадан
так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
Завантажити

необходимостью существуют совместно и взаимоотносительно, то все организмы занимают положение, отражаемое другим. Проще говоря, в той мере, в какой человек отражает мир, мир отражает человека. Тем самым объемлющий строй предоставляет возможность для создания символического просвета между человеком и миром, просвета, сделавшего возможным возникновение человеческого сознания. Действительно, в восприятии имеется информация как о внешнем мире, так и о человеке, и восприятие задаёт базовые метафоры для понимания того либо иного явления. Соответственно повторное переживание опыта восприятия с опорой на структуры объемлющего строя создаёт пространство для метафорического соотнесения между собой в силу присущей восприятию синестезии различных чувственных модусов, относящихся к одному и тому же опыту восприятия. Двойственная природа этих образов, представляющих в себе единство человека и мира, позволяет осуществлять их дополнительное соотнесение по линии «человек – окружающий мир». На основе возникающих при этих соотнесениях многомерных связей и строится сознание. Например, повторное переживание опыта восприятия неограниченного горизонтального пространства, представимого в объемлющем строе, задает матрицу для метафоризации и понимания человеческой жизни как готовности к изменениям перед лицом неопределённости – заботы. Вообще говоря, объемлющий строй может быть рассмотрен в качестве источника человеческой структуры бытия в мире, о которой столь много говорит М.Хайдеггер.
Идея о том, что в основе сознания лежат структуры восприятия, открытые Дж.Гибсоном, хорошо согласуется с теми данными о сознании, которыми располагает современная наука. Например, феноменология сознания широко оперирует метафорами света и пространства, используя их для описания высших состояний сознания. Сравнивая их с описанием богообщения в исихазме, нетрудно заметить, что эти метафоры перекликаются, если не сказать больше, вытекают из объемлющего строя восприятия. То же относится к человеческому ощущению продолжительности, непосредственно связанному с горизонтальной открытостью развёртывающейся оболочки потока объемлющего строя. Однако наиболее полно эта связь проявляется в постижении модуса присутствия-открытости, модуса, справедливо рассматриваемого в качестве высшего проявления символического сознания (М.Хайдеггер) и явно опирающегося на наиболее фундаментальную структуру объемлющего строя – «откуда – куда».
Говоря о сознании, мы, как правило, имеем в виду содержание сознания, а отнюдь не то, что стоит за этим содержанием и становится доступным нашему вниманию в весьма редких и в известном смысле уникальных ситуациях. Между тем та представимость материала сознания, с которой имеет дело современный человек, является результатом достаточно длительного процесса эволюции сознания и обеспечивается целым рядом специальных ментальных «машин», которые, как правило, остаются за экраном сознания и в обычных условиях недоступны человеку. Представление же о сознании как своего рода отражательной способности также весьма далеко от того, чем сознание является на самом деле. И хотя такой режим работы сознания становится доминирующим в жизнедеятельности современного человека, он не только ограниченно дееспособен, но и неадекватен в известных обстоятельствах. Другими словами, за эволюцию сознания приходится расплачиваться утратой способности видеть фундаментальные основы сознания, понимание же устройства этих структур может весьма много рассказать об устройстве окружающего человека мира и о том, как человек связан с этим миром. Интенциональная ориентация современного человека делает его нечувствительным к этим фундаментальным уровням связи человека и мира. Для него важно то, на что направлено сознание, а не сознание само по себе. Такой прагматизм долгое время мог восприниматься как проявление здоровой установки не склонного к бесплодной рефлексии деятельностного человека. Однако времена меняются, и современный человек как никогда прежде нуждается в понимании того, что из себя представляет его сознание. Многочисленные исследования сознания, предпринятые в рамках различных научных парадигм (когнитивные исследования, трансперсональная психология, феноменологии различного толка), свидетельствуют, что сознание дано человеку в двух основных формах – в виде слов, то есть вербально, и в виде образов. Данные, полученные в результате интроспекции и с использованием стробоскопа и тахистоскопа, показали, что образы всегда предшествуют словесному оформлению мысли. Это утверждение не столь тривиально, как это может показаться на первый взгляд. Дискуссии между сторонниками вербального понимания основы сознания и теми, кто исходил из приоритета образности, длились с конца XIX века, и лишь данные, полученные в конце XX века, позволили с большой долей уверенности сделать вывод об образной природе человеческого сознания122. Соответственно изучение становления и функционирования образности способно пролить свет на глубинную природу сознания.
Итак, исследования

Останні події

16.10.2025|18:12
Культові "Шахмати для дибілів" та Абсурд Сучасності: Розмова з Михайлом Бринихом у "Сенсі"
16.10.2025|13:13
Ласло Красногоркаї: Нобель 2025 спричинив стрімке зростання продажів та ажіотаж довкола нового роману
16.10.2025|13:11
Волелюбність, гідність, гумор: «Архетип нації» дослідив ключові риси українців
16.10.2025|10:09
«За чотирма зайцями»: «Основи» перевидають п´єси Нечуя-Левицького та Старицького в театральній серії
16.10.2025|10:01
Срібло BELMA-2025: Український підручник з хімії підкорив Європу на Франкфуртському ярмарку
13.10.2025|12:48
«Гетьманіана Старицького»: Унікальна виставка відкриває зв´язок між Козацькою добою та сучасною боротьбою
13.10.2025|12:40
«Крилатий Лев – 2025»: У Львові назвали найкращих авторів прозових рукописів
13.10.2025|12:35
Завершується прийом зголошень на Премію імені Юрія Шевельова-2025
13.10.2025|12:21
12 топових видавництв, десятки книжкових новинок та фігура-гігантка Лесі Українки: Україна вдруге на LIBER
11.10.2025|13:07
Засновник Ukraїner Богдан Логвиненко мобілізувався до ЗСУ: "Не бути пліч-о-пліч - емоційно складніше"


Партнери