
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
показали, что сознание оперирует двумя типами символизма: репрезентативным символизмом, наиболее развитой формой которого является вербальное сознание, характеризующееся прагматической направленностью и, как правило, связанное с текущим жизненным опытом человека и поддающееся в той либо иной степени сознательному контролю, и так называемым презентативным символизмом – преимущественно образным метафорическим процессом, который разворачивается спонтанно. Оказалось, что каждому акту сознания предшествует определённый, в большинстве случаев неосознаваемый поток презентативной образности. Презентативный образный процесс предстал в качестве базового уровня человеческого сознания, без поддержания которого невозможна никакая сознательная активность. Дело выглядит так, что презентативная образность задает предельные смыслы и контекст для репрезентативной, пропозициональной способности человека. Ориентация презентационного символизма на синкретизм обусловливает такую его особенность, как метафоричность, презентационные символы небезразличны к материалу своего выражения и их смысл выявляется в процессе непосредственного погружения в образность и переживания заключённого в ней смысла: «в презентативном символизме смысл возникает в результате эмпирического погружения в выразительные паттерны символической среды. Он возникает в виде спонтанной опережающей игры образов»123.
Для репрезентативного символизма связь между означающим и референтом является произвольным отношением различия, знаки определяются по отношению к другим знакам. Для репрезентативного символизма первостепенное значение имеет интенциональное отнесение, а средством выражения выступает код, как правило, автоматизированный и в силу этого неосознаваемый. Сознание входит в репрезентативное мышление не как субстанция, а лишь как внешний наблюдатель, призванный отбирать полученные результаты и направлять дальнейшее течение пропозиционного процесса. Чувственная ткань репрезентационого символизма весьма бедна и сводится главным образом к неосязаемому чувству смысла. И хотя оба типа символизма тесно связаны между собою, выступая по отношению друг к другу в качестве соотносительных сторон общего процесса функционирования сознания в логическом и субстанциональном плане, репрезентативный символизм опирается в своем существовании на презентативную образность, задающую пространство для его функционирования и являющуюся субстанцией сознания по преимуществу. Презентативную образность, стоящую за процессами репрезентативного, прагматически ориентированного мышления, можно обнаружить при помощи специальных инструментальных методик, направленных на задержку или подавление прагматического измерения человеческого сознания. Оказалось, что использование тахистоскопических экспериментов или методов классической интроспекции открывает возможность для раскрытия презентативного пространства, задающего смыслы и контекст для репрезентативного мышления. Эти методики задерживают на некоторое время преобладающий в норме процесс семантической категоризации, чтобы в сознании могли проявляться его выразительные размерности, составляющие основу презентативного символизма: «Поскольку презентативная сторона нашей символической способности больше сообщает о контексте или обстановке, нежели о фокусе соотнесения, повторение последовательных «моментов ума» создаёт возможность слияния нашего опыта в «состояние», «в котором» мы находимся – результатом чего становится самосознание, которое имеет место главным образом не post factum, а является непрерывным»124. Достаточно долгая задержка позволяет вскрыть микрогенез образов в презентативном символизме. Исследования показали, что формирование образов проходит через несколько стадий. В самом начале этого процесса воспроизводится базовая структура (матрица) сознания, на основе которой происходит развитие (рекомбинация) образов, причём образы эти претерпевают эволюцию от абстрактных геометрических образов до антропоморфных физиогномических. Соответственно, углубление презентационных состояний сопровождается обратной динамикой. Сначала сознанию становятся доступны конкретные физиогномические образы – архетипы, которые сменяются достаточно абстрактными геометрическими узорами, а им на смену приходит опыт белого света. Такова, так сказать, визуальная сторона презентативной образности, но ею одной дело далеко не исчерпывается. Презентативная образность принципиально многомерна и синестезийна, развёртывание образов опирается на всё богатство модальностей восприятия: от кинестезии до обоняния. Опыт восприятия и его структура повторно утилизируются и реорганизуются в процессе межмодальной трансляции, обеспечивая человеческое сознание необходимым инструментарием. При повторном переживании того либо иного опыта и взаимном соотнесении его данности человеку через различные модальности восприятия возникает представление о существовании общего субъективного пространства, в котором осуществляется взаимное перетекание и столкновение между разными модальностями
Останні події
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»