
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
показали, что сознание оперирует двумя типами символизма: репрезентативным символизмом, наиболее развитой формой которого является вербальное сознание, характеризующееся прагматической направленностью и, как правило, связанное с текущим жизненным опытом человека и поддающееся в той либо иной степени сознательному контролю, и так называемым презентативным символизмом – преимущественно образным метафорическим процессом, который разворачивается спонтанно. Оказалось, что каждому акту сознания предшествует определённый, в большинстве случаев неосознаваемый поток презентативной образности. Презентативный образный процесс предстал в качестве базового уровня человеческого сознания, без поддержания которого невозможна никакая сознательная активность. Дело выглядит так, что презентативная образность задает предельные смыслы и контекст для репрезентативной, пропозициональной способности человека. Ориентация презентационного символизма на синкретизм обусловливает такую его особенность, как метафоричность, презентационные символы небезразличны к материалу своего выражения и их смысл выявляется в процессе непосредственного погружения в образность и переживания заключённого в ней смысла: «в презентативном символизме смысл возникает в результате эмпирического погружения в выразительные паттерны символической среды. Он возникает в виде спонтанной опережающей игры образов»123.
Для репрезентативного символизма связь между означающим и референтом является произвольным отношением различия, знаки определяются по отношению к другим знакам. Для репрезентативного символизма первостепенное значение имеет интенциональное отнесение, а средством выражения выступает код, как правило, автоматизированный и в силу этого неосознаваемый. Сознание входит в репрезентативное мышление не как субстанция, а лишь как внешний наблюдатель, призванный отбирать полученные результаты и направлять дальнейшее течение пропозиционного процесса. Чувственная ткань репрезентационого символизма весьма бедна и сводится главным образом к неосязаемому чувству смысла. И хотя оба типа символизма тесно связаны между собою, выступая по отношению друг к другу в качестве соотносительных сторон общего процесса функционирования сознания в логическом и субстанциональном плане, репрезентативный символизм опирается в своем существовании на презентативную образность, задающую пространство для его функционирования и являющуюся субстанцией сознания по преимуществу. Презентативную образность, стоящую за процессами репрезентативного, прагматически ориентированного мышления, можно обнаружить при помощи специальных инструментальных методик, направленных на задержку или подавление прагматического измерения человеческого сознания. Оказалось, что использование тахистоскопических экспериментов или методов классической интроспекции открывает возможность для раскрытия презентативного пространства, задающего смыслы и контекст для репрезентативного мышления. Эти методики задерживают на некоторое время преобладающий в норме процесс семантической категоризации, чтобы в сознании могли проявляться его выразительные размерности, составляющие основу презентативного символизма: «Поскольку презентативная сторона нашей символической способности больше сообщает о контексте или обстановке, нежели о фокусе соотнесения, повторение последовательных «моментов ума» создаёт возможность слияния нашего опыта в «состояние», «в котором» мы находимся – результатом чего становится самосознание, которое имеет место главным образом не post factum, а является непрерывным»124. Достаточно долгая задержка позволяет вскрыть микрогенез образов в презентативном символизме. Исследования показали, что формирование образов проходит через несколько стадий. В самом начале этого процесса воспроизводится базовая структура (матрица) сознания, на основе которой происходит развитие (рекомбинация) образов, причём образы эти претерпевают эволюцию от абстрактных геометрических образов до антропоморфных физиогномических. Соответственно, углубление презентационных состояний сопровождается обратной динамикой. Сначала сознанию становятся доступны конкретные физиогномические образы – архетипы, которые сменяются достаточно абстрактными геометрическими узорами, а им на смену приходит опыт белого света. Такова, так сказать, визуальная сторона презентативной образности, но ею одной дело далеко не исчерпывается. Презентативная образность принципиально многомерна и синестезийна, развёртывание образов опирается на всё богатство модальностей восприятия: от кинестезии до обоняния. Опыт восприятия и его структура повторно утилизируются и реорганизуются в процессе межмодальной трансляции, обеспечивая человеческое сознание необходимым инструментарием. При повторном переживании того либо иного опыта и взаимном соотнесении его данности человеку через различные модальности восприятия возникает представление о существовании общего субъективного пространства, в котором осуществляется взаимное перетекание и столкновение между разными модальностями
Останні події
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
- 23.08.2025|18:25В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
- 20.08.2025|19:33«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
- 19.08.2025|13:29Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
- 18.08.2025|19:27Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
- 18.08.2025|19:05У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
- 18.08.2025|18:56Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
- 18.08.2025|18:51На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»