Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- ДружбаВалентина Романюк
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
естественного хода вещей: «Если это так, то нет ничего изначально неправильного в том, чтобы искать отражения наших «лица» и «структуры» в физических системах, которые на разных уровнях породили наше бытие»130.
Итак, если чувство единства с миром является тем эмпирическим базисом, на котором строится всё богатство бытийного опыта, то возникает вопрос о том, каким образом реализуется это единство. Что делает человека единым с миром? Очевидно, что речь не может идти о простой означающей символичности; если бы всё дело сводилось к этому, то мы бы имели дело с простой компенсацией и иллюзией единства. Судя по всему, этот опыт отнюдь не иллюзорен и если это так, а по нашему глубокому убеждению, это именно так, то следует показать, каким образом человеку может быть дано это непосредственное единство с миром, за счёт каких механизмов и на каком субстрате оно реализуется. Переживание единства человека и мира лежит в основе бытийного опыта, об этом свидетельствуют все тексты, описывающие этот опыт. Всё выглядит таким образом, что в процессе переживания своего единства с реальностью человек выходит на новый уровень восприятия своего места в универсуме, изменяет свою самоидентификацию, начиная соотносить себя с некоей вечной и неустранимой основой бытия, и приобретает тем самым иммунитет к страху смерти. Мы не случайно говорим о восприятии, а не о понимании, дело в том, что освобождение не достигается в результате неких сложноорганизованных усилий, а происходит одномоментно, подобно вспышке, и не требует никаких специальных рефлексивных процедур для своего самообоснования. В результате такого опыта человек начинает ощущать себя и мир по-новому и все прежние представления и интуиции утрачивают свою силу над ним. Известно, что бытийный опыт невозможно вызвать сознательным усилием практикующего, он носит непроизвольный характер, и любые попытки его произвольного контроля и цензуры приводят к искажению и деформации этого опыта. Можно предположить, что человек в процессе бытийного переживания активизирует некие надличностные измерения своей субъективности, измерения, дарующие человеку возможность самоидентификации с универсумом. Характеризуя наиболее общие черты бытийного опыта, можем сказать, что это прежде всего опыт единства человека и универсума, протекающий в режиме восприятия-переживания с опорой на презентативную образность. Как известно, презентативные образы лежат в основе человеческой субъективности, и их функционирование опирается на базовые матрицы человеческого восприятия мира. Презентативная образность предшествует дискурсивному мышлению и в своём становлении и развитии не зависит от последнего. Все дискурсивные описания и объяснения бытийного опыта создаются post factum и в большинстве случаев носят превращённый характер. А это означает, что объяснительные схемы, в них используемые, не могут служить реальным объяснением механизмов и смысла бытийного опыта. В части, касающейся единства человека и мира, это означает, что мы должны сосредоточить своё внимание на обобщающем потенциале человеческого восприятия, лежащего в основе переживания единства человека и мира. На первый взгляд, кажется, что такой уровень общности, который необходим для переживания интуиции всеединства, может быть обеспечен лишь при помощи познавательных механизмов обобщения, использующих принцип абстрагирования и перехода от частного к общему. Такой тип обобщения предполагает сознательное использование логической операции абстрагирования от видовых признаков объекта с целью получения концепта большего уровня общности, но заведомо менее конкретного. Если исходить из того, что возможен только такой тип обобщения, то отсюда с неизбежностью следует вывод о том, что само по себе восприятие не в состоянии обеспечить человека переживанием такого уровня общности, которое мы имеем в интуиции всеединства, а это значит, что такое переживание по своему существу неподлинно и выполняет скорее иллюстративную функцию, символизируя собой некие результаты, полученные в процессе познавательной активности человека, и что единство человека и мира недоступно непосредственному переживанию и всегда будет существовать в форме некоего умозрительного итога, возникающего из абстрактного познавательного анализа жизненной ситуации, его же символическое представление в факте бытийного переживания не что иное, как бутафория, ориентированная на массового потребителя мировоззренческих истин. К счастью, помимо научного обобщения существует и другой тип обобщения, реализованный на недискурсивных образных началах и при этом не уступающий познавательному обобщению по своему генерализирующему потенциалу. Исследования образного мышления131 показывают, что наряду с образностью, индуцированной познавательной способностью человека и носящей иллюстративный, подчинённый и вторичный по отношению к дискурсивному мышлению характер, существует образность, так сказать, первичная по отношению к дискурсивному мышлению. Функционирование этого типа образности задаёт тот контекст,
Останні події
- 24.11.2025|14:50Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики