Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

фактором для человека, особенно в условиях фрустрации тех либо иных базовых потребностей. Но та же история показывает, что телесностью дело не исчерпывается и в составе высших ценностей присутствует компонент, превосходящий своей значимостью и переживательной силой соматическую составляющую. Этот компонент не только превосходит витальные ценности, но и подчиняет их себе, ставя в зависимость от ценностного ядра той либо иной идеологии. Иными словами, высшие ценности деятельностной идеологии не сводимы к сугубо витальным аспектам человеческого существования, не сводимы они и к социальным реалиям, этой излюбленной интерпретационной базе XX века. В них (ценностях) всегда остается некий не связанный с реалиями человеческой жизни остаток, стремление к которому при определённых обстоятельствах в состоянии подчинить себе всего человека без остатка. В качестве иллюстрации этого положения мы можем сослаться на множество примеров «иррационального» поведения людей, которые во имя этих «бесполезных» ценностей идут на любые лишения и даже жертвуют своей жизнью. Такие ситуации возможны как на фоне фрустрации витальных потребностей, так и на фоне их полного удовлетворения. Данное обстоятельство, кстати, указывает на несовершенство той объяснительной схемы, которая воплощена в знаменитой пирамиде Маслоу. Согласно концепции этого учёного высшие потребности человека требуют своего удовлетворения только после насыщения базовых (витальных) потребностей, и если эти базовые потребности не удовлетворены, потребности высшие даже не актуализируются. Между тем следует отметить, что в жизни человека часто возникают ситуации, когда он стремится к удовлетворению высших потребностей в ущерб «низшим» базовым. Для примера можно сослаться на жизнеописания всех религиозных виртуозов, которые демонстрировали последовательный аскетизм на их пути к богообщению. Факт несводимости высших ценностей к неким прагматическим выгодам соответствует нашим интуитивным представлениям. Большинство людей почувствуют себя обиженными, если мы начнём утверждать, что их стремление к высокому целиком укоренено в прозе жизни и обусловлено нашими витальными нуждами. У нас существует стойкое убеждение, что у высших ценностей есть какой-то вечностный, превосходящий реалии повседневной жизни смысл. Косвенным подтверждением этой интуиции является и то, каким образом человек «потребляет» эти высшие ценности, вернее, то, что он отказывается от потребительского отношения к этим ценностям. Основным модусом отношения к этим ценностям является их переживание. Практика показывает, что синестезийное переживание высших ценностей является конечным и наиболее желаемым состоянием человека, состоянием, венчающим его жизненные стремления и чаяния. Теоретически человек мог бы находиться в этом состоянии сколь угодно долго, но жизнь берёт своё и рано или поздно мы выходим из этого состояния, чтобы тут же начать страстно желать вернуться в него вновь.
Итак, перед нами выстраивается следующая схема устройства идеологического (мировоззренческого) сознания.
В основании идеологии находится ценностное ядро, исходящая от него мотивационная энергия канализируется, концентрируется и направляется к деятельностно наиболее значимым реалиям человеческой жизни, которые переинтерпретируются в свете этих ценностей. В самом ядре различают две группы ценностей. В первую группу входят ценности, ориентация на которые призвана обеспечить более комфортные условия существования для человека, к ним относятся ценности витальные (безопасность, еда, секс) и социальные (доступ к социальным ресурсам, статус). Вторую группу составляют ценности прагматически бесполезные, стремление к переживанию этих ценностей является неустранимой и наиболее мощной доминантой человеческой активности в мире. Ценности открываются человеку через систему образов, они окружены дискурсивной атмосферой, непрестанно порождающей тексты, призванные моделировать и закреплять образную феноменологию. Благодаря наличию этой дискурсивной составляющей становится возможной коммуникация между субъектами идеологии по поводу переживания ценностей и их инкорпорации в контекст деятельностной активности человека. Как представляется, такая образно-дискурсивная форма существования идеологии соответствует образно-дискурсивной структуре человеческой психики и каждый из компонентов идеологии обращается к соответствующей подсистеме психики. Образный – к механизмам, локализованным в правом полушарии, дискурсивный – к механизмам левого полушария.
Однако у идеологии существует не только центральная часть, но и периферия. По мере продвижения от центра к периферии меняется соотношение между весом аффективных и дискурсивных компонентов идеологии. Чем дальше от центра мы находимся, тем выше удельный вес дискурсивного компонента, меняется и характер образов, на место непроизвольных презентативных образов приходят всё более произвольные, если можно так сказать, формально-служебные и вписанные в контекст человеческой деятельности образы. Происходит

Останні події

29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»


Партнери