Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

всё более явное увеличение удельного веса репрезентативных образов, ориентированных преимущественно на обозначающую функцию и по большому счёту безразличных к материи самого образа. Например, родина может быть обозначена как через образ матери, так и через образ природы. В свою очередь, уменьшается удельный вес презентативных образов, для которых характерна достаточно жёсткая связь между смыслом образа и используемыми выразительными средствами, примером этой связи может служить светоносный образ божества, переживание презентативной образности носит непроизвольный характер и весьма мало зависит от человеческого самосознания и воли. Легко догадаться, что по мере удаления от центра идеологии репрезентативных образов становится всё больше, а презентативных – всё меньше. Возникает вопрос: а что представляет собой периферия идеологии? Наш ответ звучит следующим образом: на периферии идеологии реализуется её связь с реалиями человеческой жизни, и именно здесь человек «прикрепляется» к идеологии. В повседневной жизни человека мало интересует идеологическая кухня, ему нет дела до того, из каких компонентов и по каким рецептам готовилось то идеологическое варево, которое он потребляет, что для него по-настоящему важно, так это то, чтобы идеология эффективно выполняла свою функцию и обеспечивала человека средствами, позволяющими ему комфортно и осмысленно осуществлять свою повседневную деятельность. И только в моменты мировоззренческих кризисов мы видим нарастание обратного движения (от периферии к центру), человек начинает обращать внимание на ранее безразличные для него механизмы функционирования и организации идеологии. Ценностное ядро становится объектом рефлексии, посредством которой человек стремится максимально приблизиться к абсолюту той либо иной идеологической системы и тем самым восстановить утраченное равновесие. Если оказывается, что традиционный комплекс представлений и образов об абсолюте уже не работает, то происходит выработка нового образа и новой концепции абсолюта. Характерно, что каждый последующий этап в раскрытии абсолюта носит всё более абстрактный и формальный характер. Так, во времена поздней Античности и Средневековья абсолют отождествлялся с образом личностного бога, кризис Нового времени привёл к разотождествлению образа личностного бога и абсолюта и выявлению более абстрактной основы идеологии, которая ассоциируется с тем, что в философии носит название «бытие». Впрочем, справедливости ради следует заметить, что для религиозных виртуозов факт несводимости абсолюта к личностному божеству не был тайной, достаточно сослаться на проповеди Майстера Экхарта. Вот что он говорит в одной из своих проповедей: «Бог и Божество несхожи как небо и земля… Становится бог там, где все создания высказывают его. Когда я был ещё в основании, в глубине Божества, в течении и источнике его, никто не спрашивал меня, куда я стремлюсь и что я делаю, там не было никого, кто бы мог меня спросить. Лишь когда я изошёл, все создания возвестили мне Бога… О Боге говорят все создания. А почему они не говорят о Божестве? Всё, что в Божестве, – едино… не действует… И когда я возвращаюсь в глубину и основание Божества… никто не спрашивает меня, откуда и где я был. Никто не ощутил моего отсутствия. И это значит: Бог преходит”137. Тем не менее массовое сознание исходило из тождественности абсолюта и личностного бога. И лишь значительно позже, по мере развития проекта Нового времени, приходит осознание того факта, что абсолют и бог – это не одно и то же. Но для того, чтобы такое осознание произошло, необходимо было возвращение к пониманию бытия как совокупности сущего. Наиболее значительными фигурами Нового времени, с которыми мы связываем такое понимание бытия, были Б.Спиноза и Фр.Шлейермахер. При этом мы должны отдавать себе отчёт в том, что новые подходы к бытию совсем не обязательно должны выражаться в явной форме. Мыслители той либо иной эпохи, будучи погружёнными в контекст своего времени и использующие доступные им выразительные средства для ответа на актуальные для современников вопросы, часто и сами проходили мимо тех принципиальных моментов, которые лежали в основании их систем и всё значение которых открылось только для их потомков. Это замечание относится в полной мере и к Б.Спинозе. Будучи современником Р.Декарта и во многом ориентируясь на идеалы рационализма, Б.Спиноза отказался от деятельностной парадигмы в качестве основного объясняющего принципа, абсолютом для Б.Спинозы выступает не бог-творец, а субстанция, которая, будучи имманентна миру, а по сути своей сама и являющаяся миром, творит всё многообразие сущего из самой себя. В учении Б.Спинозы отсутствует разделение мира как такового на миры сакральный и профанный, которые находятся друг к другу в иерархическом отношении и в которых познание истины всегда предполагает усмотрение сущности за существованием. Признание субстанции в качестве единственной и конечной реальности означает, по сути, отказ от понимания бытия в качестве сути сущего и возвращение к

Останні події

29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»


Партнери