Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

окружающему его миру. Причиной такого положения они считают субъект-объектную установку, лежащую в основе западного типа мышления: «западное человечество мыслит дуалистически, бинарными оппозициями, например такими, как дух и тело, разум и чувство, человек и природа, мужское и женское. За одним из членов оппозиции (дух, разум, человек, мужчина) признаётся превосходство, и он будто бы имеет право господствовать над другим членом, которому присущи низшие свойства (то есть, соответственно, над телом, над чувством, природой и женщиной). В попытке завоевать для человечества богоподобную безопасность и мощь западные идеологии современности призывают преобразовать Землю в титаническую фабрику, рискуя тем самым разрушить биосферу, от которой зависит всё живое»143.
Такое совпадение позиций не обязательно означает, что хайдеггеровский (западный) и восточный подходы к пониманию человека опираются на один и тот же общий источник интуиций, но в нашем случае это именно так. Для того чтобы убедиться в этом обстоятельстве, следует обратиться к наиболее фундаментальным представлениям, лежащим в основе хайдеггеровского учения, и сравнить их с такими же представлениями в восточных традициях. К таковым относится прежде всего представление о Ничто, представление, играющее центральную роль в буддизме махаяны и в учении немецкого философа. Задумываясь над тем, каким образом человек, несмотря на свою конечность, может сделать совокупность сущего «доступной одновременно как в её всеобщности самой по себе, так и для человека», М.Хайдеггер приходит к выводу, что это возможно только через Ничто. Ничто лежит в основании той позиции, которая позволяет приблизиться к подлинности бытия и не потерять себя среди множества сущих. Открытие всеобщности Ничто возможно через осознание человеческой смертности. Человеческая неспособность переносить этот «медицинский» факт приводит к тому, что человека охватывает ужас, через который ему и открывается Ничто: «Ничто даёт о себе знать в настроении ужаса – но не как сущее. Равным образом не выступает оно и как предмет анализа. Ужас вовсе не способ постижения Ничто. Тем не менее благодаря ему и в нём Ничто приоткрывается. Хотя опять же не так, будто оно являет себя в чистом виде «рядом» с жутко проседающей совокупностью сущего… Ничто не затягивает в себя, а сообразно своему существу отсылает от себя. Отсылание от себя как таковое есть вместе с тем – за счёт того, что оно заставляет сущее ускользать – отсылание к тонущему сущему в целом»144. И далее: «Ничтожение не случайное происшествие, а то отталкивающее отсылание к ускользающему сущему в целом, которое приоткрывает это сущее в целом, которое приоткрывает это сущее в его полной, до того сокрытой странности как нечто совершенно Другое – в противовес Ничто»145. Вот это «сущее в целом» и есть бытие. Таким образом, мыслитель настойчиво подчеркивает, что Ничто играет центральную роль в поисках путей к бытию. М.Хайдеггеру же принадлежит следующая мысль о том, что «человеческое бытие может вступить в отношение к сущему (бытию. – Л.С.) только потому, что выдвинуто в Ничто»146. Восхождение к Бытию через Ничто предполагает от человека готовность к переживанию ужаса. М.Хайдеггер утверждает, что решимость человека пройти через смертный страх и услышать то, что нам имеет сообщить Ничто, вознаграждается достижением человеком своей подлинности. В своей подлинности человек принимает на себя ответственность за бытие, что является решающим условием для достижения им состояния свободы: «Вместо существования принуждённым способом, то есть как некоего жёстко самотождественного Я, мы позволяем простереться временной открытости – тому, что мы есть. Это простирание позволяет вещам и другим людям проявить себя полнее, многограннее, свежее – уже не просто объектами или орудиями достижения наших целей. И наоборот: убегание от страха в повседневные занятия и отвлечения скрывает от нас истину о нашем смертном ничто, и мы тем самым оказываемся неспособны позволить вещам проявить себя изначальным образом»147.
Напрашивается параллель между этим описанием и классической буддистской притчей о просветлении: до просветления горы – это горы, в момент переживания просветления горы больше не горы, по достижению и утверждению человека в состоянии просветления горы снова горы, но на вершок выше. Согласно буддистским представлениям, просветление предполагает прямое усмотрение радикальной безосновности как человека, так и природы, то есть принятие Ничто.
В поздний период своего творчества М.Хайдеггер приходит к выводу о социальной природе проблемы человеческой подлинности, он полагает, что «неподлинность» – поверхностное, ограниченное понимание природы вещей – является следствием социальных процессов, запущенных ещё в античный период европейской истории. Результатом развития этих процессов стало то, что человечество во многом потеряло способность к пониманию себя в качестве просвета, открывающего бытие сущих, а всё больше стало понимать себя в качестве особого сущего –

Останні події

29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»


Партнери