Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
Завантажити

окружающему его миру. Причиной такого положения они считают субъект-объектную установку, лежащую в основе западного типа мышления: «западное человечество мыслит дуалистически, бинарными оппозициями, например такими, как дух и тело, разум и чувство, человек и природа, мужское и женское. За одним из членов оппозиции (дух, разум, человек, мужчина) признаётся превосходство, и он будто бы имеет право господствовать над другим членом, которому присущи низшие свойства (то есть, соответственно, над телом, над чувством, природой и женщиной). В попытке завоевать для человечества богоподобную безопасность и мощь западные идеологии современности призывают преобразовать Землю в титаническую фабрику, рискуя тем самым разрушить биосферу, от которой зависит всё живое»143.
Такое совпадение позиций не обязательно означает, что хайдеггеровский (западный) и восточный подходы к пониманию человека опираются на один и тот же общий источник интуиций, но в нашем случае это именно так. Для того чтобы убедиться в этом обстоятельстве, следует обратиться к наиболее фундаментальным представлениям, лежащим в основе хайдеггеровского учения, и сравнить их с такими же представлениями в восточных традициях. К таковым относится прежде всего представление о Ничто, представление, играющее центральную роль в буддизме махаяны и в учении немецкого философа. Задумываясь над тем, каким образом человек, несмотря на свою конечность, может сделать совокупность сущего «доступной одновременно как в её всеобщности самой по себе, так и для человека», М.Хайдеггер приходит к выводу, что это возможно только через Ничто. Ничто лежит в основании той позиции, которая позволяет приблизиться к подлинности бытия и не потерять себя среди множества сущих. Открытие всеобщности Ничто возможно через осознание человеческой смертности. Человеческая неспособность переносить этот «медицинский» факт приводит к тому, что человека охватывает ужас, через который ему и открывается Ничто: «Ничто даёт о себе знать в настроении ужаса – но не как сущее. Равным образом не выступает оно и как предмет анализа. Ужас вовсе не способ постижения Ничто. Тем не менее благодаря ему и в нём Ничто приоткрывается. Хотя опять же не так, будто оно являет себя в чистом виде «рядом» с жутко проседающей совокупностью сущего… Ничто не затягивает в себя, а сообразно своему существу отсылает от себя. Отсылание от себя как таковое есть вместе с тем – за счёт того, что оно заставляет сущее ускользать – отсылание к тонущему сущему в целом»144. И далее: «Ничтожение не случайное происшествие, а то отталкивающее отсылание к ускользающему сущему в целом, которое приоткрывает это сущее в целом, которое приоткрывает это сущее в его полной, до того сокрытой странности как нечто совершенно Другое – в противовес Ничто»145. Вот это «сущее в целом» и есть бытие. Таким образом, мыслитель настойчиво подчеркивает, что Ничто играет центральную роль в поисках путей к бытию. М.Хайдеггеру же принадлежит следующая мысль о том, что «человеческое бытие может вступить в отношение к сущему (бытию. – Л.С.) только потому, что выдвинуто в Ничто»146. Восхождение к Бытию через Ничто предполагает от человека готовность к переживанию ужаса. М.Хайдеггер утверждает, что решимость человека пройти через смертный страх и услышать то, что нам имеет сообщить Ничто, вознаграждается достижением человеком своей подлинности. В своей подлинности человек принимает на себя ответственность за бытие, что является решающим условием для достижения им состояния свободы: «Вместо существования принуждённым способом, то есть как некоего жёстко самотождественного Я, мы позволяем простереться временной открытости – тому, что мы есть. Это простирание позволяет вещам и другим людям проявить себя полнее, многограннее, свежее – уже не просто объектами или орудиями достижения наших целей. И наоборот: убегание от страха в повседневные занятия и отвлечения скрывает от нас истину о нашем смертном ничто, и мы тем самым оказываемся неспособны позволить вещам проявить себя изначальным образом»147.
Напрашивается параллель между этим описанием и классической буддистской притчей о просветлении: до просветления горы – это горы, в момент переживания просветления горы больше не горы, по достижению и утверждению человека в состоянии просветления горы снова горы, но на вершок выше. Согласно буддистским представлениям, просветление предполагает прямое усмотрение радикальной безосновности как человека, так и природы, то есть принятие Ничто.
В поздний период своего творчества М.Хайдеггер приходит к выводу о социальной природе проблемы человеческой подлинности, он полагает, что «неподлинность» – поверхностное, ограниченное понимание природы вещей – является следствием социальных процессов, запущенных ещё в античный период европейской истории. Результатом развития этих процессов стало то, что человечество во многом потеряло способность к пониманию себя в качестве просвета, открывающего бытие сущих, а всё больше стало понимать себя в качестве особого сущего –

Останні події

25.08.2025|17:49
У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
25.08.2025|17:39
Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
23.08.2025|18:25
В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
20.08.2025|19:33
«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
19.08.2025|13:29
Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
18.08.2025|19:27
Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
18.08.2025|19:05
У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
18.08.2025|18:56
Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
18.08.2025|18:51
На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»
17.08.2025|11:36
«Книжка року’2025». ЛІДЕРИ ЛІТА. Номінація «ВІЗИТІВКА»


Партнери