
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
мира сознательные метафоры должны быть адекватными.
Описанные выше особенности восприятия запечатлеваются в базовых структурах сознания, на их основе осуществляется становление человеческой субъективности. Совокупность базовых структур сознания, известных как опыт бытия, определяет не только активность человека в мире, но и характер его мировоззрения. Именно благодаря опыту бытия различные системы человеческой идеологии обладают способностью разрешения экзистенциальных проблем, с которыми сталкивается человек. Это разрешение строится на основе метафорического переосмысления чувства единства человека и мира, возникающего в процессе переживания опыта бытия. Но само чувство единства человека и мира не метафора и не символ, а прямое восприятие единства человека и мира. Сознание, известное нам в основном в своём информационно-бестелесном облике, у своих истоков формируется на основе энерго-информационного процесса, протекающего между субъектом восприятия и универсумом. При этом некая объективная «субстанция-энергия», являясь достаточно фундаментальной основой сущего, выступает одновременно в качестве основы сознания, это обстоятельство переживается как единство человека и мира. В свою очередь, переживание этого единства открывает возможности для субъективного влияния на тот поток общей «энергии», который протекает через человека, и воссоздания на его основе символической модели окружающего человека мира. Ещё раз подчеркнём, что в основе такого моделирования лежит воспринимаемый человеком факт тождества «субстанции» сознания и «субстанции» универсума. Для того чтобы такое моделирование было эффективным, необходимо, чтобы общая основа сознания и мироздания была достаточно «всеобщей и значимой» для универсума. Именно при соблюдении этого требования воспринимаемое единство человека и мира будет достаточно сильным для его последующей метафорической возгонки и дистилляции в концепт бытия.
Следует заметить, что в последнее время получены новые свидетельства в пользу так называемой квантовой гипотезы сознания. И если в дальнейшем в результате исследований утвердится точка зрения о том, что сознание базируется на квантово-механических эффектах, то такая общая основа сознания и универсума будет как нельзя лучше соответствовать тем требованиям, которые были озвучены нами выше.
Таким образом, нам представляется, что мы имеем достаточно веские основания для предположения о том, что лежащее в основе бытийного опыта чувство единства человека и мира – это не полезная иллюзия, а буквальное восприятие реального единства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любое живое существо, в том числе и человек, характеризуется двумя основными типами активности – активностью, направленной на навигацию в окружающем его мире, и поисковой активностью, целями которой являются поиск пищи либо избегание опасности. Каждый из типов активности реализуется на специфических, в известном смысле противоположных принципах. Навигация предполагает единство организма и среды, поисковая активность – различимость между организмом и противостоящим ему объектом. Различие принципов, лежащих в основе двух типов активности, находит своё продолжение в различии механизмов восприятия, их обслуживающих. Восприятие, обеспечивающее навигацию, строится на основе ориентации на целостные эффекты, связанные с взаимодействием организма и мира в процессе движения. Такое восприятие предполагает отображение единого комплекса («организм – мир») и ориентировано на сохранение инвариантов, возникающих в процессе такого взаимодействия. Второй тип восприятия изначально базируется на дискретном принципе функционирования и ориентирован на отдельные, вырывающиеся из контекста феномены. Объекты восприятия, обеспечивающего поисковую активность, выступают своего рода знаками, которые способны запускать определённые поведенческие механизмы и как таковые должны быть доступными восприятию в любых ситуациях, вне зависимости от того положения, в котором находится движущийся организм, а это значит, что они должны носить достаточно общий и абстрактный характер. Такое восприятие основано на абстракции из текущего строя готовых паттернов, вроде двухмерной формы ястреба, на которую так сильно реагируют кролики и куры.
Как известно, психика и сознание возникают на основе восприятия. Логично предположить, что два базовых типа восприятия – целостное и дискретное – находятся у истоков двух основных типов сознания, непосредственно-синтетического, привязанного к правому полушарию, и дискретно-пропозиционального, связанного соответственно с левым полушарием. Данные науки подтверждают эту гипотезу. Исследования показывают, что в любом акте человеческого сознания можно выделить два уровня: базовый, образно- символический, напрямую связанный с навигационным восприятием и протекающий в форме спонтанной игры образов и сопровождающийся синестезийными эффектами уровень сознания и уровень дискурсивного, строящегося на субъект-объектном принципе и реализующегося в знаковых,
Останні події
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію