 
 Re: цензії
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
- 19.10.2025|Ігор ЧорнийКовбої, футболісти й терористи
- 19.10.2025|Марія КравчукТретій армійський корпус представляє казку Володимира Даниленка «Цур і Пек»
- 18.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ«Кожен наступний політ може стати останнім...»
- 16.10.2025|Наталія Поліщук, письменниця, членкиня НСПУФантастичне й реальне, а також метафора «кришталевого світу» в оповіданні Катерини Фріас «Un anillo misterioso» («Містичний перстень») зі збірки «За синіми і жовтими гардинами» (2025), Іспанія
- 16.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПоети помирають уранці
- 08.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськЗазирнути в задзеркалля
Видавничі новинки
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
«Кампо ди Фьори»
Поэма о Риме, стихотворение о Стамбуле, набросок о русской избушке.
       
Стихотворение и небольшая поэма Глеба Шульпякова продолжают заметки о его многочисленных путешествиях в разные концы света. Теперь и в самой что ни на есть поэтической форме. Рим и Стамбул, а также глухая русская деревушка…
  Чеслав Милош** Тогда через многие годы 
На новом Кампо ди Фьори 
Поэт разожжёт мятеж 
1.
…по пути на площадь — 
узкий проход, проулок (даже 
не проулок, а щель, лазейка). 
Солнце не заглядывает сюда. 
Купишь пиццу, сядешь у стены 
— кусаешь, пока не остыла, 
и смотришь в толпу. 
Стена (не мрамор, а гладкий 
обмылок) — белая, тёплая. 
Над крышами висит купол — 
шар воздушный, железный. 
Тащит пустую корзину 
— только мелькают тени. 
А толпа всё прибывает. 
Чужой в этом городе, я 
прихожу сюда каждый день. 
Ни Колизей или Форум, 
суды или банки, Термы, 
но тёмный проулок: 
вот где ось мира. Здесь 
время сошлось, сжалось. 
Американцы, французы, немцы 
галдят, хрустят картами. 
Сытые, самодовольные 
мошки в янтарной капле 
(и я вместе с ними). 
И маленький индиец — 
продаёт зажигалки. 
В кафе по телевизору суд: 
«Миссис Кембелл, скажите, 
откуда эти бриллианты?» 
И толпа замирает перед экраном. 
«Как она держится!» Шепчут. 
А я читаю бегущую строчку: 
«Число жертв… выброс нефти…» 
Француз-кукольник 
заводит шарманку. 
Толпа окружает его, хохочет. 
Смешно — певец умер, а кукла 
кривляется на помосте. 
И монеты летят в шляпу. 
А я затыкаю уши: 
«Жги мир как Нерон, 
убивай в гетто — ничего 
кроме чужих бриллиантов 
ему неинтересно!» 
Не шум вечного города, но 
скрип ледяного ворота 
— каменной ступицы, 
вот что я слышу. 
Не булыжник, но жернова 
под нашими ногами. 
Не шарманку, но молох 
вращает кукольник. 
Не вальс, но марш 
звучит над головами. 
«Мир, люди — 
как разбудить вас? 
Как растопить время?» 
И тогда я решаю вот что. 
2.
…когда ты спал. Просто 
собрала вещи, закрыла номер. 
Улыбаюсь портье сквозь слёзы — 
а сама не знаю, куда бежать. 
Как сомнамбула, выхожу 
из гостиницы на площадь 
и сажусь в кафе, нашем. 
.
«Сеньорита?» Официант кивает. 
Заказываю кофе и граппу. 
Что ты заказываешь обычно. 
А рынок бурлит, торгует 
— Джордано Бруно в цветах! 
Закуриваю, пишу. Но что? 
Слов для тебя у меня нет. 
«Не могу больше…». Стираю. 
«Пойми, мне не хватает тепла…» 
А сама слышу твою усмешку: 
«Тебе со мной так плохо?» 
Кричу: «Хорошо, слишком! 
Но это «хорошо» — холодное…» 
И не могу отправить. 
И тут этот парень. 
шорты, майка — обычный. 
Задел столик, извинился 
— акцент, иностранец. 
Стоит под памятником, смотрит 
поверх голов. Улыбается 
и отвинчивает крышку. 
Вокруг пьют, стучат вилками. 
Продавец отвешивает лимоны. 
А у него побелели губы. 
Хочет говорить, но слова? И я 
понимаю, что сейчас будет. 
Теперь это не лицо, а маска, 
которую вот-вот снимут. 
Пустая канистра падает. 
Волосы слиплись, одежда промокла. 
(официант нюхает воздух). 
А толпа уже собралась. 
Какая-то девочка бросает монету. 
Взгляд отрешённый, в себя: 
щелчок! ещё! ещё раз! 
И разочарованный выдох. 
Он поднимает глаза 
— пустые, прозрачные. 
Лицо заплаканное. 
И находит меня взглядом. 
Очнувшись, встаю. «Пустите!» 
— пробираюсь к памятнику. 
Протягиваю сухую зажигалку. 
И сразу на площадь. 
Шаг, другой. Ещё. Хлопок! 
— как парусина на ветру — 
и мир взрывается. 
Крики, звон, стук, топот. 
Карабинер на бегу достаёт рацию. 
А я спускаюсь в переулок. 
В проход, в щель — туда, 
где таксист тянет шею. 
— «Что там, сеньорита?» 
«На вокзал». Ко мне 
возвращается мой голос. 
Мимо, размахивая руками, 
бежит маленький 
индиец. 
* Площадь цветов в Риме, на которой сожгли Джордано Бруно. Одно из самых популярных туристических мест города.
** Перевод с польского Натальи Горбаневской
Случай в Стамбуле
надо бы встать, выйти из кафе, подняться в номер, 
закрыть двери/окна/шторы, стащить рубашку 
— упасть на постель, провалиться в сон — 
но вместо этого я не могу не смотреть на улицу, 
где, глядя перед собой как слепые, идут люди 
не могу отвести глаз от прохожих, между которыми общего — 
только этот город и стены друг между другом — 
только воздушные шары фантазий, скрипящие над головами 
— и я эти шары вижу 
…несколько лет назад. 
Невысокая, гладкие волосы 
собраны на затылке (бёдра 
обтянуты светлой юбкой). 
Турчанка, переводчица — 
она повторяла слова, мои слова. 
Чем ещё подкупить мужчину? 
Широкие брови; масличный разрез глаз. 
Тёмные, полупрозрачные, они 
излучали тревогу, как будто 
она знала, что между нами будет… 
А потом проходит — сколько? — четыре года. 
Мой роман вышел, я возвращаюсь в город. 
В книжном издатели, журналисты. 
Английский, турецкий язык, музыка — 
сливаются в ровный шум. 
А я всё смотрю поверх голов, ищу 
её взгляд. И не нахожу, не вижу. 
Она не приходит. 
«Найти и подарить книгу» — Решаю утром. 
«Не может быть, чтобы она забыла». 
Ведь это нашу историю 
я рассказал в романе. Нашу ночь 
подарил герою. Наши чувства 
рассказал всему миру. 
И вот я спускаюсь по горячим камням. 
Грохот города отступает, меркнет. 
В древних кельях тишина и прохлада. 
Вода звенит в фонтане — как в тот день. 
«Как представить господина?» — 
На губах у привратника полуулыбка. 
Смотрит — как будто всё знает. 
«Господину обычный или турецкий?» 
…Пальцы не слушаются, чашка 
вот-вот выскочит из рук. 
Сижу, уткнувшись в газету. 
И вдруг слышу забытый голос. 
«Это вы? Вы ко мне?» 
Сухая ладонь, быстрое пожатие — 
ни словом, ни жестом! только 
из-под ресниц тёмный блеск. 
«Объявлен культурной столицей Европы... 
Рада поздравить с книгой…» — 
Она говорит не своим, деловым тоном. 
А я смотрю на нежную шею. 
На влажные крупные зубы, которые 
разжимал языком, чтобы ощутить 
горячий клубничный вкус 
(мы ели в кафе клубнику). 
И снова: «Наш культурный центр… 
Среди почётных гостей…» 
Она говорит, чтобы заглушить наши мысли. 
Но я вижу стыд и любопытство. 
Такими были её глаза, когда она, 
полураздетая, прижималась ко мне, 
чтобы я не видел её наготы; и в дверях, 
когда запретила провожать себя. 
«Что-то ещё?» — Мы встаём. 
Я чувствую, как рубашка отлипает от кожи. 
«Мне хотелось подарить тебе…» — 
Оба смотрим на книгу, 
как будто под обложкой приговор. 
«Если можно, подпишите роман…» — 
Она обводит рукой галерею. 
«Для нас это важно, очень». 
И я покорно вынимаю ручку. 
…Ладонь сухая, ни секунды дольше. 
На лестнице оборачиваюсь — 
нет, светлая юбка исчезла в келье. 
Чернильные полосы кипарисов 
и на столе красное пятно книги. 
…По дороге обратно сажусь в кафе. 
Вспоминаю тот , настоящий вечер. 
Стул напротив, который остался пуст — 
потому что она не пришла. 
Нетронутую клубнику, и как 
один поднялся в пустой номер. 
«Надо бы встать, — говорю, очнувшись. — 
Дойти до гостиницы, зашторить окна. 
Заснуть, а завтра улететь из этого города…» 
Но другой голос перебивает: 
«Надо бы всё рассказать ей — ночью, 
когда мы закончим». Ночью — 
и будем лежать навзничь. Ночью, 
и слушать тихий шелест. 
Ночью — над нашими мокрыми 
головами. 
* * *
в моём углу — бревенчатом, глухом 
такая тишина, что слышно крови 
толкание по тесным капиллярам 
и мерная работа древоточцев — 
ни шеи, ни руки не разгибая, 
в моём углу я словно гулливер, 
то с этой стороны трубы подзорной 
смотрю вокруг — то с этой 
(меняя мир по прихоти моей) 
но слышу только равномерный скрежет 
— пройдёт ещё каких-нибудь полвека, 
изъеденный, дырявый — угол мой 
обрушится под тяжестью себя 
и только скобы новый гулливер — 
изогнутые временем, стальные 
поднимет с изумлением на свет 
и скажет про себя: умели строить 
Коментарі
Останні події
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
- 29.10.2025|18:12В Ужгороді започаткували щорічні зустрічі із лауреатами міської премії імені Петра Скунця
- 27.10.2025|11:2010 причин відвідати фестиваль «Земля Поетів» у Львові
- 26.10.2025|08:07У Львові відбудеться презентація однієї з найпомітніших книг сучасної воєнної прози: «Гемінґвей нічого не знає» Артура Дроня
- 25.10.2025|11:58Як підготуватися до Радіодиктанту національної єдности - поради від філологині Інни Літвінової
- 25.10.2025|11:51У Львові вручили премію імені Богдана Ігоря Антонича 2025 року
- 21.10.2025|11:27У Луцьку презентували посібник із доступності для культурних подій



 
        