Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Немецкая печать о романе Мишеля Уэльбека "Покорность"
Провокация или предупреждение? Сарказм ради сарказма или философское видение будущего? Немецкие критики бурно обсуждают роман о том, как ислам побеждает просвещение.
Роман Мишеля Уэльбека и сама фигура этого, пожалуй, самого спорного, но и влиятельного из современных авторов начали обсуждаться еще до официальной публикации "Покорности" в Германии (16 января).
Обозреватель газеты Die Welt Тильман Краузе (Tilman Krause) пишет: "Непостижимо: этот человек должен быть новым Жан-Полем Сартром? Наследником Мишеля Фуко? Интеллектуальным гуру целого поколения? Этот опустившийся субъект, который от беспрерывного курения сигарет, ингаляции наркотических субстанций и пития во время публичных выступлений (впрочем, как и во время индивидуальных интервью) выглядит так, что впору усомниться в его рассудке?".
Да, поясняет критик далее, именно этот "похожий на бомжа" человек является автором "самого острого, полемического анализа действительности" и "самым значительным прозаиком, какого в настоящий момент может предложить миру французская литература". Краузе указывает: "Эта "темная звезда" французской литературы, Уэльбек пришел из другой, "дикой" части национальной литературной традиции. Он ведет свою генеалогию от "проклятых поэтов" ("poètes maudits"), от Рембо и Селина. То есть от литераторов, которым было глубоко наплевать на почести и уважение буржуазного общества. "Пошли вы" - таков нормальный модус отношения этих писателей к социуму. В Германии такая позиция скорее характерна для левых. Во Франции подобные низвергатели "хорошего тона" встречаются как раз среди правых".
Еженедельник Der Spiegel в статье "Страна гражданских войн" анализирует социальный контекст возникновения романа "Покорность". Автор, Георг Диц (Georg Diez), пишет: "Истинная провокационность этого романа заключается не в том, что он внушает страх перед исламом. Куда больше шокирует рисуемая Уэльбеком перспектива добровольного подчинения западного общества, его покорной готовности отказаться от традиции борьбы за ценности и свободы. Своей победой на президентских выборах во Франции в 2022 году, о которой рассказывает роман Уэльбека, его герой, исламский кандидат Мохаммед бен Аббес, обязан страху избирателей перед кровопролитными столкновениями правых экстремистов и радикальных исламистов. Это сценарий отступления, усталости общества. А эту усталость, в свою очередь, видят все: Уэльбек указывает на нее, джихадисты связывают с ней свои надежды, и даже левые теоретики описывают ее, эту усталость, охватившую западный мир, самоотрицание общества потребления, порывающего с традициями свободомыслия и справедливости".
Фридерике Гёсвайнер (Friederike Gösweiner) на страницах австрийской Die Presse вступается за Уэльбека: "Покорность" - грандиозный роман, в высшей степени актуальный по теме и безупречно выстроенный с литературной точки зрения. Это не происламская и не антиисламская книга. Это сведение счетов с Европой, причем самое горькое, самое беспощадное сведение этих счетов. Это не безвкусная провокация ислама, а впечатляюще умный и печальный приговор Европе. /…/ Европа в "Покорности", шестом романе Уэльбека, осуществляет по сути "самоликвидацию". /…/ Ислам означает для героя (а он, как всегда у Уэльбека, "альтер эго" автора) второй шанс: шанс на общность с другими людьми, на семью. На все то, что, по всей видимости, разрушено европейским проектом. Но семья (в какой бы то ни было форме) необходима, причем не только с индивидуальной или психологической, но и с социально-политической точки зрения: она обеспечивает существование общества. Уэльбек провидчески указывает на суть центральной европейской проблемы. И ислам при этом играет лишь второстепенную роль".
"Брат Мишель" – так называется рецензия Фолькера Вайдермана (Volker Weidermann), в которой автор опровергает тезис о том, что роман Уэльбека разжигает страх перед исламом: "Покорность" - это книга о страхе и одиночестве. О любви к литературе, о любви к тем, кто создал литературу, о чудесном сексе, о печальном сексе, о полигамии, о счастье хорошей еды, о фантастическом счастье хорошего вина, о выстрелах в Париже, о гражданской войне, о разочаровании в политике, и это книга о возможности мирного будущего, об объединенном континенте, о единой Франции, в которой умеренные, антирасистски и либерально настроенные "братья-мусульмане" приходят к власти в ходе демократических выборов. И это - одна из лучших книг Мишеля Уэльека. /…/Франция в качестве исламской республики - это полуироничная, полусерьезная игра с одной из возможностей развития нашего мира".
Анастасия Буцко
Коментарі
Останні події
- 28.11.2024|14:49Видавництво Старого Лева спільно з Talents for Ukraine запускають серію подій "Читати. Говорити"
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії