Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

06.12.2010|19:30|Радио Свобода

Литературовед Глеб Морев – о Премии Андрея Белого

Одним из главных событий московской ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fictionстало объявление лауреатов старейшей независимой литературной Премии Андрея Белого.

Основанная в Ленинграде в 1978-м году "неофициальными" писателями, Премия Андрея Белого вручается в 25-й раз. Лауреатами стали прозаик Анатолий Гаврилов (книга "Берлинская флейта"), поэт Сергей Стратановский (сборник "Оживление бубна"), в номинации "Гуманитарные исследования" – Людмила Зубова, автор книги "Языки современной поэзии". 

Рассказывает член премиального Комитета, литературовед Глеб Морев.

– Много значительных поэтических книг попало в шорт-лист в этом году. Вероятно, в комитете немало спорили, прежде чем выбрали победителя в номинации "Поэзия"?

– Безусловно, споры были, но как раз по номинации "Поэзия" их было меньше. Вообще для премии эта номинация "равнее прочих", что объясняется ситуацией на литературном поле. Потому что, на мой взгляд, в России, помимо премии Андрея Белого, не существует вменяемых премий в области актуальной современной поэзии. Тут Андрею Белому приходится отыгрываться за всех. И, на мой взгляд, самые безошибочные награждения в истории премии связаны именно с номинацией "Поэзия". В этом году была достаточно сложная ситуация, потому что действительно были номинированы несколько прекрасных книг. Но выбор Сергея Стратановского можно было предугадать. Потому что рационально необъяснимо то обстоятельство, что он не получил эту премию 20-25 лет назад. Лучшие вещи Стратановского, вошедшие в золотой фонд русской поэзии, на мой взгляд, написаны в 70-80 годы. И тут мы воспользовались случаем, потому что издательство "Пушкинский фонд" выпустило книгу его избранных библейских стихотворений, в него вошли классические тексты 70-80-х. Это было прекрасным поводом исполнить тот долг, который премия Андрея Белого имела перед Стратановским. 

– И еще одна важная номинация – "Литературные проекты".

– "Литературные проекты" – номинация важная и новая. Она наследует номинации отцов-основателей премии, которая называлась "За заслуги перед литературой". В какой-то момент отцам-основателям показалось, что кандидатов премии "За заслуги" стало не так много, выбор был труден. Так появилась номинация "Литературные проекты". В этом году голоса отцов-основателей разделились. Борис Иванов отдал свой голос Сергею Кудрявцеву, основателю и владельцу издательства "Гилея", Борис Останин приветствовал премией Евгения Кольчужкина, издателя двухтомника Сергея Петрова, полуофициального ленинградского поэта советского времени. Вот такой двойной выбор. 

– Вы произнесли слово "вменяемость". И Анна Наринская в "Коммерсанте" написала о том, что премия Андрея Белого демонстрирует вменяемость на сегодняшнем литературном фоне. А уровень невменяемости в последнее время опасно вырос.

– Слово "вменяемость" чуть ли не я ввел в литературно-критический обиход. Так считает Сергей Иванович Чупринин в своем Словаре современной русской литературы: не буду от этого отказываться, хотя, возможно, это и не так. Этот термин мне представляется одним из ключевых. Можно соглашаться или не соглашаться с эстетическими ориентирами премии Белого, однако в ее стратегии и тактике есть эта вменяемость, последовательность понимания того поля, в котором мы работаем, понимание эстетических ориентиров, которые для нас важны. В премии как в институции прослеживается логика и существует предсказуемость в хорошем смысле слова. Не может быть казусов, которые происходят в последние годы с такими премиями, как Русский Букер, когда очередное награждение ставит в тупик всех, заставляет разводить руками, пожимать плечами и не находить ответа на вопрос, почему награжден именно этот текст. За каждым награждением премии имени Белого стоит внятное объяснение, внятная мотивация решения комитета. Это, на мой взгляд, одно из достоинств этой институции во все годы ее существования.



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери