Re: цензії

11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наук
Привабливо, цікаво, пізнавально
08.12.2025|Василь Кузан
Крик відчаю
02.12.2025|Василь Кузан
Ні краплі лукавства
27.11.2025|Василь Кузан
Nobilis sapientia
27.11.2025|Віталій Огієнко
Розсекречені архіви
24.11.2025|Наталія Богданець-Білоскаленко, доктор педагогічних наук, професор
«Казки навиворіт»: Майстерне переосмислення народної мудрості для сучасної дитини
23.11.2025|Ігор Зіньчук
Світло, як стиль життя
21.11.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук
Світлотіні свободи
18.11.2025|Ігор Чорний
У мерехтінні зірки Алатир
17.11.2025|Ігор Зіньчук
Темні закутки минулого

Літературний дайджест

04.10.2010|07:43|Коммерсантъ

Поэтические разночтения

Герхард Штеблер положил на музыку стихи Сергея Жадана.

Фестиваль "Улица игр – игры на улице" открылся совместным проектом немецкого композитора Герхарда Штеблера и украинского писателя Сергея Жадана "Камни", жанрово обозначенным как "концертная интервенция". На пару часов более сотни музыкантов заполонили трехъярусную сцену, установленную рядом с центром современного искусства Soviart, и заняли позиции на ближних лестницах и горках. В звуковую воронку угодила и ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА. Трехдневный фестиваль "Улица игр – игры на улице", инициированный украинским офисом Гете-института, был посвящен болезненной теме переустройства Андреевского спуска, который все никак не превратится в "киевский Монмартр". Программа фестиваля включала в себя несколько арт-проектов open air, выставку архитектурных концепций преобразования многострадальной улицы и ряд разноформатных перформансов. Первым и, пожалуй, главным из них стал пятничный концерт около галереи Soviart, выступившей соучредителем фестиваля.
Это было действо в принципиально новом для киевской публики формате. Проект, объединяющий поэзию и музыку, и определенным образом вписанный в ландшафт, родился в ходе сотрудничества Сергея Жадана с Герхардом Штеблером – немецким композитором-экспериментатором, известным своими незаурядными идеями как в чисто музыкальной плоскости, так и в сфере исполнительства в целом. Его камерное творчество в меру своих возможностей презентовал полтора года назад ансамбль "Новая музыка в Украине", предложив трактовку в иронично-гротесковом ключе, далекую от концепций Штеблера, вкладывающего серьезный месседж даже в игровые пьесы.
Что до масштабных идей композитора, то в Украине они до нынешнего момента не воплощались вообще. В то же время у себя на родине Штеблер, выражаясь его собственным языком, выступал "дизайнером звукового пространства" в проектах, о которых последователям скрябинских идей синтеза искусств не приходилось даже мечтать. Он окутывал звуками гигантские внутренности заброшенных фабрик и электростанций, усаживал музыкантов на вертолеты и дирижабли, устраивал концерты ночью в чистом поле, запустив в небо огромную искусственную луну.
Не менее грандиозное мероприятие с полетами на воздушных шарах, игрой оркестров на балконах и танцующими подъемными кранами изначально планировалось организовать и в Киеве, но, в силу различных причин бюрократического свойства и подчеркнутой неприязни жителей Андреевского спуска к большому и громкому искусству, организаторам пришлось ограничиться куда более скромными масштабами. В результате на дорожной брусчатке около галереи Soviart соорудили длинную сцену в три яруса: на нижнем разместили ударников ансамбля Ars Nova, на среднем усадили Национальный духовой оркестр и водрузили дирижера Петра Товстуху, на верхотуру закинули часть медной группы оркестра и камерный хор "Крещатик". Подключили и ландшафт – на лестницу около замка Ричарда и верхушку Замковой горы взобрались оставшиеся перкуссионисты из Ars Nova и участники ансамбля Nostri Temporis. Исполнением руководили по рации, включив в ноты, помимо музыкальных партий, еще и подробные указания для осветителей и президента Киевской федерации авиамодельного спорта Сергея Скалько, который солировал на блоке зажигания воздушного шара.
Непривычная не только для широкого слушателя, но и для самих оркестрантов музыка, нотируемая то как азбука Морзе (сплошные точки-тире, фиксирующие скорее продолжительность и интенсивность звучания, нежели звуковысотность), то как напластование штрихкодов (остроумное изобретение Штеблера), звучала ярко, дерзко и бескомпромиссно. Равно как и поэзия Жадана, поднимающая острые социальные и политические темы и режущая слух экспрессивной образностью. Композитор вынул из нее звуковые блоки, поручив хору отдельные фрагменты, или "камни", в которых артикулируются только определенные гласные или согласные буквы. Все 14 "камней" – эпизодов, из которых состояла партитура,– исполнители и слушатели проходили так, словно совершали определенный ритуал, участвуя в живой мистерии, в которой были как явные, так и тайные зашифрованные создателем моменты.



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

11.12.2025|20:26
Книга року ВВС 2025 оголосила переможців
09.12.2025|14:38
Премія імені Юрія Шевельова 2025: Оголошено імена фіналістів та володарки Спецвідзнаки Капітули
02.12.2025|10:33
Поетичний вечір у Києві: «Цієї ночі сніг упав» і теплі зимові вірші
27.11.2025|14:32
«Хто навчив тебе так брехати?»: у Луцьку презентують дві книжки про гнів, травму й силу історій
24.11.2025|14:50
Коли архітектура, дизайн і книги говорять однією мовою: вечір «Мода шаблонів» у TSUM Loft
17.11.2025|15:32
«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
17.11.2025|10:29
Для тих, хто живе словом
17.11.2025|10:25
У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
16.11.2025|10:55
У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
13.11.2025|11:20
Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»


Партнери