
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Голос крови
Елена Чижова превращает рассказ о нескольких годах из жизни еврейской девушки в историю кровной мести и племенных войн.
Елена Чижова. Полукровка. М.: АСТ: Астрель, 2010.
Вышедший в издательстве «АСТ» роман Елены Чижовой — на самом деле не новый. Его журнальная версия под названием «Преступница» появилась ещё в 2005 году. Очевидно, что нынешней публикацией (разумеется, с обычной в таких случаях заменой заголовка с нейтрально-сюжетного на проблемно-провокационный) писательница обязана прошлогоднему букеровскому успеху её романа «Время женщин». Впрочем, разница между двумя этими текстами настолько драматически велика, что подтверждает устоявшееся мнение о Елене Чижовой как об авторе, способном незаурядным образом меняться, развиваться и совершенствоваться.
Главная героиня «Полукровки» юная Маша Арго талантлива, начитанна, скромна, интересуется науками, мечтает поступить на исторический факультет ленинградского университета. Мешает лишь одно. Туманные намёки соседок по коммуналке, таинственные пометки на анкетах, экзаменационные списки, извлекаемые из ящиков столов, унизительные четвёрки за блестящие ответы — очень быстро Маша понимает, что у неё нет шансов. Вот только смириться со своей участью не получается. По совету многомудрого кузена Маша решается на подлог. Росчерком пера еврейские корни отца меняются на прибалтийские, и Маша поступает на финансово-экономический факультет.
Еврейское происхождение героини в её собственном сознании оказывается сродни принадлежности к племени, в данном случае — к племени волков. Против этого племени выступает другое — пауки, которые словно бы оставляют свои отметки на ней и на документах, воздвигают препятствия на её пути и всячески портят жизнь. Проблема Маши Арго в том, что она — полукровка. Ни там ни тут. Чтобы победить врага, нужно определиться с принадлежностью и принести кровную жертву. Примерно так можно описать те нешуточные страсти, которые разгораются в сознании героини, определяя её подчас весьма экстравагантные поступки.
Впрочем, это не единственная метафора, которая присутствует в романе. Другое дело, что совершенно непонятно, зачем все эти образные надстройки понадобились автору. Что так, что эдак — история полуеврейской девочки Маши, типичная в советских реалиях, таковой и остаётся. Никакого нового звучания не возникает. А вот что возникает, так это неприятное чувство спекуляции, причём не слишком чистоплотной. Еврейство, национальный вопрос, гнёт государственной системы, преследование инакомыслия, несправедливость, издавна прохладные отношения с прибалтийскими народами — полный набор тем настолько вечных в своей провокационности, что на страницах романа едва ли приличных. За всем этим безвозвратно тонет то, что могло бы сделать этот роман действительно качественным повседневным чтением. Равно как теряются и все художественные удачи, которых в тексте, в общем-то, немало.
Стабильное желание, которое не оставляет на протяжении всей книги, двояко: то ли окончательно отделить рассказываемую историю (как всякая история, имеющая отношение к судьбе человека, интересную) от никуда не ведущих надстроек, то ли довести метафору до логического завершения, чтобы сочетание двух слагаемых дало наконец какой-то ощутимый в своей целостности результат.
Татьяна Трофимова
Додаткові матеріали
- Лауреатом «Русского Букера-2009» стала Елена Чижова
- Казки не для людей і премії не для дітей
- Коммунальные музы истории
Коментарі
Останні події
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz